Популярно о психоанализе.

О психоанализе

Популярно о психоанализе.

Психоанализ – это интересно, но сложно. Согласен ли человек открыть все сокровенные закоулки души? Готов ли вспомнить забытые травмирующие эпизоды жизни и достать всех скелетов из пыльных шкафов подсознания? Если такая готовность есть, то вперёд, в увлекательное и страшное путешествие к неизвестным континентам своей души…

Психологическая защита

Путешествие в загадочный мир психоанализа можно начать с любой станции. Обычно начинают с вокзала «Исторические предпосылки» или «Личность Зигмунда Фрейда». Удобнее начать с малоизвестного полустанка «Психологическая защита».

Нет на свете человека, которому бы выпала совершенно счастливая жизнь, лишенная борьбы, болезней, разочарований и прочих проблем.

Немалую часть негативных переживаний у взрослеющих людей вызывают приёмы социализации (проще говоря, методы обучения и воспитания). Удары судьбы, большие и малые, люди переживают по-разному.

Однако способы, с помощью которых они пытаются «защитить» свою психику от разрушения, с точки зрения психоанализа можно обобщить в следующие группы.

  1. Вытеснение: удаление из сознания неприятных переживаний, неприемлемых желаний.
  2. Уход: самозамыкание, «погружение в себя».
  3. Репрессия: подавление желаний, сознательный отказ.
  4. Рационализация: объяснение ситуации часто нелепыми или неверными мотивами, оправдание виновного.
  5. Сублимация: переключение деятельности с запрещенной или травмирующей на другую, разрешенную.
  6. Самопрощение.
  7. Перенос вины на других.

О защитных механизмах психики как о приспособительных процессах заговорил впервые Фрейд. Он понял смысл действия перечисленных процессов: человек всеми силами пытается блокировать травмирующие импульсы, избавиться от них окончательно или изменить интенсивность. Чтобы избежать боли, люди изобретают разнообразные способы.

В результате травмирующее переживание ослабевает либо «исчезает» совсем. Удобно и экономично, но только на первый взгляд. На самом деле «болевые импульсы» никуда не исчезают. Они не покидают человека, а перемещаться в потайные «уголки» психики – в подсознание – и там продолжают творить свои «чёрные» дела.

Многоэтажная структура личности

Психика человека включает три уровня: сознательное, бессознательное и предсознательное. Понимание этой структуры – следующая важная точка путешествия в теорию и практику психоанализа. Следует уяснить, что взаимодействие сознания и бессознательного слоя психики – непрерывная война. Каждая мысль или действие человека – результат того противостояния.

  • Бессознательное (по Фрейду – «Оно»). Источник энергии, психических сил личности. Оно бессловесно, закрыто для сознания, живет по собственным законам. Это внутренняя стихия инстинктов и влечений.
  • Сознательное («Сверх-Я»). Нравственное сознание человека, выступает в качестве цензора поведения.
  • Предсознательное («Я»). Связывает два других пласта психики, оценивает возможность действий, побуждаемых бессознательными влечениями.

Сознательное – только вершина айсберга. Даже «Я» и «Сверх-Я» представлены в сознании незначительно. Огромная часть психических процессов протекает на бессознательном уровне. Это огромная и загадочная вселенная, информацию из которой можно получить только косвенным путём.

Зашифрованные послания

О процессах, происходящих в бессознательном, свидетельствуют ошибки, оговорки, описки, забывание, утеривание. Эти ошибочные действия в психоанализе считаются показателями беспокойства человека. Анализируя смысл ошибки, можно догадаться о том, какие конфликты вытеснены, влечения подавлены.

Особое место в психоанализе занимают сновидения. Зигмунд Фрейд объяснил символическую природу снов и разработал технику их толкования. Когда сознание засыпает, ослабевает внутренняя цензура и подавленные желания высвобождаются и «виртуально» реализуются.

Часто информация во сне организована не явно, а с помощью определенных символов. Например, тёплое озеро может символизировать мать, а перекошенное лицо ангела – умершего отца. Фрейд предположил, что символы сновидений носят постоянный характер и могут быть истолкованы психоаналитиком.

Но понять сон полностью можно только с учетом психологического фона сновидца.

Возникает вопрос: почему существует проблема взаимодействия сознательного и бессознательного? И почему так важно «достать» и расшифровать скрытый материал?

Теория психоанализа

Как это ни странно, поведение современного цивилизованного человека во многом определяется внутренними неосознаваемыми влечениями.  «Дикие» желания, порой разрушительные или недопустимо сексуальные, отрицаются культурой и религией. Маленькому «человеческому детёнышу» настоятельно рекомендуется вести себя «хорошо».

На сознание ведется массированная атака, происходит тщательная обработка и формирование внутреннего цензора. В результате иррациональные влечения вытесняются в область бессознательного, блокируются, подавляются, но никуда не исчезают.

Здесь же находятся воспоминания раннего детства, которые во многом определяют развитие личности, но теперь объявлены «вне закона». Попытки перемещения информации в область сознательного приводят к психологическому сопротивлению.

Борьба между сознательным поведением и давлением вытесненного материала может приводить к психическим проблемам: неврозам, страхам, депрессиям и т. п.

Решение подобных проблем найдено. Освободиться от воздействия бессознательного травмирующего материала можно через осознание. Поможет в этом квалифицированный психоаналитик.

Возможно, в известной шутке есть доля правды: «психоанализ – это когда платишь 35 долларов в час за то, чтобы беседовать с потолком». Тем не менее многолетняя практика изобилует историями счастливого выздоровления.

Психоанализ превращает людей в авторов своей жизни, способных к самоанализу.

Лекция: Введение в психоанализ 1 часть

Лекция: Введение в психоанализ 2 часть

Путь раскрытия истины

Психоанализ начинается с рассказа пациента. Удобно разместившись на кушетке, человек говорит всё, что приходит в голову. Затем психоаналитик раскрывает значения высказываний и заключенных в них символов. Это основной способ работы – метод свободных ассоциаций.

Не существует неважных деталей, любая бессмыслица является отражением бессознательного. Психоаналитик располагается так, что говорящий его не видит. Анализант должен полностью погрузиться в свои переживания на 45-50 минут. Рекомендуемая частота сеансов – 4 раза в неделю.

В процессе бесед возникает явление сопротивления. Чтобы избежать травмирующих ситуаций осознания подавленных переживаний, анализант может изобретать разнообразные способы.Например, пропускать встречи, просить снизить частоту сеансов или перенести их на другое время.

Сопротивление – сила, которая стремится поддержать болезненное состояние. Для выздоровления важно сломить эту силу. Сопротивления говорит о переносе на психоаналитика ранее пережитых, но подавленных чувств.

Это ключевой момент психоанализа: осознание человеком иррациональных влечений возможно при разборе ситуации переноса. Происходит озарение, анализант вдруг начинает видеть ситуацию как бы со стороны и понимает причины своих тягостных переживаний.

Происходит «возвращение» в прошлое, первичное обострение симптомов заболевания и исчезновение признаков расстройства при осознании. Такова схема извлечения травмирующего подсознательного материала и излечения с помощью психоанализа.

В процессе психоанализа приходится пережить немало неприятных моментов. На поверхность «всплывает» много такого, от чего человек прятался всю жизнь. Но зато «вместе с ненавистью, завистью и деструктивностью …возвращаются другие части себя, которые прежде были утрачены» (Мелани Кляйн). Это путешествие для смелых, но игра стоит свеч.

Admin

Источник: http://kakpravilino.com/o-psixoanalize/

Важнейшие направления психоанализа

  1. Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии — см. также Психология личности.

    Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

  2. Методы исследования основных мотивов поведения человека.

    Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.

  3. Метод и методики лечения психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

Методы и этапы анализа

  • Накопление материала:
    • Метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»)
    • «Толкование сновидений»
  • Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов
  • Анализ «сопротивления» и «переноса»
  • Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики при нём)

Техника работы психоанализа и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

:09.12.2017psy

Источник: http://psychoanalysis.by/2017/12/09/psychoanalysis-theory/

Статья №3: Лечит ли психоанализ? Психотерапия как эффект анализа

Популярно о психоанализе.

Мифы и предрассудки о психоанализе

Почти все, кто о психоанализе лишь слышал или читал, искренне уверены, что личный анализ – это на много лет, если не на всю жизнь. А еще это дорого и без всякой гарантии результатов. Возмутительно.

К тому же образ психоанализа в массовой культуре часто анекдотичен, а порой и связан с манипуляциями.

Но разве к психотерапевтам идут не за помощью в насущных, сейчас беспокоящих проблем? Concepture отвечает на вопросы о лечении в психоанализе.

Любое суждение о том, чего не знаешь и не пробовал, по определению служит лишь профанации и суевериям. И клише о «дорого, долго и без результата» – это классический пример полуправды.

Однако психоанализ – действительно специфическое предприятие, отличающееся, как мы уже выяснили, от психологии и медицины.

Поэтому давайте разберемся с тем откуда взялись подобные стереотипы, ведь дыма без огня не бывает?

Уход от модели врача

Еще до создания психоанализа Фрейд своим отказом от популярных на тот момент методик, таких как гипноз и катартический метод, совершает серьезный концептуальный выбор. Он переосмысливает отношения между знанием, техникой работы и этикой психотерапевта.

И тогда, и в наше время считается, что врач может помочь пациенту, потому что он что-то знает о проблемах и механизмах их создающих.

Это знание занимает наиболее важное место в позиции лечащего, а поскольку он не только лечит, но и общается с другим человеком, то знание стоит дополнить нормами морали, а по сути: этикетом взаимодействия врача и пациента.

Однако бессознательное – это «черный ящик», и у психотерапевта нет никаких способов посмотреть «как там на самом деле всё устроено», к тому же оно еще и сопротивляется.

Фрейд отказался от гипноза как раз потому, что это слишком большая власть над другим человеком при полном незнании что именно является причиной проблем.

Врач, дающий «лечебные» установки пациенту в гипнотическом состоянии, попросту занимается стрельбой наугад.

«Всякий начинающий заниматься психоанализом боится прежде всего трудностей, ожидающих его при толковании мыслей пациента … Но ему предстоит скоро убедиться в незначительности этих трудностей и вместо этого понять, что единственные и серьезные трудности вытекают из необходимости овладеть переносом».З.Фрейд

Поэтому психоаналитик по мысли Фрейда начинается не со знания, а с этической позиции – по отношению к клиенту и, что очень важно, самому бессознательному.

Уже в ранних психоаналитических работах он постоянно повторяет: расшифровывать и анализировать чужие содержания – это не такая большая сложность, как умение распознавать и учитывать перенос.

То есть отношение или этика аналитика важнее и труднее, чем усвоение психоаналитической теории.

По сути Фрейд обнаружил, что одним из способов хоть как-то анализировать и влиять на бессознательное другого человека не вслепую – это серьезно и уважительно отнестись к материалу бессознательного происхождения.

То есть ко снам, оговоркам, свободным ассоциациям и особенно к симптомам клиента. Здесь мы и обнаруживаем ощутимое расхождение логики психоанализа и логики лечения в психиатрии и психотерапии.

Психоанализ признает симптом, видя в нем работу субъекта, который уже что-то изобрел, чтобы решить свои внутренние проблемы.

Пусть это решение и не самое удачное, т.к. порой приносит страдание, но и это достойно признания и уважения. То есть в симптоме, каким бы болезненным он ни был, стоит увидеть автора с его неповторимым стилем.

Психотерапия же видит в симптоме лишь проблему, которую нужно поскорее устранить или купировать.

Поэтому понимание термина «симптом» в психоаналитической клинике и в клинической психологии со временем станет значительно расходиться.

Позиция аналитика

Исходя из этого и строится работа аналитика: он работает с тем материалом, который приносит клиент, а значит, от него в очень малой степени зависит скорость анализа.

Кто побывал в анализе, хорошо знает, что он движется по какой-то своей траектории, и иногда «прогресс» происходит очень быстро, а иногда – совсем наоборот.

Это зависит лишь от субъекта, от его способности услышать и принять то, что находится в его собственном бессознательном.

Психоаналитик помогает на этом пути, но не может пройти его за вас. Кстати, именно этим подкупают многие современные пси-практики, обещающие быстрый эффект: вы почти ничего не делаете сами, приходит сантехник человеческих душ и наводит порядок. Остается лишь вопрос: годится ли вам такой порядок?

Фрейд вырабатывает позицию, которую можно назвать этической нейтральностью психоаналитика. Суть ее не только в уважении к симптому и стоящему за ним субъекту, но и в приостановке собственных мнений и эмоциональных реакций.

Там, где мораль осуждает человека за некоторые его желания, психоанализ начинает свою работу с признания данности («да, у вас такое желание»), чтобы дать шанс человеку что-то сделать с этим.

Принимать то, что есть, не сбегая сразу же в свои воображаемые конструкции о том, как должно быть – это на самом деле довольно сложно, потому и требует особой подготовки от аналитика.

«Психоанализ это царство речи, другого лекарства нет».Ж.Лакан

Психоанализ не лечит, он анализирует. А анализ в свою очередь дает эффекты, один из которых может оказаться «излечением», «ослаблением симптома» или «чувством, что у меня все хорошо и я больше не нуждаюсь в анализе». Жак Лакан будет с жаром настаивать на этой идее, т.к., по его мнению, идеал лечения скорее мешает работе психоаналитика.

Во-первых, потому что высок риск, что под маской излечения психоаналитик начнет неявно навязывать клиенту свои представления о здоровье и благополучии.

И во-вторых, потому что психоанализ не предполагает «восстановления», т.е. возврата к некому ранее существовавшему «здоровому» состоянию. В ходе анализа можно прийти лишь к новому состоянию, в котором есть работающее знание о самом себе. А это значит, стать другим человеком взамен того, что был прежде и не обладал знанием.

Жак-Ален Миллер добавит к этому еще одно замечание: психоанализ цивилизует (фр. civiliser – цивилизовать, просвещать). И на уровне общества, в котором существует психоанализ, и на уровне индивидов, проходящих свой анализ, психоанализ способствует смягчению нравов.

Вместе с пониманием своих внутренних особенностей приходят терпимость к другим, облагороженность аффектов и уменьшение фрустрации, особенно по поводу общества и его инстанций. Можно сказать, что в анализе создаются условия для самовоспитания субъекта, или как однажды скажет Фрейд – «довоспитания».

А никто иной и не может перевоспитать взрослого человека.

Психоаналитик может помочь в этом именно потому, что сам является продуктом своего анализа, он – тот, кто уже обрел некоторое знание о своем бессознательном желании.

Все наши детские фантазии и трудности всегда с нами, ибо бессознательное не знает времени.

Единственный способ стать взрослее не на уровне масок и привычек, а на уровне выборов, действий и ощущений – проработать свою личную историю, обнаружив и поняв скрытые механизмы, влияющие на вашу жизнь.

Резюмируем: психоанализ не направлен на лечение или избавление от проблем, он направлен на самопознание и самоизменение, которые позволяют либо освободиться от страдания, либо изменить к нему отношение. Однако всё это предполагает высокие требования и к аналитикам, и к самим субъектам, идущим в анализ, о чем мы и поговорим в следующей статье.

  1. Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ».
  2. Darian Leader«Introducing Lacan»
  3. Жан-Мишель Кинодо«Читая Фрейда. Изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе»
  4. Колетт Солер«Парадоксы симптома в психоанализе»
  5. Виктор Мазин «Введение в Лакана»

Источник: http://concepture.club/post/mify-i-predrassudki-o-psihoanalize/lechit-li-psihoanaliz-psihoterapija-kak-effekt-analiza

Психоанализ

Популярно о психоанализе.

Какие тайны скрывает наша психика? Почему говорят, что «все мы родом из детства»? Почему мы упорно наступаем на одни и те же грабли и никак не можем выбраться из заколдованного круга не устраивающих нас отношений? Откуда берутся сновидения и о чем они пытаются нам рассказать?

На эти и многие другие вопросы, касающиеся психической жизни человека, дает свои ответы созданный в начале XX века и подорвавший до основания психологию сознания психоанализ.

Зигмунд Фрейд, революционер психологии

Революционные взгляды Зигмунда Фрейда, блистательного ученого начала XX века, не только перевернули науку психологию, но и оказали огромное влияние на всю западную культуру. Между тем, нельзя сказать, что выбор области деятельности, которой Фрейд позже будет предаваться со всей, свойственной лишь великим талантам страстью, был сделан им осознанно.

Зигмунд Фрейд (1856 г.рож.) происходил из бедной еврейской семьи, и поэтому, даже блестяще окончив гимназию в Вене, он не имел возможности заниматься чем-либо, кроме медицины и права – таковы были негласные антисемитские правила тех времен.

Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета. С самого начала он больше хотел заниматься научными изысканиями, но денежные затруднения вынудили его к началу практики.

Фрейд успел поработать и как хирург, и как терапевт, и как домашний врач, но свой выбор остановил на психиатрии и невропатологии.

Фрейд был необычайно работоспособен: его наследие составляет 24 тома научных сочинений. Он постоянно развивал и пересматривал свои взгляды, с горячностью утверждая и подтверждая практическими исследованиями истинность своих догадок и озарений.

Вокруг Фрейда собрался круг молодых врачей, многие из которых в последствии развили собственные представления и создали собственные школы психологической мысли.

С ним было нелегко ладить – он тиранично требовал от соратников преданности и лояльности и деспотично изгонял тех, кто осмеливался критиковать его теорию, или предлагать новые, по мнению Фрейда ошибочные, взгляды на психику.

Возможно, еврейское происхождение, которое автоматически делало его человеком низшего класса, и необходимость отстаивать свое мнение, с юности воспитали в Фрейде «бойцовские» качества и умение противостоять большинству.

В последние годы своей жизни Фрейд боролся с постоянной болью, вызванной тяжелейшей болезнью – раком лица. За 15 лет он перенес тридцать три операции, но не переставал работать: проводить исследования, читать лекции, издавать труды.

Чем большую известность получали его воззрения, тем больше критики слышалось в его адрес, и с тем большей силой Фрейд парировал доводы своих оппонентов. В 1933 году нацисты сожгли груду его книг, на что Фрейд с юмором отреагировал, заметив, что это – прогресс, что в средние века сожгли бы его самого.

В 1938 году, после захвата фашистами Австрии, Фрейду было разрешено уехать в Англию, где он и скончался годом позже.

История возникновения психоанализа

В начале своей карьеры Зигмунду Фрейду посчастливилось работать с такими выдающимся учеными, как известный европейский физиолог Эрнст Брюкке, успешно практикующий гипноз врач Иосиф Брейер и знаменитый невролог Жан-Мартен Шарко.

(Да-да, тот самый Шарко, душ имени которого применяют и сегодня для лечения нервно-психических расстройств). Некоторые идеи и мысли, зародившиеся в этот начальный период деятельности, в последующем нашли развитие в научных трудах Фрейда.

В частности, внимание молодого ученого и практикующего врача Зигмунда Фрейда привлек тот факт, что некоторые симптомы, проявлявшиеся у больных истерией, никак нельзя было объяснить с точки зрения физиологии. Например, человек «терял чувствительность» в какой-то одной области своего тела, хотя нервная проводимость в соседних областях оставалась здоровой.

Другим примером, что не все происходящие в психике процессы можно объяснить реакцией нервной системы или актом сознания человека, стало наблюдение за поведением людей подвергшихся гипнозу.

Сейчас каждому понятно, что человеку, находящемуся в гипнотическом состоянии, можно внушить приказание выполнить какие-то определенные действия, и после пробуждения человек неосознанно будет стремиться исполнить приказанное. Если спросить у человека, почему он хочет выполнить это действие, то он приведет вполне логичные обоснования.

То есть психика сама «придумывает» объяснения поступкам, даже если объективной нужды в этих поступках нет. Во времена Фрейда понимание, что сознательными действиями человека могут управлять скрытые от сознания причины, было настоящим открытием.

До Фрейда понятий «бессознательное» или «подсознательное» вообще не существовало! Эти наблюдения и послужили толчком к развитию психоанализа – то есть анализу психики человека с точки зрения её движущих сил, причин и последствий, влияния предыдущего опыта на последующую жизнь и на нервно-психическое здоровье.

Основные положения психоанализа

Вся теория психоанализа базируется на утверждении Фрейда о том, что в природе психической (душевной) жизни нет перерывов и непоследовательности.

Каждая мысль, желание, чувство или поступок имеют свою причину — сознательное или бессознательное намерение. Предшествующие события и переживания оказывают влияние на последующие.

Даже если какие-то душевные переживания, по мнению человека, ничем не обоснованы, существуют скрытые связи, устанавливающие одно сознательное событие с другим.

Поэтому психику человека можно разделить на три области: сознание, предсознание, бессознательное.

  • Области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были в сознании и никогда не будут ему доступны. Также сюда из сознания вытесняются переживания, чувства и мысли не прошедшие «цензуру», то есть воспринимаемые человеком как запрещенные, грязные, не имеющие права на жизнь. Бессознательное не подчинено времени. Ранние детские воспоминания, если они вдруг снова попадают в сознание остаются такими же яркими, как и в момент их зарождения.
  • Предсознание – это часть бессознательного, которая легко может стать доступной сознанию.
  • Сознание включает то, что мы осознаем в каждый момент времени нашей жизни.

Главными действующими силами психики, по мнению Фрейда, являются инстинкты – напряжения, направляющие организм к определенной цели. Среди инстинктов существует два основных:

  • Либидо (от лат. «желание») – энергия жизни;
  • Агрессивная энергия или инстинкт смерти.

В психаналитической теории рассматривается большей частью «либидо», в своей основе имеющее сексуальное природу. Либидо – живая энергия, возникновение, количество, перемещение и распределение которой может объяснить наблюдаемые расстройства психики или особенности в поведении, мыслях и переживаниях человека.

В личности человека, согласно психоанализу, представлено три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) – это все, заложенное в человеке изначально – наследственность и инстинкты. Ид не подчиняется законам логики, в нем все хаотично и неорганизованно. Однако Ид, вне сомнения, оказывает влияние на Эго и Супер-Эго. Ид — это слепой король, власть которого безгранична, но который вынужден полагаться на подчиненных в исполнении своей воли.

Я (Эго) – это та часть личности, которая непосредственно контактирует с окружающими. Эго развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать себя личностью. Эго питается соками Ид, защищая его, как кора защищает дерево.

Взаимодействие Эго и Ид можно представить на примере сексуальной потребности: Ид осуществило бы разрядку этой потребности прямой сексуальной деятельностью, Эго призвано решить, когда и в каких условиях такая деятельность будет уместна.

Эго сдерживает или перенаправляет инстинктивное Ид, обеспечивая физическое и душевное здоровье, а также безопасность личности.

Сверх-Я (Супер-Эго) – в свою очередь развивается из Эго. Супер-Эго – это хранилище моральных норм и законов, это ограничения и запреты, накладываемые на личность. По мнению Фрейда у Супер-Эго есть три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Ид, Эго и Супер-Эго призваны совместно добиваться одной цели: поддерживать равновесие между стремлением к увеличению удовольствия и опасностью неудовольствия.

Энергия, рожденная в Ид, находит свое выражение в Эго, а Супер-Эго определяет границы Эго. Поскольку требования Ид, Супер-Эго и внешней реальности, к которой личность должна приспособиться, часто противоречивы, в личности неизбежно возникают конфликты.

Решение внутриличностных конфликтов может проходить несколькими способами:

  • Сновидения;
  • Сублимация;
  • Компенсация;
  • Блокирование с помощью «механизмов защиты»

В сновидениях могут находить выражения желания, которые не были исполнены в реальной жизни. Повторяющиеся сновидения могут указывать на какую-либо нереализованную потребность, которая является препятствием к свободному самовыражению человека и его дальнейшему психологическому росту.

Сублимация – это перенаправление энергии либидо на социально одобряемые цели. Часто в качестве таких целей выступают творчество, интеллектуальная или социальная деятельность. Сублимацию можно назвать успешной защитой. Сублимированная энергия создает то, что принято называть цивилизацией.

Возникающую вследствие неудовлетворенного желания тревожность можно разрешить непосредственным обращением к проблеме. В таком случае энергия, не находящая выхода, направляется на преодоление трудностей, на уменьшение их последствий, на компенсацию нехватки чего-либо.

Ярким примером органической компенсации может служить развитие идеального слуха у слабовидящих или слепых людей.

Психика человека может поступить также: например, при недостатке способностей и сильном желании непременно добиться успеха в выбранной деятельности у человека могут развиться беспримерная работоспособность или чрезмерная напористость.

Например, такая ситуация как потеря любви и признания, при невозможности вновь получить одобрение, может вызывать сильную тревогу и беспокойство – создавать непереносимое напряжение.

Это напряжение может найти выход в снах, или быть направлено на творчество: создание стихов, рисование картин и так далее.

Или в такой ситуации человек прямо может стараться завоевать расположение и направлять свои усилия на получения одобрения от кого-либо – всем известны случаи, когда неуспехи в личной жизни некоторыми людьми компенсируются чрезвычайно успешной карьерой.

Но в других случаях возникающее напряжение искажается или отвергается с помощью таких механизмов защиты как репрессия (подавление), отрицание, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия, гиперкомпенсация.

В приведенном нами примере с потерей любви, механизмы защиты можно проиллюстрировать так:

  • Репрессия (подавление): – Была любовь? Не помню…
  • Отрицание: – Да не было никакой любви!
  • Рационализация: – Я любила (любил) не того человека, это было ошибкой.
  • Реактивное образование (искажение потребности): – Лучший мой мужчина – это мой кот!
  • Изоляция: – Любовь – это не для меня.
  • Проекция (приписывание другим своих мыслей и чувств): – Никто никого не любит, никто не умеет любить по-настоящему… (Читаем: меня никто не любит…)
  • Регрессия (переход на более ранние стадии развития): – У меня теперь есть только одна любовь – вкусная еда.
  • Гиперкомпенсация (чрезмерная компенсация) – Я за свободные сексуальные отношения без ограничений!

Психоанализ – это гениальная попытка Зигмунда Фрейда понять и описать те составляющие психической жизни, которые в дофрейдовский период казались непостижимыми.

Словом «психоанализ» со времен его создания и до настоящего времени называют:

  • процедуры исследования психических процессов;
  • метод лечения невротических нарушений;
  • научную дисциплину.

Психоаналитическая практика

Пожалуй, при слове «психоанализ» у многих в голове всплывет картинка, часто анекдотично используемая в кинематографе:

Безучастный с абсолютно нейтральным выражением лица, порою бородатый (чтобы уж совсем не было видно никаких эмоций), аналитик сидит за своим столом, а пациент располагается в полулежащем кресле или на кушетке чуть ли не спиной к аналитику и что-то там рассказывает о своей жизни. Аналитик иногда отпускает реплики, но в целом не препятствует и не форсирует поток речи пациента. По характеру происходящего видно, что пока пациент изливает душу, психоаналитик погружен в свои собственные мысли и не слишком следит за процессом.

Смысл всего этого действа не очень-то понятен, и часто люди искренне удивляются за что психоаналитикам «платят такие деньги!».

На самом деле процедура психоанализа внешне выглядит почти также, за исключением того, что в момент рассказа пациента аналитик предельно сосредоточен — ведь именно в этот момент он в «режиме реального времени» проводит анализ всего, что доверяет ему пациент.

Клиент во время психоанализа действительно располагается не напротив аналитика, а чуть в стороне, но так, чтобы при желании он мог повернуть голову и увидеть выражение его лица.

Эмоции на лице аналитика обязательно есть, и эти эмоции должны показывать человеку: «я принимаю все, что Вы говорите, я не осуждаю, не морализирую, не выношу приговор».

Главной задачей аналитика является высвобождение подсознательных мыслей и чувств так, чтобы с ними можно было работать сознательно. Для этого и создается атмосфера расслабленности и доверия с одной стороны и полного нейтралитета с другой.

Правило нейтралитета заключается еще и в том, что в психоанализе запрещены любые личные контакты пациента и аналитика: никаких рукопожатий, не говоря уж о большем.

Пациент не должен знать подробности личной жизни психоаналитика, достаточно того, что он знает его профессиональные данные.

Цель психоанализа – высвободить заблокированную энергию и позволить ей свободно реализовываться, делая человека свободнее и счастливее. Считается, что путем осознания причин подавленных влечений и осознания наличия комплексов, можно, хоть и не без труда, найти приемлемые формы выражения Ид, а также сделать Эго человека сильным, самостоятельным и более независимым от Супер-Эго.

Труды Фрейда и психоанализ и сегодня нередко подвергаются критике, но введенные им понятия Оно (Ид), Я (Эго) Сверх-Я (Супер-Эго), либидо, сублимация, защитные механизмы сегодня понятны не только ученым, практикующим психологам, психотерапевтам и психиатрам, но и просто культурно образованным людям. Психоанализ находит свое отражение в литературе и искусстве, включая кинематограф, в антропологии, этнографии, педагогике и социологии.

Источник: https://psydom.info/psy-schools/frejd-i-frejdisty/psihoanaliz.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.