Как извлечь урок из неприятной ситуации: пример работы над ошибками

Работа над ошибками

Как извлечь урок из неприятной ситуации: пример работы над ошибками

Каждая ошибка — это повод вернуться к материалу. Читать параграф — дело бесполезное. Ошибки надо прорабатывать. Но как? Обычная, принятая в школе работа над ошибками, как правило, формальна и не очень-то эффективна. К тому же дети её терпеть не могут. А в деле, которое касается живого языка, формализму и скуке не место.

Загадочные цифры вместо привычных галок и палок

В ученических тетрадках вместо привычных символов (палочка — орфографическая ошибка, галочка — синтаксическая ошибка) на полях появляются разные цифры, которые проставляет учитель при проверке. Каждой ошибке строго соответствует та или иная цифра.

При этом учитель может либо исправить ошибку сам, либо просто зачеркнуть её, либо вовсе ничего с ней не делать — в зависимости от ситуации, хозяина тетрадки или своего рабочего замысла.

Но на полях, в соответствующей данной ошибке строке, непременно появится цифра, отсылающая ученика в «Проработку ошибок и неточностей».Такая маленькая рукодельная брошюрка есть у каждого ученика. Зачем она? Ведь, казалось бы, все эти орфо- и пунктограммы есть в учебнике.

Но учебник — большой и не мой, а книжечка — маленькая и моя, именная. Даже сброшюрована и проиллюстрирована собственноручно.

Рукодельная брошюрка

Жизнь Проработки началась с десяти орфограмм на одном-единственном листочке, предназначавшемся каждому первоклашке. Перечислены они были в том порядке, в каком заходила о них речь в классе. Каждая новая орфограмма обживалась и торжественно набиралась на компьютере.

По мере углубления в материал (а мы шли не по программе, а собственным путём), наша книжечка разрослась до 57 орфограмм и 19 пунктограмм. Никакой особой логики в их подаче не было, и тем более, ни на какую полноту наш список не претендует. Принцип перечисления орфограмм был один — житейский, домашний.

(А поскольку у каждого класса жизнь своя, то и Проработка, если вы вдруг затеете её сочинять, наверняка выйдет не такая, как когда-то у нас.) Та, чей фрагмент вы видите, — аж пятая! И терзали её в таком виде уже шестиклассники. Значит, укладывалась она в их головах целых шесть лет (за шесть-то лет и наизусть не грех выучить, не правда ли?) Многие пунктограммы в Проработке лишь обозначены.

Понятно, что в пятом классе разговор об обособленном приложении весьма приблизительный, но ткнуть пятиклассника лишний раз носом: сочини-ка, дескать, своё, похожее, предложение, — представляется полезным.

Развивает языковую интуицию, да и ошибку без внимания оставлять не хочется (даже если класс и «не проходил» соответствующей темы), ведь в сочинениях у ребят иногда встречаются весьма сложные синтаксические конструкции. Что ж, в 8-10 классах инструкции будут более подробными.

Если б все правила мы стали формулировать в их полноте, то наша Проработка превратилась бы из инструкции к домашнему употреблению в сакраментальное учебное пособие, на которое с опаской смотрели бы даже сильные ученики. Рукодельный характер Проработки определил и её «домашнюю» терминологию: «слабое окончание», «вежливый мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го л. ед. ч.». Это ещё что! В первых двух вариантах Проработки без ударная гласная в корне звалась «пиратской гласной», парная согласная — «больной», а непроизносимая согласная — «робкой».

Вижу орфограммыПрорабатываю так 
19. Соединительная гласная О или Е в сложных словах Отмечаю корни, из которых состоит слово, и обвожу в кружок соединительную гласную: босоножки
20. Непроизносимая согласная в корне Подбираю и пишу через дефис проверочное слово плюс ещё три слова с этим корнем: грустно – грустить; грустный, загрустил,грусть
21. Частица НЕ с глаг. и дееприч.: не был, ненавидеть (искл.), не раздумывая Пишу три глагола или деепричастия (смотря, в чём ошибся) с частицей НЕ
22. –ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголах Задаю к глаголу нужный вопрос: надо (что сделать?) извиниться; он (что сделает?) извинится

Эти образы родились когда-то на страницах самиздатовских «учебников по русскому языку», которые в конце учебного года сооружали мои второклашки, с тем чтобы первого сентября торжественно вручить их первоклашкам (такая была задумка).

Каждая орфограммма в этих «учебниках» была воплощена в виде какой-нибудь сказки или истории, непременно с картинками.

Некоторые следы ученических фантазий сохранились по сей день — и не только на страницах Проработки, но и в головах учеников, ставших старшеклассниками.

См. инструкцию

Итак, тетрадь — будь то обычная тетрадка по русскому или тетрадь с конспектами по истории или географии (я, например, время от времени просматривала на предмет ошибок все тетрадки своих учеников) — после проверки обзаводится разными цифрами на полях. Цифра без кружочка соответствует какой-либо орфограмме, цифра в кружочке — пунктограмме.

Завидев одно из двух на полях своей тетради, ученик действует так. Открыв Проработку на нужной цифре и отыскавши на строчке злополучное место с ошибкой, он прорабатывает её по инструкции, изложенной в правом столбике Проработки, как раз напротив орфограммы за номером N.

В средней и старшей школе поводом лишний раз открыть Проработку служат не столько привычные упражнения и диктанты (адаптированные тексты дают сравнительно небольшое количество однообразных ошибок), сколько сочинения, изложения, истории для самиздатовских литературных журналов или материалы для классных газет. Тут и учителю приходится попотеть.

Но это с непривычки, это пройдет, поскольку по ходу дела Проработка невольно запоминается.

Фрагмент ученической тетради

Кстати, учениками — тоже: за год-два большинство орфо- и пунктограмм без всякой зубрёжки откладывается в памяти вместе с номером и инструкцией. Так что, завидев цифру 22 на полях тетради, вовсе не надо лезть в Проработку.

И даже если на уроках русского языка мы «ещё не проходили» какую-то тему, то волей-неволей ребятам приходится в ней разбираться, выясняя, что стоит за той или иной цифрой. А мне — помогать им в этом, подчас забегая далеко вперед школьной программы.

Что ж, что «не проходили»! Писать-то по-русски приходится уже сейчас. Проработка позволяет удерживать практически всю русскую орфографию в активе.

Шифровальщики

Вариант задания: над каждой дыркой (пропущенной буквой), вариантом «слитного, раздельного или через дефис» написания или над пропущенным в тексте знаком препинания надо поставить соответствующий номер орфо- и пунктограммы, то есть соотнести проблемный случай с определённым грамматическим правилом. Выписать цифры в ряд — и получится шифровка.

Таким способом можно зашифровать какую-нибудь строфу из Пушкина. Или абзац из рассказа Чехова. А то и вовсе абзац из учебника по математике — отгадайте, какой! Такая работа оптимальна, конечно, в компании (в так называемых малых группах) — это как раз тот случай, когда в споре рождается истина.

Ведь свою первостепенную педагогическую задачу я вижу в осторожном и тщательном налаживании рабочей атмосферы, дружеских контактов — с тем чтобы у каждого ребёнка мог сложиться личный образ работающего (бок о бок с другими) человека. Итак, командам раздаётся один и тот же отрывок текста. Каждая команда на свой лад делает его дырявым (см.

статью «Дырявый текст собственного изготовления», № 6, 2009. — Прим. ред.) и передаёт в другую команду, допустим, по часовой стрелке.

Фрагмент ученической тетради

Следующий шаг: над каждой дыркой надо поставить соответствующий номер орфо- и пункто-граммы и выписать цифры в ряд. Шифровка готова. Интересно ли будет сверять её с шифровками других команд? Ещё как! Ведь шифровки не получаются одинаковыми. И чем больше различных вариантов, тем интереснее детям.

И уж, конечно, вариативность — это бальзам на сердце учителю. Ведь есть что обсудить! При этом тема обсуждения не спускается учителем сверху, а возникает тут же, на месте, «из народа». И учитель знает, что, когда он будет высказывать свое мнение, заинтересованные слушатели найдутся.

После того как все недоумения разъяснены, хоп! — по общему сигналу оставили свои тетрадки на местах и перешли в соседнюю команду. Самое время заняться штопкой. По поводу каждой дырки (чем её заштопать) нужно всё же еще раз окончательно договориться. Пока совещаются, поглядывают на соседей. Те тоже о чём-то шушукаются.

Хоп! — и опять по общему сигналу команды вернулись на свои места. Теперь, сверяясь с первоисточником, можно заштопать свой текст уже ручкой, подбирая вдоль дороги соседские ошибочки.

Остается договориться, какие отметки ваша компания ставит штопальщикам: одну — за грамоту (по количеству отловленных ошибок), вторую — за дружбу (одинаково ли заштопаны дырки?) Отметки, таким образом, получают все — командные. И именно их учитель ставит в журнал и дневники.

Главное — конспирация

А вот пример работы, срежиссированной похитрее. К работе принимаются, предположим, пять различных текстов, будь то отрывки из Толстого или из учебника по физике. И лучше, если тексты выберут сами ученики. Допустим, от каждой команды — по абзацу. На доске выписываются названия книг или учебников (в классе их должно быть несколько штук). Плюс координаты абзацев.

Итак, задание командам: втайне от других команд выбрать один из абзацев, отыскать его по адресу в книге и зашифровать. А это значит, как вы уже догадываетесь, сделать из него дырявый текст, над каждой дыркой и пропущенным знаком препинания поставить номер орфограммы и на листочке выписатьцифры в ряд.Это задание интересно старшеклассникам, но оно по силам и малышам.

Просто у них в обиходе всего с десяток орфограмм, и их дырявый текст не будет таким дырявым, как изрешеченный пулеметной очередью текст старшеклассников. Соблюдать конспирацию и не выдать, над каким абзацем корпишь, — трудно и тем, и другим. Но в противном случае, если информация всё же просочится, работа лишится своей изюминки.

А изюминка её в том, что по шифровкам, которыми обменяются команды, им предстоит угадать, что это за текст. Откуда? Из какой книжки? Может быть, это тот же абзац, что и у нас? Сравним шифровки. Разные… Нет, похожи. Так обнару живаются варианты. А какой правильный?.. И опять ребятам есть, о чем поговорить. И это здорово, потому что разговоры — по делу.

Глядишь, учитель и услышит наконец от своих учеников долго жданные вопросы.

На десерт

…Ну а если явно не наш кусочек? Для идентификации придётся из всех подряд абзацев делать дырявые тексты и шифровать. Хотя бы по первому предложению из каждого. Учителю надо очень по стараться, чтобы в этом месте у ребят не появился настоящий азарт. …При этом вся русская грамматика в активе.

И сладостен для слуха учителя русского языка добровольный ученический лепет о тонкостях русского языка: чередованиях и обращениях, причастиях и обособлениях, орфограммах и пунктограммах… А ведь ребятам и вправду о многом надо договориться друг с другом — дело не ждет. И надо — действительно, а не чтобы сыграть с учителем в поддавки.

Невзначай по дороге можно и открытие какое-нибудь сделать. Например, сравнив (а цифры говорят сами за себя) толстовский синтаксис и синтаксис учебника по биологии. Мой друг и коллега говорит, что по-настоящему восхищаться человек может лишь тем, что сам открыл.

И по-настоящему сомневаться он может лишь в том, в чём засомневался самостоятельно. Ведь это сомнение он открыл сам.

Перепечатано из журнала «Педагогическая техника» 1 (37) 2010. Подробнее о журнале Вы можете узнать здесь.

Источник: https://trizway.com/art/pedtehnika/402.html

Работа над ошибками в школе: основные способы проведения работы над ошибками

Как извлечь урок из неприятной ситуации: пример работы над ошибками

При творческом подходе учителя к данной деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними.

Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности.

Некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.

Когда и где выполняется работа над ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:

  • консультация,
  • коррекция знаний и умений,
  • диагностика результатов,
  • оценочная деятельность.

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

  • Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

  • При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность.

Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

  • Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

Алгоритм действий

Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.

Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:

  • Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
  • Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
  • Поставить ударение, выделить орфограммы.
  • Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
  • Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.

После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.

Памятка-помощник

Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
  • работа со всем классом.

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/26-1-0-5759

Как правильно извлечь урок из своей ошибки (часть 2)

Как извлечь урок из неприятной ситуации: пример работы над ошибками

Многие люди не могут извлечь урок из своей ошибки. Часто причина этого банальна – их никто не учил это делать.

Как справедливо говорит Роберт Кийосаки, в нашей системе образования есть один большой недостаток – детей учат избегать ошибок. За ошибки их наказывает как школа, так и родители.

В итоге вырастают люди, что боятся делать шаги самостоятельно, дабы избежать ошибок.

Я встречала очень много таких людей. Одни все время меня пытали: “Скажи, как сделать правильно”. А другие действовали более жестко: “Дайте мне человека, который гарантировал бы успех”. На самом деле, они не понимали, что никто не может дать тебе 100% гарантии успеха. Только опыт может показать, какие действия более результативны и успешны. Но и они срабатывают с какой-то вероятностью.

Единственное, что мы можем, – это собирать данные, чтобы провести грамотный анализ и увеличить процент этой вероятности. Только опыт может сделать человека более результативным. При условии, если он при этом может извлечь урок по произведенным действиям.

Есть некоторые обще принципы работы над ошибками. Первые два мы уже рассмотрели ранее. Нам осталось познакомиться еще с третьим принципом и изучить саму технику работы над ошибками.

Принцип 3.
Учись на ошибках других

Может быть, кому-то нравится час за часом набивать шишки на своей голове. Но умный человек все-таки посмотрит, что происходит в мире и вокруг него, и постарается избежать чужих ошибок. Он учится на опыте других людей.

Поэтому ищите тех, кто уже прошел по той дороге, по которой идете вы. И слушайте их советы. Изучайте то, что они считают своими ошибками. Это вам поможет двигаться более быстро.

Я считаю чужой опыт очень ценными знаниями. Время от времени я стараюсь публиковать подобные советы, чтобы они были полезны моим читателям. Каждый из этих советов хорош по-своему. Например, есть

Так зачем же повторять те же действия, на которых споткнулись другие? Возьмите чужие уроки, адаптируйте их для себя и идите дальше.

Все успешные люди понимают ценность чужого опыта. Они стараются делиться своим знаниями, рассказывают истории своей жизни, чтобы предостеречь других от тех ошибок, что совершали сами. Тут даже главное, – уловить не сами ошибки, а понять те выводы, к которым они пришли в результате их преодоления.

Например, Билл Гейтс не сразу начал заниматься компьютерами. Прочитайте в “Миллиардере из Кремниевой долины” о его первых ошибках в бизнесе, которые он потом назвал “сказкой с моралью”. Эти уроки Билл заполнил на всю свою жизнь. Он всегда говорил, что в каждом поражении есть семена будущего успеха, если человек готов извлечь из него урок.

Как извлекать
уроки из ошибок

Чтобы извлечь из своей ошибки урок и максимум пользы, надо уметь хорошо ее отработать. Для этого существует несложная медитативная техника. Она основана на визуализации. Выполняют ее следующим образом.

Прежде всего расположитесь удобно, успокойтесь, закройте глаза и дышите медленно и глубоко. Потом представьте себе ситуацию, с которой вы хотели бы поработать.

  • Потом представьте, что вы сидите в зрительном зале и смотрите фильм, в основе которого события, что соответствуют вашей ситуации.
  • Внимательно смотрите, что делают все герои. Любая ситуация – это некое действие во времени. Оно имеет свое начало и конец. Конец-то вам как раз хорошо известен. Это – ваша проблема. А вы постарайтесь увидеть знаки, что сигнализировали о начале проблемы. В жизни вы не придали им никакого значения. И это породило вашу проблему. Подобными знаком может быть жест, случайное слово, даже неудачная мимика. Будьте внимательны. Со стороны всегда все лучше видно.
  • Просмотрите всю ситуацию до конца, как некий фильм. А потом задайте себе вопрос:
    Какой урок я могу вынести из всего этого? Например,

    Надо быть более сдержанным или

    Надо уметь переводить разговор на нейтральную тему.

  • Теперь задайте себе еще один вопрос:
    Для чего это случилось со мной? Обязательно найдите ответ на этот вопрос. Например,

    Мне надо развивать свои способности.

  • В конце вам надо представить себе, чего вы можете достичь, что вы можете совершить, когда реализуете то, что пришло к вам в ответ на ваше “Для чего”.

Когда человек начинает работать над своими ошибками и извлекать из них уроки, то он выходит за пределы порочного круга повторения трудностей. Жизнь – терпеливый учитель. Она будет раз за разом преподносит нам один и тот же урок, до тех пор, пока мы его не усвоим. А чтобы выйти из этой своеобразной петли времени, надо ей показать, что вы усвоили данный урок. Это можно сделать одним способом:

СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.

Когда вы делаете правильные выводы, вы начинаете действовать по-другому. Значит, ваша жизнь начинает меняться. Так что желаю вам достойно проходит свои уроки и своевременно делать из них выводы.

Еще по теме:
Актуален ли вопрос,
как сделать правильный выбор

Источник: https://siellon.com/kak-pravilno-izvlech-urok-iz-svoey-oshibki-chast-2/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.