Психология детского рисунка

Содержание

Психология детского рисунка с примером

Психология детского рисунка

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития.

Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка.

Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи.

Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним.

Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов.

Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Источник: https://viline.tv/deti/article/psihologia-detskogo-risunka-testy-i-interpretacia

Психология детского рисунка: Как читать детские рисунки

Психология детского рисунка

Для ребенка его рисунок -это частичка себя, которой он готов поделиться, и целый мир, в который он искренне приглашает самых близких людей, если они хотят его понять.

Однако родителям бывает непросто увидеть рисунок малыша как-то иначе, чем своими собственными глазами взрослого.

Как рассмотреть в детском творчестве большее, чем кажется на первый взгляд? Психология детского рисунка поможет нам разобраться в этом вопросе.

статьи:

  1. Картина восприятия мира;
  2. Интерпретация;
  3. Вывод.

Картина восприятия мира

Рисование дает ребенку возможность выразить собственные представления об окружающем мире, свое видение реальности как через само ее изображение, так и через комментарии своих рисунков.

Чтобы понять и проанализировать художественную работу малыша, взрослым необходимо отстраниться от личных установок, оценивающей «судейской» позиции.

Рассматривая рисунок ребенка, можно прочесть целый рассказ о событиях прошлого, произошедших с ним историях, переживаниях собственного внутреннего мира и еще о многом уникальном и индивидуальном, что может «принадлежать» только этому малышу.

Входя в мир рисунка ребенка, важно помнить о недостатке у него навыков рисования, учитывать возможность различных вариантов интерпретации изображения.

Порой бывает сложно отстраниться от «взрослых» стандартов, отбросить собственные реакции на творчество малыша, которое часто бывает красочным и эмоциональным, привлекающим внимание, а иногда пугающим или шокирующим.

Но это непременное условие, которое позволяет понять смысл рассказа ребенка, созданного из визуальных проекций опыта, мыслей и чувств и выраженного на бумаге с помощью образов. Такова психология детского рисунка.

Однако нужно понимать, что одного рисунка недостаточно, чтобы составить полную картину о ребенке. Каждый рисунок похож на стоп-кадр, отражающий лишь отдельный аспект личности маленького автора.

Только анализируя серию изображений, непосредственно наблюдая за процессом их создания, выслушивая комментарии ребенка о нарисованном, можно сформировать более точное и приближенное к действительности представление о малыше: его характере, особенностях, причинах проблемного поведения или сфере интересов.

по теме:

Интерпретация

Девочка изобразила любимую героиню из мультфильма, но вместе с тем эту работу можно рассматривать с точки зрения проективной методики «Дом. Дерево. Человек», так как имеются все три элемента.

Бросается в глаза «импульсивная линия» (попадет не туда, проскакивает мимо), небрежность изображения элементов рисунка (за исключением фигуры человека), низкая детализированность (схематичность дерева и домика, цветочка и т.д.

), что говорит об импульсивности девочки. В то же время изображение человечка весьма аккуратно, детализировано.

Что указывает на возможность контроля собственных реакций при значимости деятельности, а также может говорить о демонстративности малышки.

Возможно, вам будет полезно прочесть об Языке цветов

Повышенная яркость рисунка, преобладание красных тонов — признак возбудимости.

Уровень изображения фигуры человека, наличие как основных (голова, туловище, руки, ноги, рот, глаза), так и дополнительных деталей (волосы, шея, ступни, пальцы) говорит о том, что в своем развитии девочка опережает возрастную норму.

Фигура изображена в центре листа, проработана, даже помещена на пьедестал. Это указывает на желание малышки быть в центре внимания. В отличие от наряда, мало внимания уделено чертам лица: глазки-пуговки, ротик-крючочек, носа нет.

Схематичное лицо — признак проблем с социализацией, неумения выражать свои чувства. Скошенный взгляд (нехарактерный для рисунка ребенка 5 лет) может указывать на подозрительность. Но открытая поза, прорисованные кисти говорят о желании общаться. Как видите, психология детского рисунка – не такая и простая штука, ведь тут важна каждая деталь.

Сильно заштрихованный ствол — напряжение и подозрительность. В рисунке дома можно отметить отсутствие трубы — недостаток теплых отношений в семье, а также заштрихованное окно и дверь, которая и слабо обозначена (нечеткий прямоугольник-овал без ручки).

Это также является признаками сложностей в общении.

Кроме того, девочка нарисовала широкую полосу земли — опоры, что говорит о потребности в стабильности, безопасности, но и дерево, и дом, и человек не стоят на земле, что может указывать на то, что малышка не чувствует устойчивости, опоры, но нуждается в ней.

Психология детского рисунка: Вывод

Можно предположить, что девочка хорошо развита, не застенчива, эмоциональна. Скорее всего, она довольно активна, импульсивна, любит привлекать внимание. В значимых для нее ситуациях она может себя контролировать, быть собранной. Возможно, на момент рисования девочка испытывала некоторое эмоциональное напряжение или возбуждение (эмоциональный подъем).

Исходя из рисунка, можно предположить, что у малышки существуют определенные проблемы с общением, социализацией, взаимодействием с окружающими людьми, обусловленные ее настороженным отношением, может быть, даже подозрительностью и враждебностью к ним, неумением адекватно выражать собственные эмоции. Однако при этом девочка открыта новым контактам и испытывает потребность в общении. Возможно, для собственного внутреннего спокойствия малышке требуется большее ощущение устойчивости, стабильности и теплых отношений в семье.

Надеюсь, ваше чадо рисует солнышко и домики…А не нечто подобное Рисунок Эйдана Келлера из фильма Звонок (The Ring)Психология детского рисунка – реальный метод докопаться до того, что лежит у ребенка на душе или же очередной набор догадок от псевдопсихологов?
Загрузка…

Источник: https://daddys.world/useful-information/psihologija/psixologiya-detskogo-risunka/

Психология детского рисунка: что означают рисунки

Психология детского рисунка

Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.

Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально.

Не волнуйтесь — таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

Синий — цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

Желтый – хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психология детского рисунка: детали имеют значение

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом.

Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться».

Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Важно!

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

Источник: http://www.prelest.com/deti/razvitie/psihologiya-detskogo-risunka

Психология детского рисунка

Психология детского рисунка

на Bebeshka.info » Детское здоровье

14463 (160 за неделю) / 07.11.16 09:00

Далеко не всегда можно без труда оценить психологическое состояние ребёнка, поскольку в этом возрасте восприятие часто происходит на уровне подсознания.

Например, малыш может бояться отца или даже в глубине души ненавидеть его, но возраст не позволяет ему понять свои ощущения, поэтому, даже задав малышу прямой вопрос, трудно будет ожидать от него вразумительного ответа. Также целая буря эмоций может скрываться под внешней беспечностью.

Как же понять, что с ребёнком происходит на самом деле? Оказывается, для этого можно использовать психологию детского рисунка, который (если уметь его читать) расскажет обо всём, что происходит в детской душе.

Расшифровка смысла, скрытого в детском рисунке

Анализ детских рисунков очень напоминает разгадывание головоломок. Справиться с ним по силам только опытному детскому психологу, хотя простейшие принципы расшифровки следует знать и родителям.

Цвет

Это самый важный критерий. Поскольку дети предпочитают не смешивать краски, то для анализа достаточно основных цветов.

Если в композиции преобладает какой-либо цвет, то это свидетельствует о том, что ребёнок озабочен каким-то явлением или событием.

Если же он использует множество красок, то можно говорить о разносторонности его интересов и отсутствии довлеющей над ним проблемы.

  • Если при наличии достаточно полной палитры ребёнок использует в основном серый, чёрный или тёмно-красные оттенки, то его наверняка мучают страхи и депрессия.
  • Напротив, обилие оранжевого и жёлтого цветов говорит о хорошем настроении рисующего.
  • Красный цвет сигнализирует об агрессии и быстрой возбудимости, но делать столь серьёзные выводы можно лишь после анализа остальных моментов поведения.
  • Погружённые в себя личности предпочитают разные оттенки синего.
  • Зелёный говорит о скучающем состоянии. Если у ребёнка сплошь зелёные лужайки и рощицы, то стоит подумать о том, чтобы отвести его в секцию или увлечь чем-нибудь ещё.
  • Фантазёры и мечтатели обожают фиолетовый цвет.
  • Беспокойные дети, имеющие проблемы с самооценкой, часто используют коричневый цвет.

Но психология детской живописи не так проста. Некоторые мамы, начитавшись соответствующих книг и заметив в детских каракулях обилие чёрного, с ужасом тащат малыша к психологу.

Но ведь чёрный цвет не только говорит о тревожности, им можно проще всего выделить на рисунке важный объект.

Графику нельзя считать признаком проблемы, скорее, это тяга к дисциплине, тем более, если для беспокойства других оснований нет.

Композиция

Взаимоотношение объектов на детском рисунке отражает мысли автора.

  • О взаимопонимании говорят прижавшиеся друг к другу члены семьи, о близости и доверии говорят также сцепленные руки фигурок.
  • Если кого-то из родителей ребёнок поместил в самом уголке листа, то тому стоит подумать, как побольше общаться с чадом.
  • Самого значимого человека ребёнок обязательно поместит в центре и сделает самым большим.
  • Если на рисунке отсутствует близкий родственник, то с ним может быть конфликт, поэтому ребёнок пытается подсознательно выкинуть из головы и из рисунка данного человека.
  • При внутренней опустошённости и заниженной самооценке центр рисунка ребёнок оставит пустым. Если в центре оказались неодушевлённые предметы, то существует обеспокоенность материальным положением.
  • У фантазёра фигуры обычно парят, не касаясь твёрдых поверхностей. О неуверенности в себе говорит жирно прорисованная линия земли.

Подтекст детского рисунка часто становится понятным интуитивно. Если предметы нарисованы очень крупно, то это говорит о внутреннем комфорте. Эгоистичная натура стремится как можно больше пространства занять автопортретом.

Если же ребёнок чувствует себя одиноким, то и себя он изобразит маленьким и поместит куда-нибудь в уголок рисунка. Тонкие, как спички руки и ноги фигуры говорят об обеспокоенности малыша собственной слабостью. Непропорционально большая голова означает погруженность в себя.

Слишком наряжая свою фигурку на рисунке, малыш говорит этим, что ему важна оценка его внешнего вида окружающими.

2 Польза от летнего безделья ребёнка

После окончания учебного года учителя начальных классов обычно напутствуют родителей, чтобы те заставляли своих детей во время каникул ежедневно читат …

Расшифровка детского рисунка домика

Другим изобразительным психологическим тестом является рисунок домика.

  • Если малыш изобразил большой дом, то его можно назвать общительным, гостеприимным, открытым.
  • Если есть ведущая к глухой стене лестница, то она говорит о скрытом семейном конфликте.
  • Дом, как бы отстоящий далеко, показывает одиночество и отверженность малыша.
  • Если дом окружают многочисленные постройки, то у малыша тревожное состояние.
  • Если ребёнок постарался прорисовать заднюю стену дома, то он стремится контролировать свои эмоции.
  • Если же дом висит над землёй, то у малыша слабая связь с реальностью, он парит в облаках.
  • Если нижние контуры стен, наоборот, чётко прорисованы, то у малыша есть затруднения и тревога.
  • Прозрачные стены показывают на стремление к лидерству, в то время как тонкие боковые линии кричат о нервном истощении. Признаком общительности являются большие открытые двери, но если они слишком велики, то вполне возможна зависимость от других людей. Напротив, небольшие двери скрывают неуверенность в себе.
  • Множество нарисованных с разных сторон дверей говорят о стремлении к одиночеству, а их отсутствие – о трудностях с общением.
  • О жажде общения говорит обилие окон, а занавески на них – о закрытости. Если окна есть лишь на верхнем этаже, то малыш далёк от реальности.
  • Крыша в виде жирной линии также намекает на фантазию ребёнка, а если она оторвана от передней стены, то малыш не находит себе места в жизни. Выведенный за пределы крыши карниз говорит о стремлении малыша защититься от своих страхов. Если труба выходит из задней части крыши, то малыш не желает сближаться с родными эмоционально.
  • Густой дым напоминает о внутреннем напряжении, а тоненькая струйка – о недостатке общения с близкими.

Расшифровка детского рисунка семьи

Можно расшифровать детский рисунок семьи и понять из этого, как он относится к любому члену семьи. Малышу нужно дать лист бумаги, карандаши или краски и попросить нарисовать своих родственников. Поскольку дети обычно любят рисовать, то малыш это задание выполнит с удовольствием.

Дальше нужно будет применить знания детской психологии при расшифровке готового рисунка.
За процессом рисования полезно тихонько наблюдать. Рисунок семьи ребёнок обычно начинает с самого значимого и авторитетного для него человека.

Если у всех нарисованных членов семьи малюсенькие фигурки, то это говорит об очень низкой самооценке автора. Если фигурки сгруппированы вверху листа, то это говорит о недовольстве малышом собственным статусом в семье, и он подсознательно хотел бы исправить положение.

Если они помещены внизу листа, то у ребёнка слишком низкий уровень притязаний. Самый любимый член семьи не только рисуется первым, но и лучше остальных прорисовывается. Расстояние между фигурками говорит о близости отношений в семье.

Расположенные вплотную фигурки намекают на доверительные отношения, о том же говорит отсутствие между ними прочих предметов. Если фигурки обособлены или разделены предметами, заняты разными делами, то это говорит о разобщённости семьи и не слишком тёплых отношениях в ней.

Интересно оценить также автопортрет малыша.

Если он нарисовал себя ростом равным или даже выше, чем взрослые, то считает себя важным и особенным. Напротив, слишком сжатая фигурка говорит о чувстве униженности. Нарисованная шляпа сигнализирует о необходимости защиты.

Плохо прорисованные черты лица намекают на закрытость, внутренняя агрессия прорывается в оскале рта, а страх выглядывает из больших глаз. Широко расставленные ноги означают уверенность ребёнка в себе, а о неуверенности можно судить по спрятанным в карманы или заложенным за спину рукам. Обычно дети не рисуют уши, но если эта деталь присутствует, то означает, что слова родителей важны для малыша и он прислушивается к ним.

На детских рисунках очень часто присутствует солнце, символизирующее благополучие и тепло. Если же там есть фигура, загораживающая солнце для малыша, то такой человек в реальности может лишать ребёнка теплоты и комфорта. Если на рисунке есть множество бытовых предметов, то, скорее всего, родители нацелены больше на материальное благополучие, чем на духовное. Плохо, когда на рисунке отсутствует кто-либо из членов семьи, что говорит о неприязни или безразличии ребёнка к нему, а ещё хуже, если там нет самого малыша, то есть, он не чувствует себя нужным в семье. Если на семейном рисунке присутствуют посторонние люди, то это означает, что малыш стремится что-то поменять в семье. Самого нелюбимого члена семьи ребёнок нарисует прерывистыми резкими линиями, а всех любимых родственников изобразит боле тщательно, используя плавные линии.

2 Ребёнок скрипит во сне зубами

Бруксизмом называется довольно распространённое среди людей явление скрежета зубами во время сна. Оно характерно для всех возрастов, в том числе и для …

Тревожные сигналы в детских рисунках

Умея читать психологию рисунка своего малыша, родители могут быстрее заметить проблему и исправить её.

  • Обилие коричневых тонов сигнализирует о проблемах малыша со здоровьем – они ещё не проявились, но он уже быстро устаёт и чувствует слабость.
  • Большие, тщательно прорисованные глаза – скрытый страх. Но отсутствие глаз и рта намекает на коммуникативные проблемы.
  • Если кого-то из родных ребёнок рисует подальше от своей фигурки, то им следует попытаться восстановить его доверие.
  • Фантастические миры с пришельцами и эльфами, так нравящиеся родителям, могут намекать на дискомфорт в реальной жизни.
  • Подавляемая агрессия проявляется в рисунках зубастых и когтистых зверей.
  • Хуже всего, если на картинке семьи нет самого автора – значит, в родном доме он не находит себе места.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/detskoe-zdorove/psihologiya-detskogo-risunka/

Психология детского рисунка: Значение рисунка семьи, человека, дом

Психология детского рисунка

Оценить психологическое состояние ребёнка, порой очень сложная задача, ведь маленьких детей многое происходит исключительно на уровне подсознания, например, ребёнок боится отца, а может и ненавидит его в глубине души, но он слишком мал, чтобы понимать эти ощущения и, на вопрос об этом, наверняка ничего не ответит. Под внешней беспечностью, может скрываться целая буря эмоций. Как же определить, что на самом деле происходит с малышом? Всё очень просто – для этого существует психология детского рисунка, детский рисунок расскажет обо всём, что творится на душе у малыша.

Нарисованный домик

Ещё одним тестом в психологии детского рисунка является рисунок дома.

Если дом нарисован большой, значит ребёнок открытый, гостеприимный, общительный. Если имеется лестница, ведущая в глухую стену, значит в семье есть скрытый конфликт. Нарисованный где-то вдалеке дом, говорит о том, что ребёнок ощущает себя отверженным и одиноким. Если вокруг дома много разных построек – ребёнок находится в тревожном состоянии.

В домике прорисована задняя стена – ребёнок стремиться держать себя в руках, контролируя эмоции. Если у стен нет основы, ребёнок витает в облаках, связь с реальностью слаба. У стен нижние конуры прорисованы особо чётко – малыш испытывает тревогу, затруднения. Прозрачные стены говорят о жажде лидерства, а тонкие боковые линии о нервном истощении.

Большие открытые двери – признак общительности, но если они очень большие, это может говорить о зависимости от других. Маленькие двери, говорят о неуверенности в себе. Если дверей много, нарисованы и задние и боковые – ребёнок стремится к одиночеству, а если их и вовсе нет, у ребёнка трудности с общением.

Много окон, означает жажду общения, а большое окно – символ общительности. Занавески на окнах – закрытость, а решётки – закомплексованность. Если окна нарисованы лишь на верхнем этаже, ребёнок живёт в мире фантазий и далёк от реальности.

Крыша, представляющая собой жирную линию, говорит о том, что ребёнок фантазёр. Если крыша не сочетается с основной стеной, ребёнок не может отыскать своего места в жизни. Карниз, выведенный за пределы крыши, означает, что ребёнок стремиться защититься от собственных страхов.

Спрятанная с другой стороны крыши труба, означает, что ребёнок стремится избегать эмоционального сближения с родными. Тонкая струйка дыма, говорит о недостатки общения с родителями, а густой дым о внутреннем напряжении.

Расшифровка детского рисунка дом, даёт понимание того, насколько ребёнок общительный, что ему ближе, фантазии или реальность и т. д.

Развитие ребёнка определяется рисунком человека

Расшифровывая детский рисунок человека в полный рост, можно определить насколько ребёнок соответствует по уровню развития своему возрасту.

Ребёнку даётся задание, в котором он должен нарисовать человека в полный рост, после чего проводится подсчёт баллов.

По 1 баллу начисляют за наличие шеи, бровей, ушей, пальцев, одежды, ступней или обуви, волос или шапки. Если пальцев по 5 штук, то добавляется ещё 1 балл. За пластичность человека добавляют 8 баллов, если же пластичность изображена частично, то 4 балла.  В случае, когда руки и ноги изображены 2мя линиями, начисляется ещё 2 балла.

В итоге получается результат от 0 и до 30. Для каждого возраста, свой идеальный результат. Данный тест говорит об умственном развитии ребёнка и выявляет отстающих детей.

Итак, детский рисунок способен о многом рассказать и всё же, здесь очень много допущений.

Например, ребёнок живущий в частном доме и наблюдавший дым из трубы, может рисовать густой дым, лишь повторяя увиденное.

Тем не менее, детский рисунок практически единственный способ узнать, что же на самом деле творится в душе маленького человека, именно поэтому придаётся особое значение детским рисункам в психологии.

Источник: http://razvitiedetei.info/tvorcheskoe-razvitie/psixologiya-detskogo-risunka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.