Самоанализ и самокопание — как определить разницу?

Содержание

Самокопание vs. Рефлексия: как перестать копаться в себе?

Самоанализ и самокопание - как определить разницу?

Ум считается во многих обществах самостоятельной ценностью. Почти всем детям во все времена говорят: «будь умным, учись хорошо». Редко встретишь человека, который на дух не переносит образование, книги. Люди могут быть необразованными и книг не читать совсем, но все равно они уверены, что польза в просвещении есть.

Но когда человек делает объектом размышления свою личность, свое поведение и поступки, то он либо занимается рефлексией, либо самокопанием. Несмотря на синонимичность понятий, в первом термине заключен положительный смысл, а во втором – отрицательный.

Рефлексия и самокопание. Сходства и различия

Сходство здесь только одно: человек избирает предметом размышлений самого себя, путешествует вглубь своей субъективности. А различия следующие:

Рефлексия конкретна, самокопание – абстрактно. Мужчина разговаривает с девушкой, и после разговора барышня обижается, не называя причины. Рефлексия избирает своим предметом сам разговор и раскладывает его на составляющие, обнаруживается причина обиды девушки – ребус решен.

Самокопание вязнет в деталях, поэтому не может вычленить конкретную проблему, обида девушки еще один повод, чтобы мужчина сказал самому себе: «Я – неудачник». При самокопании происходит сдвиг с анализа события на анализ личности «виновника».Рефлексия рациональна, а самокопание – эмоционально.Рефлексия целенаправленна, а самокопание – бесцельно.

Рефлексия ищет причину, тогда как самокопание предъявляет претензии и развивает жалость к себе.Рефлексия действительно помогает человеку понять окружающих людей и себя, а самокопание – это нож, которым человек разрезает свое нутро и обнаруживает новые и новые недостатки.

Рефлексия предполагает действия и выводы, самокопание – это анализ ради процесса, он не предполагает конца.

Рефлексия созидательна, а самокопание – разрушительно.

Как распознать стихийные замкнутые на себе любимом размышления и склонность к самокопанию. Признаки

Размышляя о своей натуре, человек себя не хвалит. Он видит только недостатки и поражения. Это проявляется в мелочах. Пошел человек с утра свежего хлеба купить в магазин, и вместо черного купил белый. И даже за такой незначительный промах он безжалостно отчитывает себя.

Сослагательное наклонение и частичка «бы» становятся фундаментом внутренних диалогов человека. Он все время думает: «Эх, я мог бы…», «Я сделал бы…». И разговоры в подобном духе не заканчиваются почти никогда. Внутреннее бубнение сопровождает горемычного каждую минуту, даже если он и не говорит сам с собой.

Приступы обвинения себя в грехах сменяются волна раскаяния и оправдания.Человек блуждает по памяти, созерцая руины прошлого. Он не думает ни о будущем, ни о настоящем. Время его уходит на археологические раскопки.

Самоанализ не открывает человеку новые горизонты его личности и окружающего мира, а служит только оружием разрушения уверенности в себе.

В такое случае низкая самооценка не заставит себя ждать. Человек не понимает, что вредит себе. Он уже не «хозяин в собственном доме».

По этим чертам распознается беспочвенное размышление и склонность к самокопанию.

Постоянное самокопание и его причины

Проблема одиночества. Как ни прискорбно об этом говорить, но одинокие люди более склонны к самокопанию, чем те, у кого есть семья или хотя бы пара.
Неудачные, исчерпавшие себя отношения. Также причиной бессмысленного и беспощадного ковыряния в себе могут нездоровая «любовь» или «влюбленность».

Например, у человека слишком развита совесть, и он встретил партнера-тирана, который каждый божий день эксплуатирует это качество. Деспот выговаривает своему «возлюбленному», что в бедах виноват он и только он. На этом фоне возникает потребность и привычка в самокопанию, которая начинается со слов: «Что я сделал не так…».

И надо сказать, что поводы для подобных размышлений всегда найдутся.
Долгие поиски себя и своего места в жизни приводят к бесконечному самокопанию, когда человек долго не трудится, ищет и не находит достойной сферы приложения своих умений и навыков.

Безработица не приходит одна, она приводит с собой разочарование в жизни и приступы неистового самоанализа без цели, предмета и конца.Болезни провоцируют приступы безрадостных размышлений о себе. Когда человек тяжело или легко болеет, он полагает, что так продлиться очень долго. Далее за эти мысли цепляются воспоминания о прошлых неудачах.

Болезнь втягивает человека в круг бесцельной рефлексии, ухудшая его состояние.

Самокопание как симптом общей неудовлетворенности жизнью. Это самая интересная с точки зрения психологов, но самая печальная с точки зрения их клиентов группа причин. Когда нет проблем, но все равно тянет достать нож самоанализа и вскрыть старые, затянувшиеся раны.

И здесь причины многообразны: конфликты на работе, работа не устраивает или не приносит удовольствия. От самокопания люди также могут болеть серьезно или страдать ипохондрией. И в каждом отдельном случае истинная причина скрывает себя, в том числе облачаясь в одежды самоанализа.

Постоянное самокопание – это тревожным симптом, с помощью которого психика посылает человеку сигналы SOS. Их расшифровать нетрудно: «Нужно меняться самому и менять свою жизнь».

Самокопание: как избавиться от привычки выискивать у себя недостатки?

Заниматься самокопанием вредно. Но что же делать? Следующие принципы могут человеку избавиться от дурной навязчивой привычки:

Физическое здоровье ведет за собой приподнятое настроение. Как бы банально ни звучало, но чтобы побороть самокопание, сначала нужно отсечь те причины, которые связаны с физиологией. Если у человека есть болезни, незалеченные раны, то их нужно устранить, а затем ждать, станет ли ему житься радостнее и веселее.«Что будет в самом худшем случае?».

Если физическое здоровье в норме, а размышления о жизни и себе любимом все еще нагоняют тоску, то можно спросить себя: «А что будет в самом худшем случае?» Методика рассчитана на то, чтобы человек вновь и вновь спрашивал себя о последствиях, потом убеждался в их смехотворности или незначительности, а затем избавлялся от привычки дурного самоанализа.Запрет за гипотезы.

Не слишком полезная штука – самокопание. К чему приводит оно уже ясно. Проблемная ситуация возникает тогда, когда человек живет не в настоящем: он либо сожалеет о прошлом, либо страшится будущего, используя размышления о бытии как орудие пыток.

Человек должен настроить себя на то, что главное – это настоящее, оттолкнуться от этой мысли и жить день за днем, не думая ни о грядущем, ни о прошедшем. И если выбирать между двумя не слишком приятными возможностями, то лучше строить планы на будущее, чем утопать в горечи о несбывшемся.«Косметический и капитальный ремонт» личности.

Самокопание побеждается направленной на него рефлексией, которая предполагает действие. Человек должен спрашивать себя, не почему у него столько недостатков, а зачем он вообще об этом думает. Ведь очевидно: люди не идеальны, и «у каждого свои недостатки».

Если человек поймет, почему он об этом думает, то сможет набросать конкретный план, искореняющий реальные, а не придуманные недостатки. Самокопание больше всего боится действия, когда есть действие, на самокопание не остается ни времени, ни сил.

Саморазвитие как здоровая альтернатива «мыслительной жвачке».

Причем термин «саморазвитие» в этом случае включает в себя: освоение новых знаний, умений и навыков, получение новой информации, либо занятия любимым делом – хобби. Сапокопание возникает в психике человека, который не узнает ничего нового, не устраивает периодическую ревизию своих ценностей, убеждений – мировоззрения. Пассивность порождение беспочвенные терзания и размышления.

Опасный и хитроумный зверь – самокопание. как избавиться от него? Если человек использует хотя бы один из предложенных вариантов решения проблемы, и он задышит свободнее без ложных умствований.

Философские размышления о жизни под запретом?

Что значит самокопание и каковы его последствия ясно.

Осталось ответить на последний вопрос, который наверняка волнует каждого человека: неужели теперь нельзя размышлять о смысле жизни, о предназначении, об ошибках в жизни, а траектории линии судьбы (у Эрика Берна это называлось «жизненным сценарием») и еще о других неутилитарных и на первый (да и на второй тоже) взгляд бессмысленных, с точки зрения житейской логики, явлениях?

Ответ: думать об этом стоит, но важно понимать: философские и психологические вопросы, требуют соответствующей подготовки.

Бесцельное самокопание превращается в осмысленную рефлексию только при серьезной тренировке (ведь ум, интеллект, метафорически говоря, та же мышца, которую следует нагружать) — чтении десятков и сотен книг по психологии и философии.

Писатели также много сил положили, чтобы ответить на вопрос, зачем человек пришел в этот мир, поэтому художественную литературу также нельзя обходить стороной, когда речь идет о смысле и качестве жизни.

Но это все размышления далекие от живых примеров. А если представить, что есть человек, страдающий от физической непривлекательности или болезни, и он лежит на диване и спрашивает себя тихо или громко: «Господи, почему я такой?».

Если участник мыслительного эксперимента так и пролежит 10 лет на диване, укоряя небеса, то в его жизни с большой долей вероятности ничего не изменится, образуется в духовной и душевной жизни застой, на этом фоне возникнет хищный цветок самоедства и разрушит подопытного до основания, от него останутся руины.

Рассмотрим другой вариант: человек спрашивает небеса: «Почему я такой?!» Затем встает с дивана, берет книги по психологии, философии и религии и ищет в них ответ на свой вопрос.

Ответа-то он может быть не найдет, но по крайней мере чтение отвлечет его от мрачных мыслей, спасет от депрессии.

А при живом и схватывающем уме погружение в океан букв обещает пополнение словарного запаса, развитие интеллекта, появления вкуса к литературе и привычку мыслить строго и категориально, не тратя силу на беспредметные раздумья.

Источник: //sunmag.me/sovety/30-03-2014-samokopanie-vs-refleksiya-kak-perestat-kopatsya-v-sebe.html

Как изменить свой характер

Самоанализ и самокопание - как определить разницу?

Каждый человек на том или ином этапе своей жизни начинает задумываться о себе и об особенностях своей личности. Как правило, такое желание самопознания возникает тогда, когда что-то устойчиво не получается: найти спутника жизни, хорошую (по своему пониманию) работу, создать бизнес, и т.д., и возникает вопрос: как изменить свой характер?

«Разбор полетов»

Чтобы получить на него ответ, есть два основных подхода: самокопание и самоанализ. Давайте рассмотрим оба подхода и сравним их эффективность!

Делая «разбор полетов» с собой, размышляя, как изменить свой характер, свое поведение, мы испытываем при этом некие чувства. Они возникают от того, что исследуя себя, мы возвращаемся к определенным ситуациям из прошлого. Поскольку в этих ситуациях мы или наши планы потерпели фиаско, то эти воспоминания имеют совершенно конкретную эмоциональную окраску: разочарование, неуверенность, стыд.

Как изменить свой характер, занимаясь самокопанием?

  Особенностью самокопания является активное проживание этих чувств заново. Т.е., фактически, задача понять, как изменить свой характер, а вернее, его отдельные черты, которые вас все время «подводят», преображается в возвращение к переживанию негативных эмоций, которые вы испытывали в прошлом.

Это может заинтересовать:Как   забыть прошлое?

Если вы человек, склонный к агрессии к внешнему миру, то вместо того, чтобы определить, над чем вам надо в своей личности поработать, вы сидите в слезах или по уши в краске от стыда от воспоминаний, и вся ваша энергия уходит на то, чтобы от этих эмоций избавиться.

При этом, ваше желание разобраться и понять как изменить свой характер, под воздействием переживаний незаметно для вас трансформируется в цель оправдать себя и найти виноватых.

Ведь вам неприятно чувствовать себя неудачником или неудачницей, а тем более – непорядочным, жестоким или подлым… Ваша психика начинает вас защищать, у ваш ум говорит вам: да это они виноваты, они меня не поняли, они мне завидуют, они… (подставьте ваш вариант).

Как изменить свой характер, действуя таким способом? Очевидно, что изменений не намечается.

Второй вариант самокопания привычен для людей, которые подсознательно испытывают агрессию по отношению к себе. Особенно, которым на тренингах по лидерству, например, сказали, что «нельзя обвинять других, если у тебя что-то не получается». Именно: нельзя, не хорошо, не по-лидерски.

Вернее, им сказали несколько по-другому, но они так поняли: нельзя, или ты не лидер, ты – неудачник. Т.е. постулат о том, что человек ответственен сам за все, что у него происходит в жизни, воспринимается как «если у тебя что-то не получается, то ты в этом виноват».

Все события в своей жизни рассматриваются в категориях вины, а ответственность – это наказание за то, что ты виноват. Разницы между ответственностью за происходящее с ними и виной такие люди не понимают. Они охотно признают все свои недостатки, даже преувеличивают их, испытывают глубокое раскаяние.

Еще возможно такое пояснение: «Это – моя трагедия, а не моя вина».

От раскаяния и самобичевания человек получает даже определенное удовольствие — это ведь тоже энергия! А если он самобичевание производит публично, то ему еще могут сказать: да нет, ты не виноват, так сложились обстоятельства! На самом деле ты – замечательный. Потом: защитная реакция психики и все повторяется в жизни как обычно.

Как изменить свой характер такому человеку? Шансов нет, как и в первом случае.

Как мы видим, в обоих случаях самокопания есть лишь небольшие отличия в том, как это происходит с разными типами людей. Но результат всегда один: причины находятся вовне. А, поскольку негативные события в жизни продолжаются, в какое-то время опять наступает кризис, и весь процесс начинается сначала.

Другими словами, самокопание – это процесс, повторяющийся с определенной периодичностью, когда вы возвращаетесь к одним и тем же вопросам, пытаетесь найти способ решения одних и тех же не решающихся проблем, в которых вы застреваете, сводящийся к эмоциональному переживанию похожих ситуаций в прошлом, и который не приводит вас к конкретному решению в отношении того как изменить свой характер, какие качества вашей личности необходимо откорректировать. Результатом является нахождение внешних причин ваших неудач, а не определение своих личностных качеств, которые не приводят вас к целям. Желание разобраться с собой не является конструктивным и осознанным, по сути, не является целью. Это эмоциональное желание: да когда же это закончится? Когда в моей жизни что-то изменится?
Самоанализ подразумевает прежде всего истинное намерение посмотреть на себя честно. Негативные переживания не приводят к тому, что мы находим себе оправдания. Наша психика точно также пытается нас защитить. И абсолютно точно есть внешние обстоятельства, которые провоцируют те ли иные наши негативные свойства. Но разница в том, что мы уже приняли решение и поставили себе цель разобраться как изменить свой характер. И мы подходим к этому как к задаче, которую надо решить.

Что такое самоанализ?

Процесс самоанализа включает в себя осознанность и понимание ценности того, что ты делаешь. Для самоанализа существует множество инструментов, в том числе, привлечение своего окружения для получения мнений о себе или о проявлениях своей личности.

Самоанализ делается, как правило, один раз для одной цели, и, после получения выводов, разрабатываются способы контроля или изменения выявленных негативных черт. Т.е. как изменить свой характер, чтобы выйти замуж? Чтобы меня пригласили на более высокую должность?

Конечно, не исключено, что для одной и той же цели необходимо будет делать несколько раз самоанализ.

Но, когда мы говорим, что он делается один раз, имеем в виду, что если мы пришли к выводу, что неуверенность в себе нам мешает и с ней надо работать, то, спустя некоторое время мы не говорим себе, что на самом деле это- не неуверенность, а скромность, и делать с этим ничего не надо, а надо развивать в себе настойчивость, например.

Изменение характера и контроль

Говоря о том, как изменить свой характер, мы не говорим о полной трансформации личности, поскольку есть врожденные свойства (темперамент), связанные с определенным типом нервной системы, которые в принципе не подлежат изменению.

Но, как правило, негативные черты, как, впрочем, и положительные, формируются воспитанием и примерами окружения. Поэтому, человек осознанием и усилием воли может контролировать свою агрессию, раздражительность, бесцеремонность, высокомерие.

Какие-то свойства своей личности он может усилить или найти им лучшее применение.

Например, если человек интроверт, то он может искать работу или должность, где количество коммуникаций будет минимальным и которые будут связаны только с профессиональными обязанностями. Ему совершенно не обязательно работать в продажах, где требуются высокие коммуникативные навыки.

Источник: //mirna360.com/psixologiya/samoanaliz-i-samokopanie-pochuvstvujte-raznicu.html

Самоедство или конструктивный анализ себя? Что делать, чтобы рефлексия не перешла в самоуничижение

Самоанализ и самокопание - как определить разницу?

Для начала — насчет невроза. Ни разумная, ни некая неразумная рефлексия не могут перейти в невроз, потому что невроз в этом смысле всегда первичен. Субъекты с соответствующей неврозацией склонны обращать рефлексию в орудие самоуничижения или называть свои самоуничижающие мысли рефлексией.

То, что принято называть самоедством или самокопанием, походит на рефлексию или самоанализ тем, что в обоих случаях мысль субъекта направлена на него самого.

Ни то, ни другое никогда не станет объективным способом постижения себя, потому что мысли человека всегда связываются им с другими мыслями и окрашиваются его отношениями. И уж тем более, когда это касается его самого.

Однако отсутствие объективности еще не означает, что этот процесс неэффективен.

Отличие самоедства от рефлексии заключается в переживательной окраске этого процесса, поскольку в первом случае постижение себя отходит на второй план и является лишь средством для усиления вины, тревоги и ненависти к себе.

И это при том, что сам механизм существует как раз для того, чтобы снизить тревогу, маскируя конкретные болезненные переживания за экраном помех. Поэтому самоедство, в отличие от рефлексии, всегда циклично и никогда не достигает цели, потому что его цель заключается в чем-то вообще другом, но не в самопознании.

По большому счету самоедство — это искаженный и замкнутый на себе акт рефлексии, ставший инструментом невротического защитного механизма.

Здесь важно, что пожирающий себя таким образом субъект имеет навык рефлексии и может, используя эту способность, высвободиться из порочного круга, благодаря этому навыку что-то понять и начать немного лучше жить.

Что касается самоанализа как исчерпывающего способа самотерапии, то некоторые люди, вероятно, могут справиться с собой без посторонней помощи. Почему бы и нет. Просто мне они не встречались.

Взаимодействие с другим человеком, например психотерапевтом, критически важно потому, что высказывание мыслей вслух в безопасной обстановке оказывает гораздо большее воздействие на говорящего, чем простое их думание.

Проговаривание слов другому наделяет эти слова значением и нагрузкой, которое в рядовых условиях встречается довольно редко. Акт мысли обычно слишком легковесен. Конечно, заменой специалисту в этом смысле может выступить фиксирование мыслей вовне в форме записей. И это весьма полезная практика.

Но у общения с психотерапевтом есть еще одна важная особенность: другой человек способен направлять ход мыслей в сторону, о которой не знает или не хочет знать сам субъект.

Безусловно, не каждая психотерапевтическая сессия ведет субъекта к поразительным откровениям, но там шанс узнать от себя о себе что-то новое в разы выше, чем наедине с самим собой.

В конечном итоге целью психотерапии является в том числе и обучение человека такой рефлексии, которая сможет в достаточной степени заменить ему взаимодействие со специалистом.

То есть пресловутый самоанализ без терапевта — это желательный исход психотерапии, но без нее на достижение такого результата может уйти несравнимо больше времени и сил, чем при ее наличии.

В следующей части статьи должны были появиться комментарии большего числа профессионально рефлексирующих людей. Увы, в нелегкой битве за ответ на вопрос о том, чем самоанализ отличается от самоедства и как не дать одному перейти в другое, нескольких мы потеряли.

Один философ не смог выбраться из депрессии, один поэт «очень хотел, но не смог», одна современная художница обнаружила себя в «той точке, откуда сложно понять», а два писателя уже в процессе написания ушли в запой — предположительно, вместе.

Считаем статистику крайне показательной и потому приводим ее здесь.

Слово тем, кто справился. 

Для меня самоанализ — это критический и бескомпромиссный взгляд, направленный на самого себя.

В качестве образца я предложил бы взять две добродетели американских масонов из общества «Череп и кости»: публичную исповедь и мастурбацию в гробу. То есть умение быть правдивым перед собой и окружающими и отсутствие страха смерти.

За последние годы я заглянул в самые потаенные уголки собственных воспоминаний, многое вывел на чистую воду. Часто было неприятно, но благодаря этому теперь у меня нет бесполезных мыслей о прошлом.

Понимая логику событий из прошлого, можно получить понимание того, как надо вести себя в настоящем и будущем. Как раз это и зовется рефлексией. Многие личные вещи я фиксирую в публичном дневнике, многое обсуждаю с друзьями.

В сущности, все наши «проблемы», неуверенность в себе — лишь морок, который нас дурманит и в действительности ничем серьезным не является.

Вообще, самоанализ — это в первую очередь массовый продукт советской культуры 50-х и 60-х годов. Именно в советской литературе и советском кино того времени главный герой постоянно рефлексирует о гармоничном формировании своей личности.

Отличительной чертой такого дискурса оказывается то, что герой должен догадаться сам, как правильно поступить и кем в конечном счете стать. В западной культуре такой подход обычно приводит героя к декадансу.

Чтобы показать грань между самоанализом и самоедством, приведу в пример советский фильм «Лебедев против Лебедева» (1965).

Главный герой — молодой инженер — постоянно пребывает в самоанализе, но выражено это в такой форме, что сейчас мы это кино назвали бы сюрреалистическим или протолинчевским.

Лебедев, пытаясь обрести в Лебедеве настоящего человека, именно «загоняется», причем с эстетической точки зрения загоняется шизофренически. «Опять это недовольство собой!» — говорит Лебедеву его отражение в зеркале.

Когда человеку не хватает воли, когда его внутренний стержень мягок, как гениталии Чикатило, возникает «загон» — человек начинает пожирать сам себя.

В итоге он превращается в нечто вроде Фарятьева, еще одного (анти)героя советского кино.

Такой Фарятьев живет в лимбе между жизнью и смертью, в своеобразном аду Сведенборга — он и жив и мертв одновременно. Запутавшемуся в себе, чуждому всему земному, ему только и остается, что бродить на туманных пустошах и призывать всех сойти с Земли.

Ну а потом остается и вовсе одно — бежать к психоаналитику, ставшему в наше время чем-то вроде ментального падальщика, вроде рыбки, съедающей лишнюю кожу ног на специфическом сеансе массажа в экзотической стране.

Я — то, что я делаю, и моя рефлексия обычно связана с тем, что у меня получилось сделать/создать или нет. И самоанализ, и анализ моих произведений, поступков — для меня одно и то же. А еще я из тех людей, кто ложится на кровать после события (спектакля, показа кино) и причитает: «Всё очень плохо. Я не изобрела ничего нового».

Самоедство — это когда чересчур? Я не знаю, каков уровень нормальности, но я недовольна конечным результатом работы почти всегда, хотя никогда не оставляю дело незавершенным. Например, взять спектакль.

Очень часто премьера далека от того, что есть в голове и что, собственно, хотелось сказать. Но нужно найти в себе силы доделать начатое, что-то изменить уже в процессе.

Благо театр позволяет менять на ходу. Например, при работе над «Совместными переживаниями» и «Тихой революцией» многие точные и живые вещи появились после премьеры, в процессе. Так что рефлексия — наше всё.

В кино другой, более концентрированный процесс работы. На каждую минуту времени приходится по 10 решений. И после завершения ничего изменить нельзя.

Я уже сняла несколько коротких фильмов, клипов, но я все еще в моменте «пишу сценарий всей моей жизни, не могу ничего снимать».

Поэтому я очень люблю делать мультики: помимо разочарования в себе есть возможность почувствовать себя ребенком и хотя бы посмеяться.

Наверное, каждый художник страдает. По разным причинам. Мне все время кажется, что «могла бы и лучше». И тогда я сажусь и думаю, что нужно сделать.

Иногда сначала реагирую, а потом анализирую свои реакции. Но не держу ничего в себе. Стараюсь. Хочется поплакать после репетиции — я плачу, не хочется — ну хорошо. Я очень отзывчива на собственные ощущения.

По-моему, рефлексия — это в первую очередь про честный и откровенный разговор с самим собой. Здоровый и нужный процесс переосмысления. Нужно учиться слышать свои запросы, реакции, желания и эмоции. Честно сказать себе, кто ты (здесь-и-сейчас) и что делаешь.

Расскажу случай. Про один из моих любимых загонов — «все такие супер, а я нет». Недавно я ходила на вечеринку, точнее собрание, но веселое и полезное, — салон TedxSadovoeRing. Темой обсуждения был искусственный интеллект. Сейчас мы делаем спектакль, и мне эта тема нужна, важна и интересна.

За час до мероприятия у меня случилась паника. Я стояла в носках и не могла сдвинуться с места, потому что начала представлять, какие там все умные и будут смотреть на меня. А вдруг меня спросят, а я же могу чего-то не знать, да и я кто. Понимаю: инженер — вот это профессия! А я?..

Не знаю, откуда это все «повылазило», но я очень внимательно отнеслась к той ситуации. И отстрадала эти ощущения с начала до конца. В итоге я прихожу, а там невероятно открытые люди, улыбаются.

Даже был парень, который видел «Совместные переживания» и узнал меня. Я очень боялась идти, а получилось одно из самых интересных мероприятий для меня за последнее время.

Я потом долго смеялась над этим и рассказывала друзьям.

Но загоны — это одно дело, а невроз — все-таки диагностированное невротическое расстройство. Недавно я прошла курс лечения от депрессии. Я описывала это у себя на странице. В моем случае проблема была физиологической.

После операции в 2015 году и приема невероятного количества антибиотиков моя печень не справилась. А это, оказывается, может стать причиной депрессивных расстройств. После курса гепапротекторов я стала бодрячком.

Чтобы понять, что у тебя депрессия или невроз, надо уделить себе время, обратить внимание на организм в целом и обратиться за помощью. Причины депрессии или расстройства могут быть физиологическими — это важно понять. Мне удалось вовремя заметить, что что-то не так. Конечно, помогли и близкие друзья.

Есть сказка про первобытного человека и пламя: огонь дает тепло, но, пытаясь его обнять, человек обжигается, а забросив его, умирает от холода, потому что пламя гаснет. Для меня эта сказка — о признаке человеческого. Сознание — это как раз то, что дает возможность не подходить слишком близко и не отходить слишком далеко. Рефлексия — неотъемлемая его часть.

Самоанализ в корне отличается от самоедства тем, что предполагает выстраивание собственных индивидуальных критериев для последовательного развития на материале личного опыта.

Самоедство же возникает вследствие желания подстроиться под уже существующие, кем-то предложенные критерии, в том числе под свои собственные, но уже неактуальные.

То есть желание поддаться дурной принципиальности. А это абсолютно бестолковое дело. С огнем надо быть аккуратным.

Ему требуется правильный уход. 1. Постоянное внимание, иначе каждый раз придется разжигать его заново. 2. Нужно заранее сушить сырые ветки. То есть учитывать время, необходимое для того, чтобы ситуация перестала быть острой.

Бросать мокрые ветки в костер — значит понапрасну дымить, да и толку от костра будет не много. 3. Следует оградить костер так, чтобы он случайно не спалил лес.

Ну, и чистоплотность — некоторые вещи, такие как пластик, в костер бросать не нужно, их сразу в мусор.

Можно прочесть сколько угодно книг о том, как правильно обустроить костер, но на деле ты всегда сам на сам, а мир более непредсказуем, чем его описывают в книгах. К сожалению или к счастью, он постоянно меняется, и надо быть к себе чутким и разрешать себе быть разным. В конечном счете нам всем еще только предстоит узнать, кто же мы такие.

— Саша, чем, по-вашему, самоанализ отличается от самоедства?

— На мой взгляд, разница — в наличии или отсутствии оценок. Самоанализ не дает оценок. Самоедство — это негативная оценка.

— А случается ли, что самоанализ переходит в самоедство?

— Конечно, я в этом живу.

— Как справляетесь?

— Помогает осознанное действие.

Источник: //knife.media/reflection/

Самокопание

Самоанализ и самокопание - как определить разницу?

Самокопание – это форма рефлексивного самоанализа, приобретающая деструктивные черты при длительном воздействии на самовосприятие личности, концентрирующаяся на негативизме. Самокопание в психологии предполагает зацикленность на неприемлемых аспектах, первоочередное стремление искать именно недостатки собственного Я и раскручивать дальнейшие переживания из-за найденных проблем.

Человеку, имеющему именно такой ход мыслей, свойственны страхи, подталкивающие к углублению в собственную сущность с целью найти выход из череды не устраивающих ситуаций и плохих переживаний, но поскольку ориентация фиксирована на негативных смыслах, то количество страхов возрастает, а негативизм крепнет.

Непереносимость подобной картины мира толкает к крайним вариантам поведения, где злость и самобичевание сменяются жалостью самооправданием.

Подобные крайности позволяют человеку существовать дальше, без быстрого перегорания и эмоциональной смерти, но нормализовать состояние, остановив на адекватном восприятии себя, в самокопании невозможно.

Самокопание является тем видом самоанализа, где отсутствует цель, есть только постоянное, характеризующееся периодами активизации и незначительного спада, погружение внутрь с акцентуацией на негативе, что ведет к снижению значимости имеющихся достижений.

Что такое самокопание

Самокопание в психологии не рассматривается научным термином, а скорее отражает способ использования метода самоанализа в негативном ключе, сопровождаемый постоянным повышенным уровнем тревоги, отсутствием ориентации на будущее и постановки цели.

Отличие от продуктивного анализа своих личностных качеств состоит в том, что человек не столько стремится разобрать случившуюся ситуацию, чтобы вынести определенные уроки и понимание происходящего, сколько занимается непрерывным прокручиванием в голове произошедших неблагоприятных событий.

При подобном погружении в негатив, человек оставляет полное присутствие эмоциональных аспектов и заново с той же силой переживает провалы и унижения, стыд и злость, при этом, исключая рассмотрение причин и хода событий, а также пользу от подобного мероприятия в будущем.

В принципе, ориентация на будущее отсутствует, существует лишь отмечание несоответствия прошлого и настоящего желаемому образу.

В последующем все больше увеличивается тенденция к сравнению себя с другими – рассматривая яркие чужие профили в соцсетях и оглядываясь на свою монотонную и серую жизнь, человеку кажется, что все не так и вопросы самокопания начинают появляться тоннами.

Выглядят подобные мысли как размышления о несоответствии своей жизни, констатации факта своей ущербности перед достижениями других и подобные, которые сопровождаются очень философскими рассуждениями, но не несут конкретики, не помогают выставить цель и пути ее достижения.

Подобные рассуждения не акцентируются на имеющихся ресурсах и их применении, не рассматривают человека, как способного и достойного, а, наоборот, в центре прожектора ставят свою невозможность изменений, без анализа потребности в них.

Самокопание построено на повторном проживании эмоций, и вместо того, чтобы проанализировать, что привело вас к определенным поступкам, вы сидите и пытаетесь подавить те эмоциональные всплески, которые были актуальны для прошлого.

Часто подобное возращение происходит в ситуациях, которые находятся за ресурсными возможностями психики и полученный опыт просто не может быть присвоен, поэтому необходимо время для его повторения и проживания, самостоятельно или при помощи специалиста.

Кстати, присутствие психолога рядом при самокопании или даже хорошего друга, способно развернуть процесс в созидательный самоанализ, поскольку люди начинают задавать конкретизирующие вопросы, выводящие с привычного круга.

Помимо сильных травматичных событий, самокопание происходит, когда человек пытается допрыгнуть не до своих целей, а до убеждений, внушаемых обществом.

Среди самых частых примеров подобного – стремление быть счастливым (при этом человеку нужны периоды грусти, но об этом не принято говорить), стремление быть лидером (растиражированный образ, убивающий индивидуальность личности), стремление быть активным (не упоминая о необходимости периодов подзарядки). Когда человек пытается понять, что он делает не так и почему достичь рекламных и требуемых обществом характеристик не получается, то неизбежно будет сталкиваться с негативом, тогда как необходимо задуматься о необходимости подобных достижений для его души.

Негативно влияет на человеческую психику самокопание, как избавиться от него каждый выбирает в зависимости от степени присутствия этой тенденции в жизни и ее влияния. Являясь привычкой и стереотипным способом реагирования, необходимо будет приложить силу воли, выдержку и сознательный контроль для искоренения и переформатирования мыслительного поля собственной личности.

Как перестать заниматься самокопанием

Превратив в привычку самокопание, как избавиться от него становится процессом формирования новой привычки, поскольку нельзя просто что-то искоренить, не предоставив новый способ для заполнения пустоты.

Соответственно с самокопанием необходимо будет следить за временем в нахождении своих мыслей, и ориентировать их на настоящее и будущее, пресекая моменты бесцельного прокручивания прошлого.

Помимо ориентации на будущее, стоит учиться видеть в любых ситуациях хоть малейший плюс или возможность развития, поскольку в ином варианте самокопание рискует превратиться в невроз, и негативное восприятие будет касаться не случившегося, а предстоящего.

Чтобы избежать чрезмерной самокритики, после обнаружения очередного недостатка ставьте себе конкретные цели по его изменению (в затраченных днях и измеряемых величинах, формулировка «стать лучше не подходит», а вот «помочь трем людям в течение недели» является конкретным планом и началом нового пути).

Старайтесь не работать более чем над тремя качествами одновременно, а значит, если вы в данный момент активно исправляете найденное при прошлых раскопках и вам неймется написать новый перечень своих недостатков, то ставьте стоп до тех пор, пока исправление прошлых черт не будет завершено, только по завершению можете пересматривать свою личность на наличие негатива и мест, требующих коррекции.

Естественно сразу подобное сосредоточение будет даваться тяжело и требовать каких-то ресурсов, брать их можно из собственного восприятия: возьмите себе за правило при нахождении каждого недостатка искать одно достоинство, особенно хорошо, когда получается отыскать позитив в той же плоскости, что и негатив, тогда сильную черту можно использовать для развития слабой.

Любая критика и воспоминания о неудачах должны превращаться в конкретные цели, жизненные планы или пересмотр приоритетов. Если мысли не приводят вас ни к одному из этих вариантов, то задайте себе несколько вопросов об их пользе и практичном применении.

В каждом процессе анализа заставляйте себя искать положительные стороны, даже если ситуация ужасна и ничего хорошего не несет, возможно в ней удастся заметить проявление своих хороших качеств или заметить сохранение прежних границах (часто, оставить все как есть является существенной победой, даже если достижения иные не видны).

Если ввести в свою жизнь больше духовных практик, ориентированных на остановку внутреннего диалога или на полноценное пребывание в настоящем моменте, то со временем подобные тренировки научат ваш мозг не отвлекаться на лишнее и не актуализировать негативные эмоции без надобности.

При этом не обязательно посещать курсы или ехать в ашрам, медитативную музыку можно скачать и прослушивать самостоятельно, а техники осознания настоящего имеются как в аудио-формате, так и текстовых упражнениях.

Единственное, что требуется – это время, но лучше его потратить на полноценное пребывание в своей жизни или успокоение нервов, чем на раскручивание негативного эмоционального вихря.

Когда вы серьезно подсели на самокопание и самостоятельно справиться не получается, то используйте для преодоления ресурсы других людей. Отличный вариант – это профессиональная помощь психотерапевта, но можно обратиться к доверенному другу и попросить его проследить за вашим ходом мысли.

На очередном круге бессмысленных рассуждений, другу явно станет или скучно, или он захочет понять, к чему это все ведется, тогда и будет задан вам вопрос о целесообразности именно такого хода рассуждений, а возможно вы натолкнетесь на спор, где услышите совсем иное видение ситуации – в любом случае, если человек не боится вам высказывать правду, и знает, что вам это важно, любые реакции помогут выйти на новую дорогу рассуждений.

Источник: //psihomed.com/samokopanie/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.