Адаптация ребенка к детскому саду

Содержание

Адаптация ребенка в детском саду — советы по существу: конкретные и действенные

Адаптация ребенка к детскому саду

Вопрос от Ирины, Ставрополь:

Хотелось бы понять, что я делаю не так. Моему малышу 3,5 года. Он никак не может привыкнуть к детскому саду. Когда читаю о том, как проходит адаптация ребенка в детском саду — советы «бывалых мамочек» мне не помогают.

Я все равно тревожусь. А уж когда мое сокровище начинает истошно выть, закатывать истерику, то у меня вообще все советы и рекомендации тут же улетучиваются из головы.

Нужно ли вообще водить ребенка в детский сад? Ведь в ДОУ есть свои минусы и недостатки.

Отвечает Виктория Винникова, педагог:

Ирина, ваше беспокойство понятно. В этом возрасте дети проходят кризис 3-х лет и постепенно обучаются действовать в каких-то ситуациях самостоятельно. Естественно, почти у каждого малыша внутри есть ощущение тревожного ожидания расставания с мамой.

Но и сама мама часто «драматизирует» ситуацию и «заламывает» руки, обсуждая при малыше минусы детского сада.

Ваш карапуз слишком мал, чтобы справиться с этими стрессами самостоятельно. Безусловно, ему нужна ваша помощь и поддержка.

Как же лучше адаптировать малыша к новым условиям? Точные, простые и, самое главное, действенные советы дает нам системно-векторная психология Юрия Бурлана. О преимуществах и недостатках ДОУ для детей поговорим в этой статье.

Но обо всем по порядку.

Зачем детям детский сад

Приблизительно в возрасте 2-3 лет дошкольники начинают понимать, что есть не только мама и папа, но и другие взрослые, другие дети. Это первые ростки самоидентификации.

Именно в детском саду малыш погружается в особую атмосферу и окружение своих сверстников. В ДОУ создается специальная развивающая среда для детишек.

Но самое важное, что именно в детском саду происходит первичное ранжирование дошкольников.

Они на чувственном уровне начинают понимать свое место в детской «стайке». В дальнейшем это очень пригодится в жизни. Впереди школа и целая жизнь, где они будут взаимодействовать с другими людьми. Так вот, самые первые навыки этого взаимодействия они получают в детском саду.

Итак, детский сад жизненно необходим любому малышу, а вот адаптация должна проводиться через принцип удовольствия, согласно врожденным векторам ребенка. Об этом чуть ниже. А сначала о главном.

Мама — главный человек

Для любого ребенка мама — главный человек в этом мире. Между мамой и ребенком до определенного возраста существует связь на бессознательном уровне. Эта связь особенно сильна до 6 лет. Состояние матери, безусловно, влияет на ребенка, даже когда она старается внешне не проявлять признаков беспокойства.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, дошкольник бессознательно «считывает» внутреннее состояние мамы и выдает «выкрутасы» в зависимости от его собственного набора векторов. Поэтому, когда мама излишне переживает из-за того, что ее чадо будет находиться в детском саду, ребенок начинает канючить, плакать, топать ногами, устраивать истерики и так далее.

Плюс расставание с мамой всегда является в большей или меньшей степени стрессом для маленького человека.

Ребенок и детский сад

При этом ребенок — это же просто сгусток жизненной энергии! Он активный, ему все хочется испытать и со сверстниками играть тоже хочется. Он хочет развиваться!

И тут ваше чадо впервые попадает в ситуацию выбора — идти вперед или «застрять» на какое-то время рядом с мамочкой. Вот мама и должна его поддержать в движении вперед. Это важный переходный этап, потому и говорят о периоде адаптации. Здесь очень многое зависит от взрослых.

Сделать первый шаг нужно и матери, и ребенку: матери — мягко отпустить его от себя, а ребенку — адекватно вписаться в новый коллектив.

Советы по адаптации

Механизмы адаптации зависят от векторов ребенка. Необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Как это сделать? Вот некоторые подсказки.

Советы опытных воспитателей могут помочь, но не всегда. Вам ведь не очень интересно слушать истории про других деток. Вас интересует именно своя кровиночка. Помочь вашему сокровищу легко и радостно преодолеть все ступенечки роста поможет знание системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Все дети разные. Овладев системным мышлением, на практике мы понимаем, что одного надо погладить, другого — похвалить, третьему нужны волшебные истории, а четвертый вообще бежит в садик впереди мамы. Все эти особенности обусловлены разными врожденными свойствами малышей (векторами).

Советы по адаптации медлительного и впечатлительного ребенка к детскому саду

Наиболее травматично расставание с мамой для малышей с анально-зрительной связкой векторов. Это замечательные дети. Они послушны, немного медлительны от природы, любят все делать не спеша и обстоятельно. Им сложнее подстроиться под новые ритмы садика, ведь любая спешка сбивает их с природного ритма. Очевидно, что поход в детский сад — один из таких стрессов.

Зрительный вектор наделяет их особой эмоциональностью. Они впечатлительны, обладают огромной фантазией и воображением, любят рисовать, лепить и очень нуждаются в поддержке мамы. Именно они плачут горькими слезами при расставании, потому что им страшно. Они очень привязаны к маме и физически, и эмоционально. И не хотят отходить от нее ни на шаг.

Такому обстоятельному дошколенку системно-векторная психология советует всегда давать чуть больше времени даже на сборы в детский сад. Иногда его надо будить за час до выхода, чтобы он успел самостоятельно сделать все свои дела.

И, конечно же, таких деток нужно готовить к садику заранее. Эмоционально и вовлеченно рассказывать им о садике и других детях. О том, что у них в садике будут друзья и там можно будет играть, рисовать, лепить вместе с друзьями. Детишки с анальным вектором особо в этом нуждаются.

Именно такие ребята сложнее всего проходят адаптацию в ДОУ. Но зато потом их часто бывает не забрать из садика, потому что они увлеклись какой-то игрой и, пока не доделают свое дело до конца, не готовы уходить. Этот момент тоже нужно учитывать, и наш совет — не торопить такого малыша.

Чтобы адаптация прошла мягче, такого ребенка рекомендуется хвалить, называть маминым помощником, всячески показывать, что вы его одобряете.

Адаптации эмоциональных детишек со зрительным вектором очень способствует чтение сказок о волшебных странах, о персонажах, которым они смогут искренне сопереживать. Это ни в коем случае не должны быть страшные сказки, иначе страхи обострятся, и истерики будут продолжаться не только в садике.

Кроме этого, очень хорошо будет рассказывать ребенку подходящие волшебные истории по дороге в детский сад и обратно. Можно также взять с собой плюшевого мишку и вести его «играть с детишками».

И, конечно же, ваша встреча после садика должна быть эмоциональной и радостной. Посвятите всю дорогу домой только ребенку. Разговаривайте только с ним. Не торопите его, внимательно выслушайте, дайте возможность поделиться своими переживаниями.

Адаптация ребенка в детском саду: советы по выбору воспитателя

Итак, мы как родители стараемся действовать через принцип удовольствия. Вовлекать ребенка в новый мир взаимодействия с другими людьми. Но если даже при ваших усилиях все-таки сложно происходит адаптация ребенка в детском саду, советуем особенно внимательно отнестись к выбору воспитателя.

Если воспитатель кричит на детишек, неадекватно наказывает или насильно кормит — в таком случае, естественно, ребенок будет всячески стараться избегать садика, где он не чувствует себя в безопасности и в любой момент может быть подвергнут насилию.

При всех ваших усилиях он просто попадает в диссонанс между диаметрально противоположными посылами от вас и от воспитателя. Вы ему обещаете радость и счастье, а ваша кровиночка получает в садике психологические травмы.

Нужно ли подвергаться такому стрессу? В этом случае наш совет однозначный — сменить детский сад или воспитателя. Проявить особое внимание к выбору воспитателя — это один из самых важных советов по адаптации малыша к детскому саду.

Потому что те травмы, которые могут быть нанесены в столь нежном возрасте, потом «аукнутся» во взрослой жизни.

Маленький человек по природе своей хочет учиться, развиваться. Поэтому прекрасно поддается адекватному воспитанию. И когда у него возникает «не хочу» там, где на самом деле от природы должно быть «хочу», — это проблема не с ребенком, а с окружающими его взрослыми.

Когда есть глубокое понимание между детьми и родителями, есть эмоциональная связь — все вопросы решаются естественным образом. Настолько легко, что порой это кажется чудом. Системно-векторная психология дает такое преимущество. Об этом свидетельствуют тысячи отзывов.

«…Если надо было идти в сад, это была целая истерика, в машине ездить она тоже не могла, брыкалась, била ногами по окну и по сиденьям, отстегивалась, кричала истошно, мешала вести машину… Если ей не давали то, что она хочет (новую игрушку или конфеты), закатывались «падучие» истерики.

Мне было очень сложно с ней общаться, даже когда мы общались всего 2-3 часа вечером после сада, мне было это выше крыши, я от нее уставала ужасно, про выходные и говорить нечего, это был кошмар.

Не могу точно сказать, каким образом СВП повлияла на поведение ребенка, но она очень изменилась, стала нормально разговаривать, без крика и плача, стала нормально реагировать на отказы (например, сладкого), с ней стало возможно и даже очень легко договориться!..»

Надежда У., переводчик Москва

Психика современных детей похожа на сложный «коктейль» из 3, 4 или даже 5 векторов. Узнать все его бессознательные «хочу и могу», а также получить точные советы по адаптации ребенка к детскому саду можно уже на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана. Как только вы поймете желания и свойства вашего ребенка, все вопросы о том, как адаптировать его к садику, отпадут сами собой.

Записывайтесь здесь: ссылка

Автор статьи Виктория Винникова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Ответы на вопросы

3 Авг, 2017 Комментариев: 6 891
Дети ответы

Источник: http://svp.expert/otvety-na-voprosy/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu-sovety-po-sushhestvu/

Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду

Детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего дошкольного времени.

Детский сад представляет собой первый социальный институт, в котором малышу приходится находиться, взаимодействовать с другими детьми.

Именно в нем дети учатся общаться друг с другом, выстраивать дружеские связи, делиться игрушками и т.д. Каждого малыша, который поступает в детский сад, не минует сложный процесс адаптации.

Адаптация представляет собой процесс привыкания малыша к группе, воспитателям, другим детям. Зачастую требования, которые предъявляются к ребенку во время поступления в детское образовательное учреждение, достаточно высоки.

Ребенку необходимо время, чтобы привыкание прошло гладко и безболезненно, не оставив грубых следов на психике. Адаптация ребенка – это сложный психологический процесс, который может сопровождаться различными негативными проявлениями. Родителям и воспитателям следует быть тактичными и доброжелательными.

В этот период важно помогать малышу, всячески поддерживать его и успокаивать.

Особенности адаптации ребенка к детскому саду

Детский сад поначалу кажется маленькому человечку пренеприятным местом на свете. Во-первых, ребенок разлучается с мамой – самым близким и родным существом.

Во-вторых, он должен войти в свой первый в жизни коллектив и занять там свое индивидуальное место. И то, и другое сделать очень нелегко.

Поддержка взрослого на данном этапе крайне важна, потому что без такой помощи малыш либо замкнется в себе, либо станет проявлять агрессию. Какие советы следует принять во внимание родителям и воспитателям?

Изменение режима дня

Находясь в кругу семьи, ребенок живет в определенном ритме и режиме. Когда он поступает в детский сад, то его жизнь стремительным образом меняется. Происходит изменение режима дня, к которому не так-то просто приспособиться.

Малышу бывает нелегко привыкнуть к тому, когда нужно кушать, когда спать или пробуждаться. Дома все эти действия выполнялись в совершенно другие часы. Для того чтобы адаптация к детскому саду проходила легче, рекомендуется и в домашних условиях соблюдать тот же график.

Упорядоченный образ жизни поможет ребенку скорее освоиться в новой обстановке.

Привыкание к группе

Следует принять во внимание то обстоятельство, что ребенку не всегда легко привыкнуть к атмосфере самой группы. Ему может что-то не нравится во внешнем пространстве. Не со всеми детьми всегда сразу складываются хорошие отношения. Дети, особенно в маленьком возрасте, еще не умеют дружить, учитывать и принимать чужую точку зрения.

Необходимо учить их правильно выражать свои эмоции, проявлять свои лучшие качества характера (а они есть у каждого малыша). Иногда забирая ребенка вечером из детского сада, родители отмечают, что он стал нервным и раздражительным. Это происходит по той причине, что в течение дня присутствовали какие-то внутригрупповые конфликты.

Возможно, они не были своевременно выражены или разрешены.

Здоровье ребенка

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно быть готовыми к тому, что здоровье у него в ближайшее время может заметно снизиться. Этот феномен стал основной особенностью адаптации. Иммунитет ребенка начинает стремительно перестраиваться. Болезнь является защитной реакцией маленького человечка. Его организм учится приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Дома он находился в изолированной обстановке, где по возможности всегда царят чистота, любовь и внимание. Детский сад несет в себе незнакомые запахи, звуки и яркие впечатления. Ребенок учится контактировать с другими детьми, моментально заражается от внезапно заболевшего одногруппника.

Обычно, поступая в детский сад, ребенок начинает стабильно болеть раз в две недели или даже чаще.

Возможность проявить себя

У каждого ребенка имеются свои индивидуальные особенности. Если вы хотите в будущем видеть свое чадо успешным, то предоставьте ему возможность выражать свою личность. Чтобы вырастить счастливого человека, необходимо создавать ему соответствующие  условия в реальности.

Процесс адаптации к детскому саду иногда сопровождается конфликтными ситуациями. В них ребенок учится отстаивать свою точку зрения, выражать собственные чувства. Не мешайте ему в этом.

Не нужно пытаться превращать ребенка в робота, который должен оправдывать возложенные на него взрослыми ожидания. У вашего сына или дочери в коллективе обязательно должна иметься возможность как-то проявить себя. Пусть он почувствует себя важным, значимым, принимаемым и любимым.

Только тогда малыш будет посещать детский сад с удовольствием, не закатывая родителям громкие истерики по утрам.

Желание быть замеченным

Другой особенностью адаптации является потребность быть замеченным в группе. Если такого не происходит, ребенок может открыто провоцировать ссору, идти на конфликт и даже драться.

Некоторые воспитатели сталкиваются с нецензурной бранью своих маленьких воспитанников и хватаются за голову. В любом случае необходимо помнить о том, что подобное поведение продиктовано желанием быть замеченным, принимаемым коллективом.

Все эти негативные проявления вполне могут являться частью адаптации, привыкания ребенка к новому месту.

Тоска по маме

Ребенок, оказываясь в детском саду, испытывает сильную тревогу и страх. Эти эмоции вызваны не просто сменой привычной обстановки, а тоской по самому близкому человеку – маме. Даже взрослому порой бывает трудно найти общий язык с коллегами в новом коллективе.

Ребенку страшно оставаться одному в незнакомом месте. Все действия воспитателя и других детей вызывают у него страх, на который он реагирует недоверием, истерикой, дополнительными капризами.

Пока малыш не осознает, что в детском саду с ним ничего страшного не случится, он будет продолжать плакать. Плач здесь выступает способом обратить на себя внимание. Следует учитывать такую особенность адаптации как выраженную тоску по матери.

Ребенок должен чувствовать и знать, что родители обязательно заберут его домой, а не оставят «с чужой тетей» навсегда.

Степени адаптации ребенка в детском саду

В зависимости от условий детского сада привыкание ребенка проходит легче или тяжелее. Следует отметить три основные степени адаптации, которые свидетельствуют о различном психологическом состоянии малыша, особенностях его нервной системы.

Легкая степень

Легкая степень адаптации характеризуется быстрым привыканием ребенка к новой социальной среде. Ребенок буквально через неделю начинает свободно ориентироваться в пространстве, знать всех присутствующих в лицо, устанавливает дружеские отношения с одногруппниками.

Легкая степень встречается реже, чем средняя и тяжелая. При таком подходе дети меньше устают, меньше проявляют агрессию и замкнутость.

В большинстве случаев при легкой степени привыкания ребенок реже болеет и пропускает внутригрупповые занятия, беспрепятственно вступает в контакт со сверстниками.

Средняя степень

Средняя степень адаптации характеризуется достаточно длительным привыканием. Ребенок долгое время не может понять, почему мама его отвела в данное учреждение и отчего так долго за ним не приходит. Малышу двух-трех лет совершенно не понятен смысл пребывания в государственном здании.

Он видит вокруг себя множество ребятишек, но не осознает, что за каждым родители возвращаются вечером. Если понаблюдать за реакцией малыша, то станет понятным, что он думает, что мама оставляет его навсегда. Он каждый раз переживает разлуку с ней как в последний раз. Для ребенка, не достигшего и трех лет от роду, разлука с матерью – это величайшая трагедия.

Он не знает, как вести себя в незнакомой обстановке, не ведает, что с ним происходит, не может управлять собственными чувствами.

Тяжелая степень

При тяжелой степени адаптации ребенок долгое время не может войти в детский коллектив. На утреннее прощание с мамой он реагирует бурным криком, переходящим в истерику. Такой малыш часто болеет, отказывается посещать детский сад, не соблюдает правила поведения, норовит сорвать воспитателю режимные моменты, отвлекает и обращает на себя внимание других детей.

Тяжелая степень привыкания характеризуется, как правило, нарушением сна, потерей аппетита, иногда наблюдается расстройство стула. Ребенок становится нервным, неуправляемым и одновременно беспомощным. Своим поведением он требует к себе участия, пытается обратить на себя внимание тех, кто находится рядом.

К сожалению, не всякий взрослый человек способен это понять и принять верное решение.

Время адаптации ребенка в детском саду

Многих родителей интересует вполне закономерный вопрос: как много времени ребенку необходимо для успешного прохождения адаптации? Следует заметить, что это процесс непростой, зависящий от многих факторов.

Здесь не следует торопиться и всячески подгонять чадо, заставлять его подстраиваться под установленный порядок. Адаптация к детскому саду проходит у каждого малыша сугубо индивидуально.

Время адаптации зависит исключительно от следующих значимых моментов.

Возраст

Здесь присутствует довольно спорный момент. Существует мнение, что на процесс адаптации к детскому саду влияет возраст ребенка. Но тут специалисты расходятся во мнениях.

Одни говорят, что чем младше ребенок, тем проще ему пережить разлуку с матерью и остальными членами семьи. Другие доказывают, что дети постарше лучше адаптируются к детскому саду по причине развития некоторой сознательности.

Не привыкнув к посещению детского сада с полутора-двух лет, ребенку становится тяжело полностью адаптироваться в три-четыре года.

Характер

Многое в процессе адаптации к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей личности. Скромному и тихому ребенку тяжелее пережить разлуку, чем общительному и бойкому.

Конечно, покладистый малыш удобен для воспитателя: он никуда не лезет, не доставляет никаких хлопот.

Однако, не сумев выплеснуть свои эмоции в детском саду, ребенок копит их в себе, что не может положительно сказываться как на здоровье, так и на адаптации в целом.

Советы психолога

Если вы решили отдать ребенка в детский сад, то следуйте нижеизложенным советам психолога. Так вы поможете вашему ребенку пройти процесс адаптации в детском саду наиболее благоприятным образом. Многие родители теряются в элементарных ситуациях из-за отсутствия необходимого опыта и не знают, как лучше поступить. Советы психолога помогут справиться с данной непростой задачей.

Не оставляйте его надолго

В первые дни следует ограничить часы пребывания до двух-трех. В противном случае малыш не сможет как следует адаптироваться к окружающей обстановке и будет длительное время плакать.

Только представьте, каким большим стрессом для него является отрыв от семьи и длительное пребывание в незнакомых стенах! Тут впору любому растеряться, что уж говорить о маленьком человечке, который только начал жить.

Знакомство с группой

Познакомьте любимое чадо с детским садом заранее. Пусть ребенок постепенно привыкает к воспитателям, ребятам, окружающей обстановке. Тогда процесс адаптации к детскому саду пройдет значительно легче.

Можно для начала прийти в группу просто познакомиться, посмотреть, в каких условиях находятся дети. Это пойдет на пользу и вам, как родителю, и самому ребенку.

Малыш уже не испугается, когда вы приведете его туда в следующий раз.

Домашние беседы

Они помогут частично преодолеть внутренний конфликт, возникающий из-за того, что ребенок не понимает, почему должен оставаться в детском саду, в то время как любящая и заботливая мама покидает его. Обязательно объясните, что заберете его вечером обратно домой.

Будет еще лучше, если родители не просто молча отведут свое чадо в детский сад, но и в двух словах расскажут о том, что это за место и для чего оно предназначено.

Домашние беседы могут оказаться крайне полезными, особенно, если вы подозреваете, что процесс адаптации будет проходить у вашего малыша тяжело.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду представляет собой сложный и многоуровневый процесс. Задача, которая стоит перед родителями в данный момент – помочь ему справиться с возникающими страхами, преодолеть тревогу.

Источник: http://psyh.info/detskaya-psihologiya/psihologicheskie-problemy-detej/adaptatsiya-k-detskomu-sadu.html

Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям

Адаптация ребенка к детскому саду

Для каждого ребенка поступление в детский сад может обернуться тяжелым стрессом.

Малыша ждут новые условия, обстановка и окружение: ребенку будет уделяться меньше внимания, чем дома, рядом не будет родителей, придется научиться слушаться незнакомых людей. Редко встречаются дети, которые безболезненно переносят адаптацию к новым условиям.

Как правило, крохе требуется немало времени, чтобы почувствовать себя комфортно в детском саду. И многое для ребенка в этот сложный период способны сделать родители.

У каждого малыша могут возникнуть определенные последствия при приспособлении к новым условиям. Пока ребенок привыкает к детскому саду, родители могут столкнуться со следующими проблемами у малыша:

Нарушение аппетита

Нарушение аппетита может быть вызвано как стрессом, так и быть обыкновенным протестом ребенка – нежеланием ходить в садик или отказом употреблять еду, предлагаемую в садике.

Слезы и истерики

Ребенок капризничает дома, когда его собирают в садик. А когда родители оставляют его в садике – вообще может закатить истерику, отказавшись даже снимать верхнюю одежду.

Это связано со страхами ребенка: страх, что его будут обижать в новом месте, страх, что родители его бросят.

Кроме того, есть одна интересная закономерность: если в детском саду начинает плакать один ребенок, то остальные детишки тоже начинают плакать.

Замкнутость

Если с малышом заранее не проводились соответствующие беседы, он может замкнуться в себе. И тогда такая проблема может затянуться: ребенок не идет на контакт с воспитателями, отказывается общаться и играть со сверстниками.

Ослабление иммунитета

Ослабленный иммунитет, естественно приведет к тому, что ребенок начнет часто болеть, подхватывать все «доступные» заболевания.

Нарушение сна

Из-за новой обстановки ребенку тяжело заснуть в дневное время, он капризничает и не хочет ложиться в кроватку. А если у воспитателя не получается уложить ребенка вовремя, то весь режим дня малыша нарушается, что чревато последствиями. Как правило, после успешной адаптации все вышеперечисленные проблемы проходят сами собой.

Как предупредить проблемы при адаптации малыша к детскому саду

Для того чтобы ребенок как можно менее болезненно перенес поступление в детский сад, и чтобы он быстрее привык к новой обстановке, родителям нужно заранее (уже за 3-4 месяца до поступления в садик) предпринимать соответствующие меры:

  • Малыш должен научиться находить общий язык со сверстниками. Для этого нужно чаще гулять с ребенком во дворе, на игровых площадках, в парках, где много детишек. Хорошо если у кого-то из родственников тоже есть маленькие дети, тогда можно ходить друг к другу в гости, чтобы дети общались между собой. Ребенок должен не просто наблюдать за другими детьми издалека, а попытаться построить диалог. Малыш не должен стесняться: нужно научить его знакомиться со сверстниками, предложить соседскому мальчику вместе поиграть, поделиться своей игрушкой.
  • Ребенок заранее должен знать о существовании детского сада. Нельзя ставить ребенка перед фактом за 2-3 дня до поступления в детский сад. Это приведет к тяжелейшему стрессу у малыша. Нужно заранее подробно рассказать крохе о том, что есть такое учреждение как детский сад – место, где все родители оставляют своих детей на определенное время. Обязательно нужно пояснить малышу, что после того, как мама освободится от работы, она заберет его домой. Если уже известно, в какой именно детский сад будет ходить ребенок, можно несколько раз сходить туда вместе с малышом: погулять по двору садика, показать как там хорошо и красиво, какая интересная игровая площадка во дворе. Потом рекомендуется посетить сам садик: показать малышу, какие в саду красивые спальни и игровые комнаты, познакомить с воспитателем. Одного такого похода будет недостаточно – важно, чтобы ребенок заинтересовался детским садом, чтобы он понял, что туда ходят все его сверстники.
  • Ребенок должен научиться обходиться какое-то время без мамы. Отрывать от себя малыша очень тяжело, но для ребенка эта разлука еще тяжелее. Мало того, что детский сад – чужое место с незнакомыми людьми, так еще и мамы нет рядом. Чтобы адаптация прошла легче, нужно иногда оставлять ребенка с кем-то из родственников или друзей. Это могут быть: бабушка, тетя или дядя, старшие брат или сестра. Постепенно малыш привыкнет к тому, что безопасно может быть не только с мамой, и научится доверять другим людям.
  • Желательно, чтобы малыш, поступая в детский сад, обладал некоторыми конкретными умениями. Чем больше ребенок будет уметь делать сам, тем легче ему будет в новой обстановке и новом коллективе. Нужно постараться научить малыша самостоятельно кушать ложкой из тарелки, пить из кружки, одеваться и обуваться, а также ходить в туалет на горшок.
  • Малыш должен кушать практически все виды продуктов. В детском саду очень разнообразное меню, включающее все полезные и необходимые для здоровья детишек витамины и микроэлементы. Но не всем деткам нравится детсадовская пища. Задача родителей – приучить малыша к такой еде, готовя дома подобные блюда (молочные каши, фруктовые и овощные пюре, всевозможные запеканки).
  • У ребенка должен быть четкий распорядок дня. В детском саду всех детишек приучают к определенному режиму дня, и если малыш еще в домашних условиях привыкнет к четкому графику, то адаптироваться в детском саду к новым требованиям ему будет намного проще. Желательно, чтобы ребенок каждый день просыпался в одно и то же время. Прием пищи тоже всегда должен быть по графику. Дневной сон и ночной сон также должен быть строго по часам. Не нужно ждать от ребенка, что он сразу же начнет жить по установленному родителями режиму дня. Следует запастись терпением и твердо стоять на своем, а малыш постепенно привыкнет к практикуемому родителями распорядку дня.
  • Иммунитет малыша нужно укреплять естественным образом. Чем крепче будет иммунитет у крохи, тем меньше он будет подвержен различным заболеваниям в детском саду. Конечно, речь идет не о том, что ребенка необходимо закаливать ледяной водой. Суть в том, что не рекомендуется растить ребенка в «тепличных» условиях. Нужно всегда одевать ребенка по погоде. Педиатры советуют одевать ребенка на один слой одежды больше, чем себя. Не следует слишком кутать малыша в теплую погоду – такие действия наоборот могут привести к тому, что иммунитет малыша будет более слабым и ребенок станет более уязвимым для различных инфекций.
  • Родители должны заранее выявить индивидуальные особенности своего крохи. К примеру, если у ребенка есть аллергия на какие-либо продукты, или если ребенок излишне эмоционален, об этом нужно предупредить воспитателей и медицинских работников детского сада. Это очень важно, ведь только зная, что у ребенка есть какие-то проблемы физического или психического характера, персонал детского сада сможет при необходимости оказать малышу соответствующую помощь.
  • Ребенок должен понимать важность посещения детского сада. Пусть для малыша это будет так же серьезно, как для мамы с папой работа. Если преподнести ребенку необходимость посещения детского сада, таким образом, то малыш будет чувствовать себя более взрослым и осознавать определенную ответственность. Важно донести до малыша, что все люди сталкиваются с трудностями, и что в детском саду ему предстоит многому научиться. А если что-то не получается – не нужно расстраиваться, со временем у малыша обязательно все получится.

Что делать родителям в адаптационный период?

Даже если родителями заранее были приняты все необходимые меры, ребенку все равно будет нелегко освоиться в новых условиях. Родители должны понять своего малыша, и сделать все необходимое, чтобы он чувствовал себя комфортно в детском саду:

  • Часто говорить ребенку, в какой хороший садик он ходит: какой он красивый, как много в нем детишек и какие добрые воспитатели и нянечки.
  • Чаще хвалить ребенка, говорить о том, как родители его любят, как они им гордятся. Такой подход будет для малыша отличным стимулом к новым победам и достижениям.
  • Выбрать вместе с малышом игрушку, которую он сможет взять с собой в садик. Это может быть любимая игрушка ребенка или мягкая плюшевая игрушка, с которой малыш сможет засыпать.
  • Оставляя малыша в садике, необходимо заверить его, что родители обязательно вернутся за ним через несколько часов. Желательно уточнить ребенку, когда именно его заберут: после обеда или вечером. Важно выполнить обещание и придти за малышом вовремя — для него это очень важно.
  • Если, когда ребенка в детский сад отводит мама, малыш начинает истерику и не отпускает ее от себя, лучше доверить это дело папе.
  • Нельзя в первое же посещение оставлять малыша в садике на весь день. Ребенку нужно не меньше месяца, чтобы привыкнуть: неделю забирать малыша можно после утренней прогулки, вторую неделю – после обеда, третью неделю – вечером.
  • Нужно обязательно каждый день интересоваться у малыша, как прошел его день: чем он занимался, что кушал, появились ли у него новые друзья.
  • При расставании нужно обязательно обнять и поцеловать малыша, но при этом процедуру прощания нельзя затягивать.

Таким образом, родители не должны пугаться изменений в поведении своего крохи в период его адаптации к детскому саду. Не нужно отчаиваться, необходимо просто набраться терпения, и вскоре ребенок полюбит детский сад: у него появятся друзья, а процесс обучения будет доставлять радость!

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду (видео)

Источник: https://babymir.net/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu-chto-neobxodimo-znat-roditelyam/

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка к детскому саду

Только вчера ребенок делал первые шаги, учился держать в руках ложку и пить из кружки. Время пролетело быстро, закончился декретный отпуск, и вот уже мама собирается на работу. Это означает, что настало время отдавать сына или дочку в детский сад. Говорят, что в этот момент у ребенка заканчивается беззаботное детство. Наступает новый, важный период в становлении его «Я».

Это событие всегда волнительно, независимо от того, есть ли у родителей такой опыт или нет. Они переживают о том, что ждет ребенка за стенами садика, как быстро он к нему привыкнет, насколько часто будет болеть.

Со временем детский сад станет вторым домом, во многом от созданных в нем условий будет зависеть здоровье, развитие, душевное состояние малыша.

Очень важно, чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла благополучно и максимально безболезненно.

Адаптация ребенка в детском саду. depositphotos.com

Адаптация ребенка в детском саду — что это такое?

Детские слезы, маленькие ручонки, протянутые в пустоту вслед уходящей маме и отчаянная просьба: «Мамочка, не оставляй меня здесь!». Какую же душевную боль, смятение и тревогу в этот момент испытывают дети и родители. Каждый день они проходят через это, пока ребенок не привыкнет к новой жизни.

Итак, адаптация ребенка в детском саду – это приспособление его к новым условиям существования, к неизвестному ему пространству, режиму дня, характеру питания, а также к новому социальному окружению и новым отношениям (межличностным и коллективным).

Психологи утверждают, что стрессовые реакции, которые возникают в период адаптации ребенка к садику, надолго нарушают его психолого-эмоциональное состояние. И даже при благоприятном окончании этот важный этап оставляет след в психическом развитии ребенка.

Анализируя деятельность дошкольных учреждений в адаптационный период, исследователи также утверждают, что в настоящее время родители и воспитатели уделяют мало внимания этой проблеме. Для родителей нормой является ежедневный утренний плач ребенка во время похода в садик.

А воспитатели, привыкшие к таким слезам, безучастно продолжают делать свою работу, согласно трудовому плану. Фактически они не только не готовы оказывать новичкам психологическую поддержку, но и зачастую не имеют навыков грамотного общения с родителями только поступивших детей.

Иногда создается ощущение, что воспитателей вполне могли бы заменить электронные роботы, автоматически выполняющие заданную им программу.

Длительность и характер адаптационного периода в детском саду

Необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален, и заранее угадать, как быстро и легко он привыкнет к садику, невозможно. Однако есть некоторые факторы, оказывающие влияние на длительность и характер адаптации ребенка в детском саду.

Возраст ребенка

Относительно спокойно привыкание протекает у детей 3-4 лет.

Обладая развитой речью и высокой познавательной активностью, они начинают строить первые избирательные взаимоотношения со сверстниками, руководствуясь личными симпатиями.

Их манят новые игрушки, неизведанные места – все то, что выходит за рамки семейного круга. Это в определенной степени сглаживает тяжесть адаптационного периода, отвлекает от переживаний из-за разлуки с семьей.

И, наоборот, дети до 3 лет очень тяжело привыкают к садику. Зачастую они испытывают неприятие к взрослым людям, отказываются полноценно принимать от них еду или помощь. Большие помещения с обилием детей и игрушек пугают ребенка.

Не успевая освоиться в одном месте, его уже ведут в другое. Горшок , полотенце, кровать – все для него незнакомо. Ребенок испытывает ужас, плачет и искренне не понимает, где его мама и почему она его здесь оставила.

И в этом «непонимании» он абсолютно одинок: никто не обнимет его, не вытрет слезы, не поцелует и не успокоит так, как мама.

Индивидуальные особенности детей

Застенчивые, робкие и замкнутые дети трудно и болезненно расстаются с мамой, намного дольше адаптируются к новым условиям и чаще других болеют. Общительные, веселые и легко идущие на контакт — наоборот, довольно быстро начинают чувствовать себя в саду, как дома.

Жизненный опыт малыша

Дети из большой семьи, либо те, кого родители часто брали в шумную компанию друзей или отправляли на неделю погостить у бабушки, с удовольствием контактируют с незнакомыми людьми в группе.

По реакциям взрослого они сразу понимают, что можно делать, а что – нет. Новая обстановка и множество разнообразных игрушек взывают восторг.

Дети, чей круг общения ограничен, адаптируются в садике тяжелее.

Психологи называют легкой адаптацию, которая наступила к 20-му дню пребывания ребенка в садике. Об адаптации средней тяжести говорят, когда поведение ребенка восстанавливается к 30-му дню. Тяжелой считается адаптация, которая продолжается 2-6 месяца и больше.

Этапы адаптации ребенка в детском саду и их характеристика

Период детсадовской адаптации условно разделяют на несколько этапов:

Подготовительный

Его необходимо начать примерно за 2 месяца до поступления в детский сад. На этом этапе у ребенка следует сформировать навыки самостоятельности – кушать ложкой за столом, одеваться и раздеваться, убирать игрушки, просить о помощи. Необходимо также отучить его от памперсов (или свести их применение к минимуму), пересмотреть способ засыпания.

Понять, насколько ваш малыш готов посещению детского сада, поможет наш тест «Готов ли ребенок к детскому саду?»

Основной

задача на этом этапе – создать положительный образ воспитателя. Родителям следует установить с воспитателем, который будет работать с их ребенком, доброжелательные отношения и рассказать ему про особенности своего чада. Таким образом, воспитателю будет легче выработать к нему нужный подход.

Заключительный

Ребенок приходит в садик на 2-3 часа в день, гуляет со сверстниками и знакомится с воспитателями. Постепенно его оставляют на дневной сон, а затем и на более длительное время. Считается, что период адаптации закончен, когда ребенок пребывает в хорошем настроении, хорошо кушает и общается с окружающими.

10 советов, которые помогут ребенку адаптироваться в детском саду

  • 1. Установите дома такой режим дня, как в детском саду. Неукоснительно соблюдайте его даже в выходные.
  • 2. Пересмотрите рацион питания, сделав его максимально приближенным к детсадовскому.
  • 3. Научите ребенка основам общения в песочнице, ходите с ним в гости, приглашайте друзей к себе.

  • 4. Перед первым посещением детского сада несколько раз прогуляйтесь туда с ребенком, понаблюдайте за детьми и воспитателями, увлекательно прокомментируйте то, что видите. Можно обратить внимание ребенка на то, что воспитатель играет с детьми в интересную игру, как дружно они построились парами и идут на обед.

  • 5. Играйте с детьми в «детский сад» дома. Пусть родители-зверушки водят своих детишек в детский сад к куклам-воспитателям. Покажите, как они умываются, кушают, играют, гуляют, спят, а вечером уходят домой.

    Благодаря сказочным историям у ребенка сформируется позитивное отношение к детскому саду, он будет знать, что его ожидает.

  • 6. Путь каждое утро ребенка будит любимая игрушка, которая «расскажет», какой сегодня будет замечательный и интересный день. Пусть он возьмет игрушку в садик, это поможет снизить уровень тревожности.

  • 7. Постарайтесь отдать ребенка в группу, где у него есть знакомые дети, с которыми он раньше играл.
  • 8. Выберите для ребенка удобную одежду, в которой он будет чувствовать себя свободно и раскованно.
  • 9.

    Уходя из сада, не устраивайте долгого прощания, обозначьте ребенку время вашего прихода (например, после сна или прогулки). Если ребенок очень трудно переживает расставание с мамой, пусть первое время его приведут в детский сад папа или бабушка.

  • 10.

    Вечером придите за ребенком в хорошем настроении, не показывая обеспокоенности. Говорите, как сильно за ним соскучились, интересуйтесь, как прошел день, хвалите за успехи.

Не забывайте также о том, что в семье должен быть создан спокойный климат, без конфликтов и нагрузки на нервную систему ребенка.

Препятствия на пути к детсадовской адаптации

Ни в коем случае нельзя:

  • Запугивать ребёнка детским садом и воспитателями – это может стать серьезным препятствием на пути его успешной адаптации. Забудьте фразы: «Вот пойдешь в садик, а там уж тебя воспитают!» или «Если не успокоишься, я отведу тебя назад в детский сад!». Нельзя формировать образ сада как места, где наказывают.
  • Ругать ребенка за то, что он плачет, когда расстается с родителями или слышит о необходимости идти в садик! Лучше еще раз напомните, что обязательно за ним придете.
  • Не сдерживать обещаний, данных ребенку. Нельзя говорить, что вы скоро придете, планируя оставить ребенка в саду на длительное время.
  • Обсуждать при ребенке то, что вас не устраивает в работе детского сада, плохо отзываться о воспитателях.
  • Без уважительных причин делать большие перерывы в посещении садика в период адаптации.
  • Очень трудно бывает детям, для которых поход в дошкольное учреждение стал неожиданностью. Это происходит тогда, когда родители не посчитали нужным заранее поговорить с ним об этом или по объективным причинам (например, маме срочно нужно выходить на работу).

Если ребенок не хочет ходить в сад спустя год и больше

Если в течение года и более адаптация к детскому саду не наступила, это говорит о наличии проблемы. Задача родителей – выяснить, в чем или в ком причина. Если она в ребенке, нужно поговорить с воспитателем, попросить уделять малышу чуть больше внимания. А может, другие дети дразнят и обижают? Пусть воспитатель защитит и подскажет ребенку, как себя лучше вести.

Бывает так, что причиной нежелания ребенка ходить в садик является личность воспитателя. Возможно, он так и не смог найти подход к малышу, или, еще хуже, позволяет себе запугивать, кричать или грубо высказываться в его адрес. Если причина в этом, следует рассмотреть вариант перехода в другую группу или садик.

Альтернатива детскому саду

Конечно, ребенка можно оставить дома и не отдавать в детский сад до самой школы. Ежедневно мама, бабушка или няня могут заниматься с ним, читать, рисовать, играть. Однако значительно труднее будет создать малышу условия для успешной социализации. Родители должны хорошо продумать, как предоставить ребенку возможность общаться с ровесниками и с другими взрослыми, помимо мамы и папы.

Не лишним будет отправить свое чадо в школу раннего развития, игровую группу, кружок или секцию – туда, где дети учатся общаться друг с другом, и вынуждены слушаться других взрослых. Не стоит забывать слова Льва Толстого о том, что счастье личности невозможно вне общества, как невозможна жизнь растения, которое выдернули из земли и бросили на бесплодный песок.

Процесс адаптации ребенка к детскому саду не всегда проходит гладко. Задача родителей поддержать ребенка в этот период, проявить всю свою любовь, терпение и понимание. Тогда очень скоро детский сад станет для малыша местом, где ему будет комфортно, уютно и весело!

Наталия Кононова для сайта Активная мама

Источник: http://active-mama.com/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.