Что в поведении взрослого человека указывает на наличие детской психотравмы? (продолжение серии статей о детских психотравмах)

Содержание

Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте

Что в поведении взрослого человека указывает на наличие детской психотравмы? (продолжение серии статей о детских психотравмах)

Большинство современников, страдающих от депрессий, навязчивых страхов и комплексов, склонно искать причины своего аномального состояния в воздействии негативных факторов окружающей среды. Взрослые особы зачастую даже не подозревают, что истинные виновники сегодняшних проблем – детские психологические травмы.

Действительно, большинство событий юных лет со временем утратили свою актуальность, кризы и трудности потеряли злободневность, а перенесенные в детстве стрессы довольно смутно представлены в памяти.

Однако не воспринимаемые на сознательном уровне следствия детских психотравм довольно прочно укоренились в сфере подсознания, создав специфическую «жизненную программу» личности.

Причины детских психотравм

На вопрос о том, что может стать причиной психологических травм подростков и детей, нельзя ответить объективно и однозначно, поскольку интерпретация и значимость любого события для человека имеет сугубо индивидуальные критерии.

Однако можно утверждать, что неокрепшая психика маленькой личности значительно больше подвержена негативному действию окружающей среды.

То, что зрелый человек будет считать незначительным и преодолимым препятствием, для ребенка станет громадной катастрофой.

Единственным объективным критерием для оценки неблагоприятных обстоятельств, возникших в жизни малыша, может быть сочетание факторов: значимость события для ребенка и сила эмоциональной реакции в ответ на это явление.

Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и длительно переживает.

Те обстоятельства, которые лишают душевного спокойствия, психического равновесия и требуют кардинальных изменений в мышлении и поведении.

Исследования, проводимые психологами среди детской и подростковой аудитории, позволяют утверждать, самыми труднопереносимыми событиями для маленькой личности являются:

  • моральное, физическое, сексуальное насилие;
  • смерть близкого родственника;
  • собственная болезнь или заболевание родителей;
  • развод родителей, уход одного из взрослых из семьи;
  • неожиданное нарушение взаимоотношений в семье;
  • внезапное отчуждение родителя от ребенка;
  • предательство, обман, несправедливость со стороны родственников, авторитетных взрослых и друзей;
  • разочарование, неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
  • воспитание аморальными взрослыми;
  • взросление в асоциальной атмосфере, как в семье, так и в коллективе;
  • гиперопека либо недостаток родительского внимания;
  • «колебательная» стратегия воспитания ребенка, отсутствие единого подхода у родителей касательно требований к малышу;
  • ссора с близким другом по его инициативе;
  • ситуация, когда ребенок ощущает себя изгоем общества;
  • конфликт в учебном коллективе;
  • несправедливое отношение, давление со стороны авторитарных учителей;
  • непомерная загруженность ребенка учебной и внешкольной деятельностью.

Существует версия, что детская психотравма – частое следствие неверной стратегии воспитания ребенка. Результат существующих у взрослых неконструктивных жизненных стереотипов, которые передаются потомку «по наследству».

Согласно такой точке зрения, дети перенимают от родителей на подсознательном уровне сформированные директивы касательно правил жизни: как нужно жить, как верно себя вести, как следует реагировать в конкретных ситуациях.

Малыши неосознанно наследуют установленные родителями деструктивные «правила игры», причем в отягощенной форме.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Директива 1. «Лучше бы ты не появился на свет»

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Директива 2. «Посмотри на других детей и стань похожим на них»

Взрослые постоянно указывают, насколько прекрасны, умны, способны другие дети, и какой бездарный и глупый их собственный ребенок. Это приводит к тому, что маленький человек начинает стесняться своей индивидуальности, старается слиться с безликой толпой, убегает от самого себя, надевая удобные для взрослых «маски».

Директива 3. «Ты уже взрослый, а ведешь себя, как ребенок»

Родители утверждают, что их потомку уже пора поумнеть, повзрослеть и отказаться от ребячества. Говорят, что он ведет себя очень глупо, как младенец, а ведь ему уже пора в школу. В итоге ребенок лишается самого прекрасного – детства с соответствующими возрасту желаниями, потребностями, играми.

Директива 4. «Для нас ты всегда будешь маленьким»

Такие родители очень боятся, что их кроха когда-то повзрослеет, будет вести самостоятельную жизнь. Они всяческие пресекают его попытки повзрослеть, затормаживая его на уровне развития дошкольника. В результате человек просто лишается способности самостоятельно мыслить и действовать.

Директива 5. «Перестань мечтать, а начти действовать»

Взрослые лишают малыша естественной необходимости – фантазировать, мечтать, строить планы. Это попросту убивает возможность на будущее рассматривать проблему с разных точек зрения. В итоге однобокого мышления человек совершает массу непоправимых глупостей.

Директива 6. «Прекрати ныть и стань хладнокровным»

Приказ: «Перестать выражать свои эмоции» аналогичный команде: «Перестань чувствовать». В итоге человек загоняет свои чувства и переживания вглубь подсознания, обретая впоследствии разнообразные проблемы с психикой.

Директива 7. «Нельзя никому доверять»

Родители приводят примеры, что все окружающие люди – обманщики, лжецы и мошенники. Человек с малых лет приучается к тому, что любые контакты чреваты фатальными последствиями. В итоге он замыкается в себе, ведь мир вокруг него – враждебный и опасный.

Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: социофобии, при которой персона просто боится человеческого сообщества.

Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.

Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию аддикций – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов.

Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей.

Не игнорировать переживания малыша, а стать надежным попутчиком, которому ребенок без страха и сомнений сможет поведать свои тревоги. Не пускать на самотек ситуации, когда становятся очевидным изменения в поведении ребенка.

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности.

На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Также, читайте общую статью, посвященную психологической травме.

Источник: http://fobiya.info/psihologicheskaya-travma-detstva

Детская психологическая травма

Что в поведении взрослого человека указывает на наличие детской психотравмы? (продолжение серии статей о детских психотравмах)

Характер

Детская психологическая травма относится к таким явлениям, которые сложно поддаются коррекции, требуется немало времени и терпения для ее преодоления.

6 109 25 октября 2016

Детская психологическая травма относится к числу таких явлений, которые сложно поддаются коррекции. Требуется немало времени и терпения, чтобы в полной мере их преодолеть. Детская психика устроена таким образом, что в ней надолго задерживаются любые впечатления, которые вызвали сильный эмоциональный отклик.

Детские переживания, как правило, нами и не осознаются, так как не все дети помнят, что с ними произошло в три-четыре года. Между тем, события детства могут оказывать существенное влияние на формирование мировоззрения, характера, различных страхов и сомнений.

Современные психологи утверждают, что почти у каждого человека в раннем возрасте происходили негативные события, нанесшие серьезный отпечаток на сознание.

Причины детской психологической травмы

У всякого явления имеются свои причины. Психологическая травма часто формируется под влиянием ряда обстоятельств и событий, которые разрушительным образом воздействуют на детскую психику.

Чтобы преодолеть ярко выраженные проявления травмы, нужно разобраться в тех событиях, которые ее вызывают. Очень часто внимательное отношение взрослого к ребенку поможет предупредить развитие детской психологической травмы.

Она опасна не столько сама по себе, сколько своим разрушительным действием на внутренний мир маленького человека.

Смерть близкого человека

Если в раннем детстве или подростковом возрасте ребенок потерял одного из родителей, это обязательно скажется на его психическом здоровье. Такой ребенок будет страдать тревогами, чувствовать, что мир представляет для него неминуемую опасность.

Смерть близкого человека в детстве воспринимается как величайшая катастрофа, трагедия, от которой не существует никакого избавления.  Ребенок может долгое время считать, что родитель нарочно покинул его, даже обижаться за безвременный уход.

Ребенок, перенесший смерть близкого родственника, чувствует себя в мире очень одиноким, ничем не защищенным, неспособным противостоять суровым обстоятельствам судьбы.

Болезнь, перенесенная в детстве

Когда ребенок серьезно заболевает в детские годы, то учится воспринимать себя как слабое и безвольное существо. Он, став взрослым, продолжит с недоверием прислушиваться к своему организму, пытаясь найти значимые признаки нездоровья. Между тем, перспективы и возможности такой личности будут, конечно, проходить мимо.

Скорее всего, и в сознательном возрасте его будут окружать недомогания. Нередко у личности в результате серьезной болезни в детстве развивается общий страх перед любыми проявлениями нездоровья. Так формируется зависимая, излишне тревожная личность, которая не умеет принять на себя ответственность за все, что с ней происходит.

Психологическое или физическое насилие

К сожалению, детские впечатления могут быть не только радужными и прекрасными. Если над ребенком совершалось какое-либо насилие, то это заставит его впоследствии относиться к жизни более настороженно и недоверчиво.

Насилие физического плана заставляет учиться драться, вырабатывать в себе злость и агрессивность. Мягкий по природе ребенок будет испытывать значительные затруднения, перестанет относиться с уважением к окружающим.

Он все внимание сосредоточит на своем внутреннем состоянии, постарается избежать очередной расправы.

Психологическое насилие опасно тем, что побуждает личность постоянно искать возможные опасности и избегать их. В результате человек теряет веру в себя, свои возможности, не верит в счастливое будущее.

Если ребенок с детства привыкает слышать насмешки и едкие замечания окружающих, то начинает относиться к себе плохо, считать неудачником. Такой человек вряд ли отважится решиться изменить какую-либо ситуацию, которая его не устраивает.

Оскорбления наносят непоправимый урон детской психике: ребенок становится тревожным, мнительным, замыкается в себе.

Предательство взрослого

Нередко дети становятся свидетелями несправедливого отношения взрослого к ним. Развод родителей – наиболее частая причина формирования психологической травмы. Ребенок воспринимает уход из семьи одного родителя (чаще отца) как предательство.

Впоследствии ему будет очень трудно построить честные доверительные отношения со сверстниками. Предательство взрослого как будто показывает ему, что верить никому нельзя, ведь даже самые близкие люди могут обмануть.

Уход из семьи близкого родственника воспринимается не иначе как катастрофа, расстраивает всю благоприятную картину мира малыша.

Недостаток родительского внимания

Не все дети в полной мере испытывают на себе родительскую заботу и внимание. Есть и такие ребятишки, которых не любят, не проявляют к ним значимого участия. Речь вовсе не идет о детях-сиротах, проживающих в детских домах.

Недостаток родительского внимания может присутствовать и во внешне благополучных семьях. Ребенок оказывается предоставленным самому себе и испытывает крайнюю неудовлетворенность от того, что к нему не проявляется участия.

Все дети, независимо от возраста, хотят чувствовать себя нужными и любимыми.

Школьная травля

К сожалению, некоторые дети испытывают на себе жестокие проявления буллинга. Школьная травля опасна тем, что подрывает веру ребенка в себя, заставляет становиться агрессивным и беспокойным.

Большой урон детской психике наносят издевательства и насмешки сверстников. Ребенок зачастую не понимает, почему с ним так обращаются, не может достойно ответить обидчикам.

Он учится прятать свои желания и мечты глубоко в душе, не показывает никому собственных истинных чувств, не ищет возможностей для роста и развития.

Последствия детской психологической травмы

Наличие психологической травмы всегда приводит к последствиям,  оказывает пагубное влияние на всю последующую жизнь. Маленький человек, став взрослым, будет проносить в своем сознании травмирующие события прошлого. Именно такой опыт часто не дает личности развиваться, жить полноценно. Какие могут быть последствия психологической травмы?

Постоянные страхи

Детская психика очень быстро начинает реагировать на проявления жестокости, насилия или невнимания. Прежде всего, малыша начинают беспокоить страхи. Мучительные мысли не оставляют его надолго, возвращаются при каждом удобном случае.

Ребенок во всем сомневается, перепроверяет каждый шаг, вместо того, чтобы просто жить и радоваться проявлениям жизни. Он постепенно становится заложником собственных страхов, которые и управляют его состоянием.

С помощью страхов психика защищается от вторжения новой негативной информации, оберегает сознание от травмирующих переживаний.

Панические атаки и расстройства

Панические атаки – это всегда результат перегрузки и истощения нервной системы. Наше сознание, подобно мощному компьютеру, нуждается в дополнительном профилактическом уходе.

В противном случае оно будет постоянно «зависать» на наиболее травматичных моментах жизни, вновь и вновь воспроизводя самые болезненные подробности произошедшего. Когда у человека скапливается слишком много тревог и разочарований, защитная система пытается уберечь его от окончательного истощения.

Так происходит и с маленьким ребенком. Любые расстройства, будь то плаксивость или истерики, появляются тогда, когда остальные возможности исправить ситуацию исчерпаны.

Неуверенность в себе

Это первое, что начинает чувствовать мнительная и тревожная личность. Неуверенность в себе – самое распространенное последствие переживания психологической травмы.

Человек действительно начинает ощущать всеми силами души свою мнимую ущербность и несостоятельность. Такая личность боится пробовать что-то новое, опасаясь дополнительных разочарований.

Неуверенность в себе проявляется через избегание каких-то ситуаций, могущих вызвать дискомфорт. Любое незнакомое событие вызывает страх и панику перед неизвестным.

Чаще всего, никакими уговорами и активными действиями невозможно заставить тревожного ребенка сделать то, что необходимо. Если проявлять излишнюю твердость, он станет замыкаться еще сильнее и будет воспринимать окружающую реальность как нечто неизбежное и непоправимое.

Недоверие к людям и жизни

Самым глобальным последствием перенесенной травмы в детском возрасте является общее недоверие к людям и происходящим событиям. С малых лет у человека в подсознании откладывается убеждение, что мир несправедлив и опасен, именно поэтому он воспринимает все действия окружающих только в негативном ключе.

Недоверие лишает человека новых открытий, радости от соприкосновения с миром людей. Любое событие он будет вначале рассматривать с точки зрения безопасности, а уже потом принимать ответственные решения.

Замкнутость, агрессивность, ревнивость, вспыльчивость – вот основные симптомы сформированного в детстве недоверия к окружающим.

Таким образом, психологическая травма, во всяком случае, имеет серьезные последствия. Такое потрясение нуждается в длительной коррекции. Ее легче предупредить, чем потом пытаться исправлять последствия. Детские обиды и потрясения оставляют в душе неизгладимый след и его достаточно трудно искоренить.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/detskaya-travma.html

Психологическая травма

Что в поведении взрослого человека указывает на наличие детской психотравмы? (продолжение серии статей о детских психотравмах)

Психологическая травма – это вред, который нанесен психическому здоровью индивида после усиленного влияния стрессовых, остроэмоциональных воздействий или неблагоприятных факторов на психику человека. Зачастую психологическая травма связана с физической, которая угрожает жизни, либо дает стойкое отсутствие ощущения безопасности. Психологическая травма имеет также название психотравма или психическая травма.

Понятие психологическая травма получила наибольшее распространение в рамках теории посттравматического расстройства (ПТСР), которое возникло в конце 80-х годов кризисной психологии. Особенность психологической травмы состоит в том, что она расстраивает нормативную организацию психики и способна ее вводить в клиническое или пограничное состояние.

На пограничном уровне способны появляться как проходящие ощущения дискомфорта, так и стабильные состояния с присутствием преобразованных изменений, ослабляющих иммунитет, адаптивные способности мышления, работоспособность.

Итак, психологическая травма это переживание или потрясение особого взаимодействия индивида с окружающим миром. Самыми яркими примерами психотравм выступают угроза жизни и здоровью, а также унижение человека.

Причины психологических травм

Некоторые люди успокаивают себя тем, что, психотравмы не так уж и страшны и они не способны отражаться на будущих поколениях. На самом деле швейцарские ученые в начале ХХІ века установили, что они влияют на генетический код человека и передаются по наследству.

Существуют действительно подтверждения того, что индивиды, чья психика пострадала, не способны дать все необходимое ребенку для психологического благополучия и передают ему свои страхи, боль, тревоги, и таким образом, возникает еще одно поколение с травмированной психикой.

Ведь что такое психотравма? Это душевная боль, которая наносит вред здоровью, а точнее, приводит к душевному разладу. Этот вред способен быть нанесен внутренними либо внешними обстоятельствами, либо же действиями других людей.

Необходимо различать психологическую травму от травмы психической, поскольку это далеко не одно и то же. Если речь идет о психической, то это значит, что психике человека нанесены повреждения (тяжелые испытания), повлекшие за собой нарушения для ее нормальной работы.

Если же у человека психологическая травма, то психика его остается ненарушенной, и он остается вполне адекватным и способным к адаптации во внешней среде.

В борьбе с психотравмой некие экстремальные условия могут отвлечь индивида от переживаний, но когда влияние экстремальных событий заканчивается, воспоминания могут вернуться, то есть возвращается и травмирующее событие.

Причиной психологической травмы может стать смерть близкого человека, разрыв отношений с любимым человеком, установление серьезного диагноза, потеря работы и прочее.

Люди, пережившие войну, бомбежку, террористические акты, насилие, грабежи, вместе с физическими повреждениями получают и душевную травму.

Клинические врачи, психологи-практики, изучающие психологические травмы называют основные факторы, которые наиболее ярко характеризуют травматическое событие и вызывают психотравму.

Самым травмирующим и серьезным событием для психики и душевного равновесия всегда является угроза смерти, для кого бы эта угроза не предназначалась: кому-то из близких человека или ему самому.

Иногда травмирующим событием для психики становится угроза смерти даже незнакомым личностям. Не меньший вред наносит перед обстоятельствами чувство сильного страха, беспомощности и бессилия.

Особенность многих травмирующих событий выражается в том, что их крайне сложно и зачастую невозможно предугадать и взять их под контроль.

Травмирующие события могут уничтожить уверенность в безопасности и возможности благополучного исхода, поэтому такие события делают людей крайне ранимыми и уязвимыми. Принимать непосредственное участие для получения психологической травмы в травмирующем событии совсем необязательно, иногда такое событие просто очень близко касается индивида.

Особенности психологической травмы, как выделяют врачи-психотерапевты, во многом схожи с особенностями стресса и стрессовых ситуаций.

Многие исследователи данной проблемы считают, что стресс — это личное восприятие того, что произошло и одинаковые события на всех влияют по-разному: для кого-то всего лишь неприятность, а для кого-то досадное недоразумение или трагедия всей его жизни.

Специалисты считают, что для формирования психотравмы необходимы как происходящие события, так внешние и внутренние факторы: психологический склад личности и сформированные вместе с тем представления о зле и добре, о неправильном и правильном, о непозволительном и позволительном, и так далее.

Последствия психологических травм

Продолжающиеся травмирования, катастрофические (массированные) травмы, острые и внезапные способны служить источником клинических состояний, при которых возникшие измененные состояния, например, посттравматический эффект с обоснованием, способны приносить ухудшение здоровью, уход от следования норм социальной жизни индивида (возможность самоутверждения, социальный престиж, уважения близких и окружающих людей и т. п.).

Психотравмы также способны приводить к интимно-личностным последствиям на биологическом и личностно разрушительном уровне, провоцировать психосоматические заболевания, неврозы, реактивные состояния.

Губительная сила психотравмы обусловлена субъективной значимостью травмирующего события для индивида, силы духа или степени его психологической защищенности, устойчивости к жизненным ситуациям или иным факторам.

Виды психологических травм

Выделяют несколько видов психологических травм. Первая классификация делит травмы на шоковые, острые и хронические.

Для шоковой травмы характерна краткосрочность. Она появляется всегда спонтанно, в результате угрожающих событий жизни индивида и его близких.

Острая психологическая травма имеет краткосрочное влияние на психику. Ее появление связывают с предшествующими событиями, такими как, унижение, разрыв отношений.

Психологическая, хроническая травма обусловлена негативным затяжным воздействием на психику, не имеет ярко выраженные формы и способна длиться десятилетиями. Например, это детство в неблагополучной семье или брак, причиняющий психологический дискомфорт или физический вред.

Вторая классификация выделяет следующие психотравмы:

— травмы потери;

— экзистенциальные;

— травмы собственных ошибок.

— травмы отношений.

Экзистенциальные травмы — это убежденность в смертельной угрозе либо в том, что человеку и его близким нечто угрожает. Характерным симптомом является страх смерти. Индивид в этой ситуации оказывается перед выбором – замкнуться в себе или стать сильнее.

Под травмой потери понимается страх одиночества.

Травма отношений появляется, например, после предательства близкого человека и в этом случае возникают сложности в будущем с доверием к людям.

Травма ошибки — это стыд за содеянное или чувство вины.

Симптомы психологической травмы

Каждый человек ежедневно сталкивается с разного рода происхождениями и силы раздражителями, и все люди реагируют на такие события по-разному. Симптоматика данного недуга состоит из эмоциональных и физических признаков.

Нередко эмоциональные симптомы считают неумением организоваться и относят к несдержанности, расхлябанности.

Однако если данные симптомы возникают у индивида, который пережил травмирующее событие и при этом всегда он был стойкой, оптимистической личностью, то это должно насторожить.

Прежде всего, у пострадавшего индивида могут наблюдаться резкие скачки настроения: от апатии и безразличия до раздражительности с яростью, которые иногда совершенно не контролируются.

Пострадавший человек способен стыдиться своей слабости, нерешительности, ощущать вину за произошедшее или за невозможность предотвращения случившегося. Обычными для человека становятся сильная тоска, чувство безысходности. Зачастую пострадавший становится очень замкнутым, избегает общения со старыми знакомыми и друзьями, перестает посещать увеселительные и любые развлекательные мероприятия.

Человек, страдающий от психотравмы, не способен ни на чем сконцентрироваться и сосредоточиться, ничего у него не получается и все валится из рук, он постоянно испытывает тревогу, и ощущает беспричинный страх.

Индивид, получивший психотравму, утрачивает веру в возможность получить помощь, человеческую порядочность, в дружбу. Он часто чувствует себя никому не нужным, одиноким, потерянным и вычеркнутым из жизни. Такие люди зачастую страдают от нарушений сна, их сон кратковременен с преобладанием ночных кошмаров и бессонницы.

Итак, эмоциональные симптомы травмирующего события включают:

— шок, потеря веры, отвержение,

— ярость, скачки настроения, раздражение,

— самообвинение, переживание вины,

— ощущение брошенности и стыда,

— чувства безысходности и тоски,

— нарушение концентрации, растерянность,

— тревога, страх,

— замкнутость.

Физические симптомы травмы включают:

— пугливость,

— бессонницу и ночные кошмары,

— сердцебиение,

— хронические и острые боли,

— повышенная утомляемость,

— нарушение внимания,

— суетливость,

— мышечное напряжение.

Все эти чувства и симптомы длятся от нескольких дней до нескольких месяцев и способны исчезнуть по мере проживания травмы. Но даже когда пострадавшему станет лучше, то все равно способны всплывать болезненные чувства и воспоминания, особенно на годовщину события или если ситуацию напомнит образ или звук.

Лечение психологической травмы

Итак, психотравма — это реакция на переживание или событие, из-за которого у него стремительно ухудшается жизнь. К травмирующим событиям относят страх смерти, насилие, опасность, потерю близкого, войну, разрыв отношений и прочее.

При этом одно и то же событие у каждого человека имеет ответные, различные реакции.

Сила психологической травмы зависит от нескольких факторов, которые делают реакции человека на одно и то же событие индивидуальными и к ним относят:

— значимость события, вызвавшего травму,

— стрессоустойчивость личности,

— поддержка в тяжелый момент,

— своевременная помощь, а также лечение психологической травмы.

После психологической травмы, если человек спрашивает себя, как ему жить дальше, то он уже на полпути к выздоровлению.

О какой бы травме не шла речь, свое внимание нужно концентрировать все время на будущем, на планах, на мечтах, на людях, ради которых стоит дальше продолжать жить. После пережитой травмы необходимо время, чтобы индивиду пережить боль и вернуть ощущение безопасности.

Как избавиться от психологической травмы? Только с помощью поддержки окружающих, системы самоподдержки, психологической помощи, можно ускорить процесс восстановления.

Самое главное понимать, что горевание — нормальный процесс после психотравмы, какой бы она не была: утрата человека или травма спортивного плана. Это болезненный процесс и человек обязательно нуждается в поддержке других людей.

Восстановление после психологической травмы требует времени и если прошли месяцы, а симптомы не проходят, то нужно обратиться за помощью к психотерапевту.

Необходимо искать помощи у специалиста если:

— дома и на работе рушатся дела;

— человек страдает от тревоги и страха;

— есть страх близости и близких отношений,

— человек страдает от ночных кошмаров, нарушения сна, вспышек травмирующих воспоминаний,

— пострадавший все больше избегает вещей, напоминающих о травме,

— человек чувствует себя брошенным и эмоционально отдалился от других,

— употребляет алкоголь и наркотики для улучшения состояния.

Работа с психотравмой человека способна быть болезненной, пугающей, провоцирующей ретравматизацию, поэтому она должна осуществляться опытным психотерапевтом. Необходимо потратить немного времени, но следует подобрать специалиста с опытом работы в этом направлении. Но самое важное выбрать того, с кем человеку будет безопасно и комфортно.

В процессе исцеления от эмоциональной и психологической травмы необходимо столкнуться с невыносимыми воспоминаниями и чувствами, которых пострадавший избегал, иначе они будут возвращаться снова и снова.

Восстановление требует времени, поэтому не нужно человеку себя торопить и скорее избавляться от всех последствий и симптомов.

Невозможно процесс исцеления подхлестнуть усилием воли, поэтому следует позволить себе без вины и осуждения переживать разные чувства. Не следует впадать в изоляцию от людей, от этого лучше не станет.

Важно просить и говорить о поддержке, в которой человек нуждается. Нужно обратиться к тому, кому человек доверяет. Это может быть коллега, член семьи, психолог.

Необходимо продолжать делать обычные дела, выделять время для общения и релаксации. Следует найти, что поможет чувствовать себя лучше и займет его ум (готовка, чтение, игра с друзьями и животными и прочее).

Это позволит удержаться от погружения в травмирующий опыт и воспоминания. Важно позволять пострадавшему переживать те чувства, которые всплывают, принимать их и поддерживать их появление.

Воспринимать их нужно, как часть процесса горевания, необходимого для желанного исцеления.

Источник: http://psihomed.com/psihologicheskaya-travma/

Как излечить психологические травмы детства и психологические комплексы

Что в поведении взрослого человека указывает на наличие детской психотравмы? (продолжение серии статей о детских психотравмах)

Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты. 1.    Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи. 2.    Развод родителей. 3.    Гиперопека со стороны старших. 4.    Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.

5.    Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности.

Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария.

Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек.

Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это.

Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”.

Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”.

Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив.

А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!”.

В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми.

По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет.

Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения.

Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy».

Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости.

И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины.

Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке.

Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить.

Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера.

Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его.

Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. В. Маяковский писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами.

Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии.

Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий: – любой эмоционально-душевной травмы, – любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности), – любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,

– любых эмоционально-шоковых потрясений.

Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!

почитать другие статьи на этом сайте:
о чувстве зависти
о запретных чувствах
эгоистическое чувство материнства
когда плачет клоун? (детские травмы)

Источник: https://adnosiny.by/psihologiya/detskaya-psihologicheskaya-travma

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.