Комплекс хорошей девочки ничего хорошего не приносит

Как перестать быть

Комплекс хорошей девочки ничего хорошего не приносит

Хорошая девочка должна уметь делать все, что умеет плохая. Но так как она хорошая, она должна уметь это делать хорошо!

народная мудрость

Книга “Good girls just don’t get it!” (“Хорошие девочки в пролете!”) несколько лет назад стала настоящим бестселлером и была переведена на множество языков.

Как выяснилось на практике, традиционное воспитание девочек в разных странах имеет общие особенности: считать главной женской добродетелью умение быть «хорошей» принято почти повсеместно.

как перестать быть хорошей девочкой

Книга написана двумя американскими психлогами, Лу Франкель (Loo Frankel, Ph. D.) и Кэрол Фронлингер (Carol Frohlinger, J. D.) и в ней очень просто и доступно излагается почему именно “хорошие девочки” вырастая почти всегда оказываются в пролете по всем фронтам: в отношениях, в карьере, в самореализации и даже в вопросах здоровья.

“хорошая девочка” как жертва манипуляции родителей

Авторы призывают всех хороших девочек взбунтоваться против навязанных им стереотипов, и заявляют, что противоположность “хорошей девочки” это вовсе не “стерва”, как принято считать, а “самодостаточная гармоничная женщина, умеющая расставлять и защищать персональные границы”.

Первая часть труда посвящена разбору стереотипа “хорошая девочка”. Психологи рассказывают о том, как родители формируют комплекс этой самой “хорошей девочки” и навязывают дочерям часто несвойственную им ролевую модель только потому, что эта модель позволяет им лучше управлять своим ребенком.

Наркотик похвалы

Идея не нова: “Хорошая девочка” подсаживается на наркотик похвалы, и попадает в зависимость от родительского одобрения. Награждается только то поведение, которое соответствует социальным и индивидуальным представлениям родителя о норме.

Фразами “ты же девочка, как тебе не стыдно!”, “хорошие девочки так не поступают” и “молодец, какая хорошая девочка!” родители с детства прививают дочери ложные представления о том, что “хорошая девочка” — это та, кто полностью соответствует ожиданиям людей вокруг. И не разочаровывает их своим поведением или нежеланием играть по чужим правилам.

Результатом становится неумение говорить “нет” и постоянные мытарства “хорошей девочки”, которую окружающие злобные тролли пользуют потом всю жизнь по своему усмотрению. В книге же дается аж 72 приема, которые помогут избавиться от комплекса и научат любую мямлю:

  • выстроить отношения в семье так, чтобы все делали свою часть работы по дому, не садились женщине на шею и не вызывали в ней чувство вины за это;
  • информировать босса о том, что она берет заслуженный отпуск, а не выпрашивать его, чувствуя себя тварью дрожащей;
  • в ресторане спокойно отправлять обратно еду, которая приготовлена не так, как она заказывала и просить сатисфакцию;
  • вежливо ставить на место зарвавшуюся свекровь;
  • отказывать подруге, которая просит о слишком большом одолжении и при этом не чувствовать себя предательницей;
  • не стесняться просить скидки в магазинах и спокойно уходить, перемерив половину вещей и ничего при этом не купив;
  • не идти куда-то против воли и с чистой совестью отказывать в своей компании друзьям просто потому что она сегодня не в настроении;
  • и т. д.

Ужасающе длинный список того, что мы делаем просто потому что хотим быть хорошими в глазах окружающих и чего делать не нужно растянут на две с лишним страницы. Как же предлагается бороться с такой глупой привычкой самостоятельно ущемлять свои права?

Признаки “хороших девочек”

В общем, авторы предлагают несколько стратегий, которые после осознания своего диагноза – “хорошая девочка” — помогут читательницам изменить свою жизнь к лучшему. К сожалению, откровений в книге мало – все ходы и так давно известны.

Большая часть рекомендаций укладывается в чародеевское «видеть цель и верить в себя», однако можно отметить несколько интересных наблюдений:

многословность как способ скрыть свою неуверенность

В ходе исследований психологи установили, что любую речь “хорошей девочки” можно смело сократить на 30-40%, после чего станет лучше понятно чего же она, собственно, хочет.

Авторы предлагают учиться формулировать свои пожелания и запросы “слоганоподобно” – выдавать в эфир емкие короткие фразы без лишних реверансов и “простите-пожалуйста-что-я-вас-беспокою”.

Тренироваться можно “на кошках”: учиться писать просьбы и поручения родным и близким на стикерах или в е-мэйлах – писать, перечитывать и сокращать свой текст, оставляя только ключевые слова и фразы, и ограничивая политесы простым “спасибо” в конце послания.

ограниченное восприятие возможностей

“Хорошие девочки” почему-то часто считают, что в ситуации кроме “нет” и “да” других альтернатив не имеется, и так как говорить “нет” им трудно, они соглашаются на неудобный для них вариант. Психологи проникновенно советуют: прежде чем произносить вялое “ну лааадно”, и мысленно себя проклинать за слабоволие, подумайте над альтернативными решениями.

Везти беспардонную знакомую на дачу за 200 км от города неудобно, отказать трудно, но есть же и третий вариант – подвезти ее, допустим, до электрички. Купить ей в дорогу книжку про “плохих девочек, которые паразитируют на хороших”, и с чистой совестью вернуться к своим делам.

Поиск оправданий

На самом деле, труднее всего “хорошей девочке” дается не само слово “нет”, а послесловие: следующее за этим самовыедание мозга, проигрывание ситуации снова и снова и бесконечные внутренние оправдательные монологи “нет, ну я же была права!..” И именно потому, что на это тратится много энергии, в следующий раз ей проще согласиться, чем отказать.

Порочную практику коучеры советуют прекращать силовыми методами, по принципу “после драки кулаками не машут”: просто отпускать ситуацию, силой воли прекращать внутренний монолог и переключаться на что-нибудь другое.

видеть цель и верить в себя

Кроме этого в книжке есть куча советов как вести себя в конкретных ситуациях, большинство из которых сводится к рекомендации четко осознавать свои цели и задачи. Понимание того, что нужно именно вам и четка формулировка пожеланий помогает в разных ситуациях отстаивать свои границы и, таким образом, делает жизнь более гармоничной.

Теория выглядит стройной, однако на практике советы часто трудно осуществимы: например, составлять заранее программные речи и высказывать в лицо кому-нибудь неприятные вещи сверяясь с конспектом в блокноте довольно трудно. Как и рисовать блок-схемы с альтернативными решениями, или всегда продумывать какое положение и место в каждой конкретной ситуации будет для вас наиболее выгодным.

Впрочем, все индивидуально. И даже если воплотить все советы и полностью искоренить в себе “хорошую девочку” у вас не получится, задуматься о причинах некоторых из своих проблем в любом случае полезно.

Так что всем, кто не умеет отказывать, сдается под нахрапом некоторых коллег или свекровей и неделю переживает любую попытку поставить кого-либо на место эта книга будет однозначно полезна.

Источник: //woman-delice.com/horoshaya_devochka/

Комплекс хорошей девочки. Или как начать жить своей жизнью

Комплекс хорошей девочки ничего хорошего не приносит

С детства нас учили – будь хорошей девочкой (или мальчиком), слушайся старших, веди себя хорошо, помогай другим.

Пожелания, несомненно, отличные, правильные, вот только сколькие из нас, повзрослев, так и остались этими хорошими детьми? Настолько хорошими, что и о своей жизни забыли, стараясь угодить другим, только бы не упасть в глазах родных и близких и не потерять статус великодушного, безотказного, удобного человека. Ведь иначе… Но об этом чуть позже.

И хороший комплекс хорошей девочки (будем называть его так, надеюсь, мальчики не обидятся, потому что говорить будем об обоих полах) надежно вживается в сознание человека. Добро пожаловать в мир хороших детей!

А что же, собственно плохого в этой хорошести? и причем тут комплекс?

Комплекс хорошей девочки — это убежденность в том, что тебя любят и ценят только тогда, когда ты совершаешь хорошие поступки. И все это идет глубоко из детства, когда мы получали поощрения и похвалу за то, что сделали уроки, убрались в комнате, хорошо себя вели, помогали старшим. Сделал доброе дело – получил похвалу.

Сделал что-то не так – недовольство и крики от взрослых. И в человеке появляется  установка: «Чтобы получить любовь, нужно быть полезной, правильной, хорошей. Во всех иных случаях я любви не достойна. Я хорошая лишь, когда помогаю другим, делаю то, о чем просят.  И меня будут любить, только если я буду все делать для других».

И это очень хорошо! Для окружающих. А вот для человека беда. Потому что он знает, чего хотят от него окружающие, но понятия не имеет, чего он хочет сам.

Вся его жизнь была выстроена из помощи другим, выполняя просьб и поручений, реагируя на малейшие желания, отдавая всего себя. Но в такой жизни нет главного – самой жизни. Собственной, уникальной, неповторимой судьбы.

При этом в человеке может быть множество своих желаний, планов, стремлений, но все они подавляются, потому что обычно идут вразрез с желаниями окружающих, или на них просто не остается времени.

Если слушать других, как жить, постепенно начинаешь забывать, что у тебя есть свое собственное мнение, интуиция, призыв. Ты перестаешь замечать голос своего сердца, затмевая его голосом близких, родных, друзей. Святой благодетель из вас  все равно не получится, а вот прожитая зря жизнь – легко.

Как начать жить своей жизнью?

Есть другая категория людей. Люди, которые делают то, что хотят.  Кстати, вы не задумывались, почему в обществе выделяются те, кто в школе слыл хулиганом, троечником, неподдающимся воспитанию? Такие люди нестандартно мыслят, они лишены общепринятых шаблонов, их не смогли вписать в рамки хорошести.

А знаете почему? Их любили не за поступки, не за хорошие оценки или прибранную комнату, а просто так, такими, какие они есть. Несомненно, этим людям намного проще плыть в реке жизни, любить и быть любимыми. Они не бояться экспериментировать, ошибаться, рисковать.

Они слышат СЕБЯ, и они знают, чего хотят от жизни.

Но чего хотите вы?

Спросите себя – чего вы хотите на самом деле? Не для кого-то, для себя. Начните просто прислушиваться к себе. Это будет сложно – отступить от рамок удобности для других и подумать о своей собственной судьбе. Услышать свой внутренний голос, куда он вас зовет? Чего настойчиво требует уже который год? Какие ваши мечты похоронены в угоду других?

Знаете, есть интересный закон Вселенной. Человек, не имеющий счастья внутри, не сможет сделать счастливыми других. Те, кому вы якобы делаете добро, получают медвежью услугу. Это закон сохранения энергии.

Ведь делиться можно лишь тем, что непосредственно  есть у вас.  Но скажите, живя чужой жизнью, игнорируя свои желания, разве можно говорить о радости бытия, о счастье, о любви? Нет. Вы не сможете прожить чужую жизнь, но свою точно потеряете. У каждого своя судьба.

Чужой мир без вас не рухнет, а вот ваш…

Поэтому в первую очередь,  подумайте о себе. О своем уникальном пути, который давно вас ждет. Лишь встав на него, вы обретете все те дары, что жизнь для вас приготовила, лишь только так вы обретет мир, гармонию, силу, любовь и красоту. И лишь только так вы сможете всем этим поделиться с ближними. Но опять-таки не в ущерб себе, а из состояния изобилия!

Нас любят не потому, что мы делаем или не делаем что-то – помните это. Любовь нельзя заслужить. Она просто есть, она рождается в душе и дарится безусловно. Просто будьте собой, всегда и при любых условиях. И следуйте голосу сердца.

Источник: //alldiff.com/kompleks-khoroshej-devochki-ili-kak-nachat-zhit-svoej-zhiznyu/

Надоело быть хорошей девочкой! Как научиться быть собой?

Комплекс хорошей девочки ничего хорошего не приносит
?

psikhologiya (psikhologiya) wrote,
2016-05-01 05:06:00 psikhologiya
psikhologiya
2016-05-01 05:06:00 Порой мы делаем всё для других. Столько сил тратим, всего себя отдаем.

А в ответ? Никакой благодарности! Неужели так трудно просто сказать «спасибо»?Возможно, не стоит совершать добрые поступки для людей, ведь они бы никогда не сделали что-то подобное мне? Надоело. Пора становиться такой же. Как они ко мне, так и я к ним.Каждый раз мы приходим к такому выводу.

Уже прочитали большое количество литературы, где учат говорить «нет». Но стоит кому-то в очередной раз у нас что-либо попросить, и мы беремся исполнять его просьбу, напрочь забыв все заученные советы. Лучше согласиться, чем потом испытывать тяжелое чувство вины и страдать от того, что тебя не любят.

Сделаешь что-то для человека, и на миг становится легче. А потом возникает чувство обиды и несправедливости, приходит понимание, что сделанный поступок шел вразрез с нашими собственными интересами. Нами вновь воспользовались и забыли.Кажется, так было всегда, еще с детства.

Все только и ждут, как бы использовать нашу доброту и безотказность в своих целях. Пора это прекращать. Пора научиться отказывать! Но как это сделать? Как стать плохой?

Кто такая хорошая девочка?

Прежде чем ответить на эти вопросы, надо разобраться, почему это происходит? Почему некоторые люди не могут отказать в любой просьбе, стараются изо всех сил угодить другим?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана называет такое поведение комплексом хорошей девочки. Как объясняет эта наука о психическом, этот комплекс присущ обладательницам анально-зрительной связки векторов.

Вектор — набор врожденных свойств и желаний человека, отвечающий за его предпочтения, образ мышления, систему ценностей и поведение. Современный человек обладает в среднем тремя-пятью векторами. Некоторые из них создают устойчивые связки, которые проявляются определенными жизненными сценариями.

Есть люди, которых природа наградила феноменальной памятью. Они необходимы человечеству для накопления приобретенного опыта и знаний и передачи их в будущие поколения. Они становятся хорошими педагогами и учителями, профессионалами своего дела, экспертами. Речь идёт о людях с анальным вектором.

Это ответственные, порядочные люди, которые хотят быть хорошими во всем. А люди с анально-зрительной связкой векторов особенно. В детстве – это самые послушные, «золотые» дети.

Во-первых, для детей со зрительным вектором, как ни для кого другого, важны эмоциональные связи с мамой, поэтому они готовы на все, лишь бы эти связи не прерывалась. Это очень эмоциональные дети, которые с трудом переносят мамину холодность или игнорирование.

Во-вторых, ценностью анального вектора является позитивная оценка действий, похвала, особенно со стороны мамы, ведь мама для них – ценность не меньшая. Поэтому они прилагают все усилия, чтобы обрадовать маму и получить заслуженную похвалу.

Но порой взрослые злоупотребляют похвалой, хвалят незаслуженно или, наоборот, не хвалят заслуженно, используя в своих целях стремление ребенка во всем быть хорошим. Прибегая к манипуляциям похвалой, родители вырабатывают в своем чаде эндорфиновую зависимость от нее. Такой человек и во взрослом возрасте будет стремиться во всем угодить окружающим.

Мы все разные

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что для человека с анальным вектором важно, чтобы все было поровну, справедливо. Если он что-то сделал, приложил усилия, значит, эти усилия должны быть оценены по достоинству.Мы смотрим на других людей через себя, считаем — то, что ценно и важно для нас, так же важно для других людей.

Например, для нас ценна похвала и благодарность, и мы считаем, что и для всех это так. Но для других это может быть совсем по-другому.Например, люди с кожным вектором не привыкли говорить «спасибо», ведь они действуют с позиции пользы-выгоды. Лучшая благодарность для них выражена чем-то материальным.

А люди со звуковым вектором в тяжелых состояниях вообще могут не слышать нас, не обращать никакого внимания на окружающих.
Когда люди ведут себя не так, как мы ожидаем, мы обижаемся на них. Нам непонятно, как можно не поблагодарить или не похвалить за хорошее дело. Обиды не дают нам жить спокойно.

Но в то же время, когда нам кажется, что мы делаем для людей слишком много, что пора остановиться, и отказываем в чем-то, в нас вспыхивает тяжелое чувство вины. Даже когда делаем для других что-то недостаточно хорошо, нам неудобно.

Жизнь получается в постоянных перекосах: сначала обижаемся на то, что нами пользуются, потом страдаем от чувства вины, что не сделали. Это доставляет огромный дискомфорт и портит жизнь.

В зрительном векторе причиной стремления угодить всем может быть также повышенная значимость эмоциональных связей. Людям с анально-зрительной связкой векторов может казаться, что если они не будут добрыми и хорошими со всеми, их не будут любить, что для них является большим стрессом.

Как найти выход из ситуации

Мы не можем поменять ни себя, ни других. Что делать? Как жить с этим? Становиться плохой – не выход из положения. Ведь это не решит проблемы, а только ухудшит наше состояние.Выход показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Прежде всего, надо понять себя, свои желания и устремления.

Осознав, откуда появилась потребность в чужом одобрении, мы начинаем понимать, что нами движет в такие моменты. И мы, не нуждаясь в похвале, не стремимся угодить всем. Мы также начинаем любить сами, а не искать у всех любви и одобрения по отношению к себе.

На тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана прорабатываются детские травмы, становятся понятными механизмы нашего поведения, уходит комплекс хорошей девочки. Об этом говорят отзывы людей, прошедших тренинг.Отзывы женщин с комплексом «хорошей девочки», прошедших тренинг: что они осознали, как научились отказывать и не испытывать чувство вины.

«…Вот тут история про комплекс хорошей девочки и принцип наслаждения. Этот комплекс — одна из бетонных плит, что лежала в том вагоне, который я до сих пор разгружаю. Мешал жить страшно, каждый день — страдание. Понимаешь, что ты должен быть самым-самым лучшим для мамочки. А мамочка с каждым днем требует все больше.

И вот ее требования становятся невыполнимыми. Закончить школу с золотой медалью намного проще, чем уже через неделю иметь работу с зарплатой в несколько тысяч у.е. Скажете, невозможно? А если очень не хочется расстраивать маму, м?……После тренинга у меня возникали странные мысли, что в жизни что-то идет не так.

Я понимала, что моя злость на друзей не из-за них, а причина совсем иная, абсолютно. Я ловила ухом фразы, которые подталкивали меня к осознанию

Я не должна быть хорошей. Я должна заниматься своим делом. Это и приятно, и полезно…»


Валентина А., студентка факультета журналистики МГУ

«…Самым большим открытием моей жизни оказалось то, что я почти 30 лет жила, не умея думать самостоятельно. Я не знала, какие фильмы я люблю смотреть, какие книги я люблю читать, чем заниматься в свободное время, как принимать решения, как вести себя на работе, с другими людьми и так далее. Я ни в чем не была уверена.

Любое мало-мальское решение должно было быть одобрено подругами, родственниками, друзьями или кем-то еще. Просто я всегда была более-менее «хорошей девочкой», плавно перешедшей из-под опеки родителей под опеку мужа и его семьи.

Ситуация осложнялась еще тем, что я решила остаться жить в чужой стране, разделив опеку над ребенком, который обожал отца…
…Мне также открылось такое родное и непонятное для меня когда-то понятие, как группа. Группа на работе, группа в системно-векторной психологии, группа родителей в школе, группа друзей, общечеловеческая группа.

Мы все живем в группе и выполняем в них определенные роли, которые нам заданы природой. Если мы находимся на своем месте, работаем на группу, то есть используем свой потенциал на благо группы, то мы получаем истинное наслаждение от того, чем мы занимаемся…»

Мария С., маркетолог
Подробнее узнать о комплексе хорошей девочки можно уже на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться можно по ссылке //www.yburlan.ru/training/.

Автор Алеся Валеева

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: //psikhologiya.livejournal.com/130696.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.