Честность перед собой, или Третий путь в сложном выборе

Искренность и честность – всегда ли так положительны?

Честность перед собой, или Третий путь в сложном выборе

В детстве людей воспитывают на добрых сказках, где честность побеждает ложь, а правдивый Иванушка борется с интриганом Кощеем. О силе искренности рассказывают в школе, приводя в пример сентиментальные истории из русской и зарубежной литературы. Но дети растут. Мир становится жесток.

Искренность убита равнодушием, а ложь соскальзывает с губ в автоматическом режиме. Человек учится тонкому искусству утаивания, недоговаривания, обмана во благо человечества. Честность, недостижимая высота нравственности, все отдаляется и становится запредельной чертой, набирает цену. Печально звучит.

Но так ли плох расклад? Всегда ли честность и искренность положительны?

Искренность и честность: различия

Такие похожие, но разные понятие. В чем отличие?

Честность – это правдивая передача фактических данных. Искренность – гармония слов, действий и внутренних ощущений.

Представьте ситуацию. Молодой человек изменил любимой девушке. О проступке узнала его бывшая обиженная пассия, быстренько собрала компромат и отправилась рушить чужие отношения, прикрывшись благими намерениями.

Она описала ситуацию предельно честно и детально, показала фото, поделилась своей историей расставания. Девушки поплакали, посетовали, что все мужики ко… На том и разошлись.

История правдива, но каков умысел? Вероятно, что под благими намерениями скрывалось не спасение несчастной девушки, а месть бывшему парню. В честном признании не было искренности.

Часто люди не осознают причин собственного поведения. Совершая поступок, они руководствуются мыслями, противоречащими действительности. Современный человек настолько погряз во лжи, что не может себе признаться в истинных мотивах действий. Так запускается механизм саморазрушения.

Мифы

Честность и искренность в сознании людей вызывают неописуемый диссонанс. С одной стороны стоит железобетонная мораль, которая воспевает силу, значимость и красоту этих качеств. С другой давит желание сытой жизни, которому противоречит честность. Из противоречий рождаются крайности, а из крайностей вытекают мифы.

Искренний = наивный

Наивность – качество почти презираемое среди людей. Оно считается признаком молодости, неопытности, незрелости. Наивный человек чист, он еще не успел погрузиться в пучину несправедливости и жестокости. Он открыт, ложь «во благо» ему еще не нужна. Такие персонажи встречаются часто. Но среди искренних людей есть те, кто пришел к этому осознанно, отказавшись от самообмана.

Ложь мировая начинается с вранья самому себе. Оно приводит внутренний мир в диссонанс. Установить честный диалог с внутренним «Я» — первый шаг на пути открытости миру. Для этого необязательно закрывать глаза на несправедливость, обман, людские пороки, забывать человеческие грехи и коварную натуру. Осознание этого не уходит с приходом гармонии. Меняется отношение, а не видение.

Честность – качество дураков

Говорить правду невыгодно. В мире платят за ложь. 80% денег сосредоточено в руках 20% искусных лгунов. Чем честнее человек, тем меньше у него шансов занять выгодную позицию в обществе.

По распространенному мнению, такой человек – глупец. Но выбранный образ жизни не зависит от умственных способностей, интеллекта, образования.

Разве глупы буддийские ламы, индийские мудрецы–отшельники и прочие аскеты?

Честность всегда добродетельна

Правда используется людьми для получения выгоды. Честный рассказ о конкуренте – не более чем уловка и попытка скрыть собственные грехи. Иногда правда оказывается груба и разрушительна.

Принципиально честный человек не рассчитывает тяжести сказанных слов, обрушая водопад неприятностей на голову слушателя. Его не волнует, к каким последствиям приведет правда. Он не заботится о чужих чувствах.

Он честен, потому что это основа морали и нравственности, вбитая в голову железными скобами воспитания. О добродетели в таком случае речи не идет.

Плюсы честности и искренности

Несмотря на подозрительное отношение к честности и открытости со стороны людей, у нее есть свои плюсы.

Быть самим собой

Честному человеку не нужны маски. Он не играет, а живет. Да, такие люди не вертятся в высших кругах, не сколачивают состояние, не выстраивают великолепную карьеру. Они находят место, где их труд нужен без обмана и наигранности. Заводят семью, детей и идут к счастью доступным им путем, вызывая зависть окружающих.

Способ выделится

Честный человек – это редкость. На земле миллионы красавиц, сотни тысяч владельцев крутых тачек, тысячи обладателей шикарных пентхаусов и замков, а честных людей единицы.

Позитивное отношение к миру

Искренность и честность – это образ жизни. Когда два этих качества соединяются в одном человеке, рождается гармоничная личность. Внутренняя умиротворенность приводит к довольству и позитивному взгляду на жизнь.

Психологическое здоровье

Ложь – главная причина неврозов. Чем чаще человек говорит неправду, тем сильнее он боится разоблачения. Он постоянно контролирует себя, проверяет, сверяет, подозревает. Ему кажется, что ложь уже раскрылась, что окружающие смеются за спиной над стыдной правдой. Честный человек застрахован от подобных расстройств, он не страдает подозрительностью, не выверяет каждый шаг и наслаждается жизнью.

Минусы честности и искренности

Отрицательных сторон у честности оказалось меньше:

Честных людей чаще обманывают

Такая закономерность действует на молодых и неопытных. Обманутые юноши и девушки со временем теряют открытость. Чужая ложь пробуждает сопротивление. На подсознательном уровне формируется установка: честность – причина проблем.

Обманутый человек уходит в себя, становится закрытым, учится врать. Общество получает еще одного носителя лжи «во благо».

Искреннего человека легче обидеть

Искренность идет вместе с открытостью. Такие люди подпускают других слишком близко. Полученный удар приносит боль и страдания.

Это обычный сценарий первой любви, когда юношеская психика не готова к подобным потрясениям. Итог — слезы, депрессии, уход в учебу/спорт/хобби.

В большинстве случаев искренность исчезает вместе с первыми чувствами. Такой сценарий не редкость и в семье, и в дружеских отношениях.

Честность – ноша для сильных

Человеку открытому, честному и искреннему тяжело смотреть на людскую жестокость, обман и грубость. Мягким людям приходится тяжелее всего. На них проще давить, легче использовать. Они теряются под напором грубости, переживают из-за несправедливости. Ломаются под напором общественных нравов.

Когда важна честность?

Правда, утаивание или ложь – сложный выбор. Современный мир – это вселенная эгоцентрика. Что это за существо такое непонятное? Эгоцентрик – человек, зависящий от мнения окружающих. Он строит модель поведения так, чтобы выглядеть значимым в глазах других людей. Это актер. Он надевает на лицо маску счастливого семьянина, довольного жизнью человека, добропорядочного гражданина.

Главное правило: контроль. Эгоцентрик следит за словами и поступками, тщательно вымеряет детали образа. Он контролирует ладный ход выдуманной истории, неважно придуманная она или приукрашенная. Таких людей в мире более 70%. Кто не усвоил правила игры в детстве, учится на собственных ошибках в юношестве. Эта модель общепринята, закреплена и одобрена для всеобщего удобства.

Но так ли она хороша на самом деле?

Честность в любви

Искренняя первая любовь остается в прошлом тяжелым воспоминанием. После череды проб и ошибок, человек выбирает партнера.

Он делает все, чтобы понравится, привлечь внимание, показать себя с лучшей стороны – играет роль, обрекая отношения на провал. А почему? Нет искренности. Поддерживать маску при близком общении долго не получится.

Она спадет при первых же трудностях. Частая ситуация: выходила замуж за одного, а развелась с другим человеком.

Утаивание становится причиной ссор. Эгоцентрический страх не дает поговорить о личном и сокровенном, признаться в проблеме, приводит к неожиданным конфликтам.

Мужчина, вынужденный играть роль сильного плеча и каменной стены, вряд ли признается, что мечтает о женской, почти материнской ласке и нежности. Молодая девушка тоже никогда не сознается в мешающих отношениям комплексах.

А ведь иногда достаточно поговорить, сказать о желаниях или проблемах, чтобы избежать ссоры и непонимания.

Представьте Машу, которая с детства стесняется надуманной полноты. Ее муж доволен фигурой жены, но та упорно одевает мешковатые вещи, за которыми прячет выдуманные складочки. Она закрывается во время любовных ласк, сидит на диетах.

Машу ранит, когда муж оглядывается на стильных красивых женщин, желая стянуть с жены очередной балахон. Вместо того, чтобы поговорить, молодые супруги живут наедине со своими желаниями и переживаниями, накапливая опасения и неудовлетворенность.

Брак приближается к распаду.

Искренность и семейные узы

Обман начинается с детства. Родители любят врать, оправданно и нет. Дети кажутся маленькими и несмышлеными, но они копируют поведение взрослых. От них ребенок узнает, что такое ложь и несет ее в жизнь.

Непосредственные порывы: радость, смех, веселье, слезы прерываются взрослыми наставлениями о неуместности эмоций. Осознав, что поведение неприятно взрослым, дети меняют тактику.

Они стремятся понравиться, получить любовь и одобрение взрослых, и с детских лет теряют искренность, забывают про честность.

Обычная семейная драма. Маленький Виталик с детства чувствует, что мама им недовольна. Что бы он ни сделал, в ответ раздаются поучения и ругань. Виталик знает одно: маме нравится, когда он рассказывает стихи на людях.

Понимая это, он начинает использовать знание, чтобы добиться любви ближнего человека. Стихи он не любит, а мамины подруги ему не нравятся. Когда Виталик вырастет, стихи заменятся пятерками по математике, а потом физфаком в государственном университете.

Мальчик мечтал стать художником, но всю жизнь он будет прятать свое «Я» и лгать окружающим ради одобрительных улыбок.

Честность и деловые связи

От выбора профессии зависит, насколько честным сможет быть человек. В этой сфере жизни искренность четко регламентирована, загнана в рамки и нормы.

Чем выше поднимается человек, тем меньше открытости он себе позволяет. Деловые отношения создают дистанцию, ограничивают круг обсуждаемых вопросов.

Представьте честного Васю, который на встрече решился сказать инвестору, что проект его компании – это подстава и денег не стоит. Открыто, смело, решительно. И вот безработный смельчак переезжает жить к маме. На карьере поставлен жирный крест.

Тяжело приходится честным людям в мире продаж, рекламы. Открытость – враг управленцев. Врачи, учителя, следователи, бухгалтера – общество ставит рамки перед всеми.

Честность и искренность положительны в дозированном виде. Открытость – это дар близких отношений. Но достигается она только честностью с собой. Стоит ли бороться с эгоцентризмом и ложью? Да! Но и крайности в этом деле к добру не приводят.

Источник: https://sunmag.me/sovety/30-01-2014-iskrennost-i-chestnost-vsegda-li-tak-polozhitelny.html

Честность перед самим собой

Честность перед собой, или Третий путь в сложном выборе

(из личного опыта)

Ольга: Как вот человеку научиться быть честным с собой?
Игорь Михайлович: Просто быть. А зачем ему учиться? Это врождённые
качества, это дар, который люди имеют. Они просто им не пользуются.

(Отрывок из передачи «Смысл жизни – бессмертие»)

Много лет назад я задумалась над вопросами о смысле своей жизни. Пытаясь разобраться в причинах жизненных неурядиц, я стала замечать за собой некую степень самообмана. Например, я собираюсь на встречу с друзьями. Представляю, как мы проведём время, о чём сможем поговорить. Сознание заранее рисует возможные ожидания от встречи.

Я уже радуюсь им. Но вот наступает желанный день, всё идёт по плану. Но, в конечном итоге, приходит чувство некоего неудовлетворения. И так раз за разом. Каждый раз делаю анализ – что же пошло не так? Почему вместо наполненности я чувствую опустошение? В результате множества таких анализов открылась истина – я обманываю сама себя.

И это касается всех аспектов жизни. Так  передо мной встал вопрос — что такое честность перед самим собой. Как выяснила из общения с друзьями, для многих эта тема является актуальной. Поэтому назрела необходимость поделиться собственными исследованиями.

Возможно, это поможет ещё кому-то не только разобраться в себе, но и изменить вектор своего развития.

Определение честности

Прочитав несколько определений в разных словарях, я обобщила для себя, что же такое честность перед самим собой. Это:

  • умение взять на себя ответственность за свои деяния, не оправдывать свои поступки, а искать возможности их изменений;
  • умение оценивать свои поступки и действия той же мерой, что и поступки других людей;
  • жить осознанно;
  • быть, а не казаться. Быть таким, каков ты есть на самом деле. Быть тем, кем тебя создал Творец.

Как оказалось, все эти определения — ещё не ответы. А лишь этапы для дальнейшего исследования вопроса. Предлагаю читателям познакомиться с ними поближе.

Умение взять на себя ответственность за свои деяния

Прежде всего, честность с собой предусматривает принятие на себя ответственности за всё, что происходит в моей жизни.

Взять на себя ответственность и быть честным с собой — это значит перестать искать виноватых в своих неудачах. Всё, с чем я сталкиваюсь в жизни, есть следствие моих предыдущих выборов.

Это значит, что все предпосылки к происходящим событиям я создаю сама. Автор всех обстоятельств – я сама. Кого же тогда мне винить?

Но, осознав это, важно не заниматься самоедством. Лучше перенаправить силы на поиск конструктивных решений. Тогда и позитивный настрой сохранится, и высвободится время для дальнейшего самосовершенствования.

Умение оценивать свои поступки и действия той же мерой, что и поступки других людей

Чтобы быть честным перед самим собой, нужно признать, что все люди равны. Все мы дети одного Отца и находимся в равных условиях заточения в материальном мире. А значит, критерии оценивания тех или иных поступков одинаковы для ВСЕХ людей. Такой подход ведёт к развитию честности и искренности в отношениях с другими людьми. А от этого выигрывают все – и я, и окружающие меня люди.

Жить осознанно

Честность является одним из аспектов осознанности. Невозможно жить действительно осознанно и в то же время обманывать самого себя.

Осознанность в современной психологии определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором человек фокусируется на переживании настоящего момента, не отвлекаясь на события прошлого или мысли о будущем. Осознанность – это как пробуждение. Это пребывание в моменте Здесь и Сейчас.

Это возможность контролировать непрерывный поток мыслей и делать выбор в сторону созидательных аспектов восприятия. Именно осознанность раскрывает творческий потенциал человека, его интуитивное чувствование. А внутренние глубинные чувства человека в зародыше исключают самообман.

Быть, а не казаться

Каждый человек создан по образу и подобию Творца. Если Бог совершенен, то и человек тоже совершенен. Что же помогает раскрытию, проявлению этого совершенства? Стремление быть, а не казаться. Честность – это настоящая внутренняя Свобода. Свобода быть собой.

А умение быть собой вознаграждается наполненностью счастьем, покоем, радостью, удовлетворённостью, целостностью. Быть таким, каким тебя создал Творец — это быть без масок, без привязанностей к видимому миру, без доминации, без желания манипулировать и управлять.

Быть таким, каков ты есть на самом деле.

Честность перед самим собой — это желание разобраться, откуда исходят мои слова и действия – из потребностей Души или личной выгоды.

Честный взгляд на себя помогает увидеть корень проблемы, что приводит к верным решениям. И здесь важно называть вещи своими именами.

Настоящая жизнь начинается с тех самых моментов, когда честно отвечаешь себе на вопросы. На самые неудобные вопросы, на жесткие вопросы, на больные вопросы.

Замечательным инструментом для меня в этой работе является дневник наблюдений. Он помогает вырабатывать честный взгляд на себя. Это позволяет избежать самообмана. Нужно вести учет своих действий и достигнутых результатов в письменном виде.

Бумага беспощадна! Она не солжет ни сегодня, ни завтра, ни через год. Зато сознание будет услужливо приукрашивать прожитый мною этап жизни в поисках оправдания слабостей и бездействия.

А бумага лишь непредвзято засвидетельствует то, что реально происходило, и чего человек по факту достиг.

Особенно полезно записывать всё то, что требует личного контроля, чтобы избежать самообмана. В результате такой работы над собой появляется шанс наработать те качества, которые будут с пользой служить не только тебе, но и резонируют в других людях. Так честность перед самим собой помогает человеку идти по пути духовного развития, к рождению Ангела, созданного по образу и подобию Творца.

В заключении приведу одну притчу. Прочитав её, каждый сам увидит глубочайшую ценность такого качества, как честность перед самим собой.

Притча о честности

«Давным-давно одной страной долго правил мудрый император. Пришло время, он состарился и решил объявить своего наследника. Все ожидали, что это будет кто-то из его детей или последователей.

Но император придумал кое-что другое.

Он приказал собрать во дворце всех, без исключения, юношей, живущих в стране. И сказал им следующее: «Мне нужно назначить следующего правителя.

И я решил, что выберу этого человека из вас».

Все, кто был в этот момент в зале дворца, впали в недоумение. Пожилой правитель продолжил: «Я дам каждому по семечку. Вы посадите его, будете ухаживать за ним в течение года, а затем вернетесь во дворец с выращенным урожаем. Тот, у кого будет самое лучшее растение, станет моим преемником!»

Юноша, которого звали Линг, тоже получил своё семечко. Когда он рассказал матери о задании императора, она помогла ему его посадить. Затем молодой человек тщательно его растил и каждое утро проверял, не появились ли маленькие росточки.

Шло время. При встрече другие юноши хвалились Лингу о своих достижениях. А в горшочке у Линга так ничего и не появилось. Он начал считать себя ничтожеством, потому что все остальные только и хвалились своим урожаем.

Незаметно пролетело полгода, но результата у Линга по-прежнему не было. Он винил во всём себя, что сам загубил драгоценное растение.

И вот завершился срок, поставленный правителем. Как и было оговорено, все юноши принесли во дворец выращенные ими растения. А Линг не хотел туда идти, но любящая его мать сказала, что надо быть честным и уметь признавать своё поражение…

Когда Линг появился во дворце, то увидел огромное разнообразие различных растений, которые принесли другие юноши.

Когда император увидел всё это, он произнес: «Вы все заслуживаете похвалы! Ваш урожай – просто чудесен!»

Линг во время речи императора пытался быть незаметным. Но император заметил его пустой горшок и вызвал юношу вперед. Все начали смеяться над Лингом, увидев, что кроме земли в горшке ничего нет.

А правитель вдруг произнес: «Вот мой преемник! Вы все помните, что, получив семя, вы через год должны были вернуться с результатами своих трудов во дворец.

Но никто из вас не знал, что те семена никак не могли прорасти, они были испорчены, я их предварительно сварил. Но вы, кроме Линга, всё-таки принесли плоды своих трудов. Вы подменили семя, полученное от меня.

И Линг — единственный, в честности которого я не сомневаюсь. Поэтому он заменит меня и станет вашим императором!» 

(из Сборника «31 позитивная ПРИТЧА, меняющая жизнь к лучшему»)

Виктория Сайко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://allatravesti.com/chestnost_pered_samim_soboy

Что важнее: верность или честность? И можно ли делать выбор?

Честность перед собой, или Третий путь в сложном выборе

Когда перед нами встает вопрос, оставаться верным или честным, ответ найти бывает очень сложно. Оба качества мы ценим и считаем добродетельными. Можно ли выбрать только одно? Можно ли быть верным и не быть честным? А наоборот? И что же все таки важнее?

Честность и верность – грани одного прекрасного бриллианта под названием «Любовь»

Дмитрий Силюк, магистр богословия (M.Div.; M.A.T.S.), (Сакраменто, Калифорния, США):

Если кратко, то и честность и верность – грани одного прекрасного бриллианта под названием «Любовь», и когда сияет одна грань, то блеск передается и на другую грань, а если мало сияния исходит от одной грани, то значит и другая не сильно блестит. 

Если расширенно, то так: 

Полагаю, что большинство людей ответят – лучше всегда быть честным и верным, но бывают ситуации, в которых нужно выбирать одно или другое.

Иногда важнее честность, а иногда важнее верность, если верность Богу/мужу/жене противопоставляется верности работе/идеологии/попутчикам и т.п.

Но при таком подходе есть опасность дойти до ситуационной этики, когда попирается мораль ради личной выгоды и в объяснениях придётся остановиться на риторическом вопросе «а судьи то кто?» 

В подобных рассуждениях людей есть большая часть правды, так как каждый из нас иногда в жизни стоит перед моральной дилеммой, где любой выбор будет либо выбор между двух зол, либо выбор между двумя добродетелями, при котором лишаемся второй добродетели. 

Когда противопоставляется хорошее и плохое, то выбор очевиден, а когда на весах две хорошие характеристики, то трудность в том, что признавая одно более важным, автоматически признаешь ценность другого хорошего менее значимой. 

Думаю, что справедливым был бы другой вопрос, в каких случаях нужно оставаться верным, даже если что-то нечестно, и в каких случаях нужно оставаться честным, даже если тебя осудят в том, что ты стал неверным? 

Однако, хочу обратить наше внимание на другое. В принципе, честности не бывает без верности и верности не бывает без честности. Основанием верности может быть взаимное получение прибыли, удовольствия, либо других благ, но если человек не честен, то его верность, сталкиваясь с прекращением получаемого, тут же перестает быть верностью.

И, естественно, появляется вопрос – а была ли это верность или просто – выгодный расчёт, завуалированный под верность? А поэтому здесь нужно разобраться – что служит основанием, глубинным мотивом верности и честности? Если верность в семье основана на любви, то эта верность, как и любовь, безусловна и вечна, а если верность основана на временном, то очень трудно «временную верность» считать верностью. 

Аналогично и с честностью. Если некоторый человек обещает вам быть верным и честным в вашем бизнесе, а потом перестает быть верным, — предает интересы вашей компании и с вашими секретами уходит в другую, то можно ли сказать, что он перестал быть верным, но остался честным? 

Человек, стремящийся к любви, духовности, мудрости, чести, никогда не будет противопоставлять честность и верность, потому что все мы растём в верности и честности.

Один христианин верен до смерти, а другой верен до первого испытания, но тоже ведь – верен! Кто-то из нас последний раз обманул или «чуть-чуть приукрасил правду» 50 лет назад, а кто-то 5 минут назад.

Разве один – честный, а другой нет, только по причине какого-то периода времени? 

Есть известная фраза Сократа «Платон мне друг, но истина дороже». Звучит красиво, а как насчет похожей фразы «подумаешь дети с голода умирают, главное что доказали истинность некой теории».

Совсем другие чувства возникают, не правда ли? А ведь принцип ведь тот же самый?!? – Истина/честность взамен верности!?! Не полностью, но вместе с верностью всегда на жертвеннике умирает и большая часть честности.

Вспомните любой пример, где вам пришлось нарушать вашу верность по причине неверности другой стороны и вы увидите, что с нарушением верности вы уже автоматически не могли быть честными с теми, кто нарушил верность, как это было прежде.

Можно оставаться честным только в других вопросах, которые не были связаны с нарушенной верностью. Честность между вами возможно и не пропала полностью, но по сути, можно рассуждать уже только о честности по отношению к себе, своим принципам, но уже не по отношению к другой стороне. 

Более того, там, где нарушается верность или честность, всегда придется очищаться от грязи лукавства, подлости, предательства, обмана и целого клубка низких и греховных проявлений, и там никогда не бывает чистого выбора между верностью и честностью, и там и там будет грязь. Есть случаи манипулирования, выдаваемого за требование верности.

Например: подписывается компаниями контракт, что каждая сторона обязана выполнить определенные требования. Одна сторона перестала выполнять свои обязательства, но требует верности от второй стороны.

Если вторая сторона продолжает выполнять свои обязательства, то это уже не верность, а вынужденная реакция по причине бессилия, либо ожидания перемен или др. 

Есть также случаи претензий на честность, которые при более близком рассмотрении оказываются завуалированным банальным лицемерием. 

Заключение: Однозначного ответа на поставленный вопрос нет, но в области морали, этики, нравственности иногда случаются моральные дилеммы, когда на первый взгляд, нужно выбирать верность или честность.

И по-человечески сразу же хочется дать отпор, «рубануть сплеча», «… истина дороже» и т.п.

А если не поддаваться на сиюминутные горячие желания, а немного «остыть», помолиться, поразмыслить, то всегда найдется выход, Бог даст решение, при котором люди увидят, что ты сказал и поступил таким интересным образом, что не пожертвовал ни верностью, ни честностью. 

Не гарантирую истинность притчи, но некто рассказывал о том как один проповедник попал в ад и, спрашивая у ангела почему он здесь, сказал «я же проповедовал истину», на что ангел ответил: «ты говорил истину, но без любви». 

Дай Бог нам всем мудрости, чтобы не допускать того, чтобы меркло сияние бриллианта, а любовью решать моральные дилеммы, чтобы бриллиант Любви сиял в полную меру, и верность сияла максимально вместе с честностью. 

«чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения» (Еф. 1:17).

Честность — это праведный иммунитет и основание для верности и приверженности тому, что честно в глазах Господа

Евгений Панов, музыкант, писатель, помощник пастора в церкви «Новая Жизнь» (Усть-Каменогорск, Казахстан):

Честность или верность? Вопрос на первый взгляд кажется сложным, но ответ прост и очевиден, когда понимаешь, что честность — это одно из базовых качеств человека. Ис.32:8 «А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно». Именно честность позволяет разобраться во всем том, что находится перед нами.

Слишком дорого, когда ценой собственной честности ты присягаешь на верность кому-либо или чему-либо. Люди, идеи, системы, принципы — все это в итоге может оказаться ложным, а последствия, от слепой верности им, разрушительны и необратимы. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти (Притчи 14:12).

Честность — это праведный иммунитет и основание для верности и приверженности тому, что честно в глазах Господа

Чарльз Колсон, христианский деятель, американский политик, бывший советник президента Ричарда Никсона, один из участников Уотергейтского скандала, основатель христианской организации «Тюремное братство», из книги «Счастливая жизнь»:

Верность тому, что истинно и справедливо, — это и есть опре деление честности, о чем мне однажды напомнили во время моего обращения к двум тысячам морских пехотинцев на базе «Кемп-Лэд- жен», где я служил командиром взвода в середине 1950-х годов.

Когда подошло время вопросов, сержант с проседью в волосах поинтересовался: «Мистер Колсон, что важнее — верность или честность?» Он хотел узнать, можно ли иногда отодвинуть в сторону истину ради верности людям или человеческих взаимоотношений.

 

Вопрос сержанта задел меня за живое, потому что девиз корпуса морской пехоты звучит как «semper fidelis», что значит «всегда верны». Морпехи во всем исповедуют верность, только верность и ничего, кроме верности. 

Этот вопрос вызвал во мне неприятные воспоминания. В январе 1974 года прокурор Леон Яворски, которому было поручено вести дело по Уотергейту, предложил мне возможность подать прошение о смягчении меры наказания в обмен на свидетельство против Никсона.

Это означало, что я мог избежать тюремного заключения и сохранить лицензию на адвокатскую практику. Не будь я до конца верен Ричарду Никсону, то принял бы предложение Яворски, пусть даже будучи не согласным с его условиями.

Но я по-прежнему был безоговорочно предан Никсону, а то, что хотел услышать от меня Яворски, не было правдой. 

Меня предупреждали о том, что Никсон вряд ли проявит такую же лояльность по отношению ко мне.

Посреди избирательной кампании 1972 года, когда Никсон был на высоте, и мы на всех парах неслись к победе, у нас с Холдеманом состоялся, казалось бы, досужий разговор, но с того времени он не давал мне покоя.

«Чак, я не хочу, чтобы ты пережил разочарование, — сказал мне тогда Холдеман. — Позволь кое-что объяснить тебе в отношении Ричарда Никсона. Этот человек воспользуется тобой, и когда ты исполнишь свое предназначение, он выбросит тебя, как использованную салфетку».

Я был совершенно ошарашен. Я, хоть убей, не мог понять, почему Холдеман сказал мне такое. Это выглядело так грубо и цинично, что было совершенно не в его стиле. Он обронил это замечание без улыбки или смеха. Холдеман говорил убийственно серьезно. 

Но я не мог в такое поверить. Я любил Ричарда Никсона, — как человека и Президента. Для меня он был очень уважаемым, выдающимся лидером и особенно — в сфере внешней политики.

Придя на работу в Белый дом, я размышлял, что будет, если мои интересы пойдут в разрез с президентскими, и понимал, что на этой шахматной доске я — не король, а всего лишь конь. В кризисный момент меня разменяли бы ради того, чтобы спасти Никсона.

Я работал, признавая этот факт, как должное, что во многом было обусловлено личным опытом военной службы.

Позже я понял, что Холдеман и Эрлихман сговорились выбросить меня за борт сразу же после выборов, чтобы я в процессе расследования Уотергейта отвлек внимание от Белого дома на себя.

Думаю, это был благородный жест Холдемана, который попытался хоть как-то смягчить мое падение, честно предупредив о последствиях.

Он хотел подготовить меня к неизбежности того, что после выборов я вместо прославленного героя стану козлом отпущения. Это очевидно из записей его разговоров. 

Холдеман и Эрлихман, конечно же, просчитались. Они действительно думали, что могут возложить всю вину на меня, потому что пресса уже сделала это. Им казалось, что после моего ухода Уотергейт останется за порогом Белого дома, но своим заговором они по- губили сами себя. 

Никогда не забуду момент, когда президент Никсон глубоко меня разочаровал. Я наблюдал в тюрьме по маленькому черно-белому телевизору за тем, как он объявляет о своем уходе в отставку, и понимал, что он покидает поле сражения, оставляя своих израненных помощников без какой-либо поддержки. Это сильно уронило Никсона в моих глазах. 

Тем не менее, я оставался верным. Во время судебных разбирательств я не свидетельствовал против Никсона и на людях продолжал отзываться о нем, как о своем друге, утверждая, что не обвиняю его в том, что я сделал, хотя и совершил преступление именно по его приказу.

Я считал, что обвинять кого-то в своих проступках некорректно, поэтому и не делал этого.

Все же внутренне, когда я наблюдал за тем, как Никсон уходит в тень, не заботясь о тех, кто оказался в тюрьме или должен был там оказаться из-за того, что находился у него на службе, наши дружеские узы ослабли. 

Поэтому, когда морпех в «Кемп-Лэджене» спросил, что важнее — верность или честность, — печальные картины прошлого напомнили мне о том, что истина куда важнее преданности.

Переставьте эти два слова местами — и ваш мир рухнет.

Я сказал тому сержанту, что ответ на его вопрос — «честность», — и я сожалею, что не задумывался об этом много лет назад, когда работал в администрации Никсона.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку 11 фильмов о рабстве и свободе и 12 фильмов 2016 года, которые вы могли пропустить

Источник: http://www.invictory.com/columns/2274/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.