Треугольник Карпмана. Преследователь. Спасатель. Жертва

Содержание

Драматический треугольник Карпмана: кто Вы – Жертва, Спасатель или Преследователь?

Треугольник Карпмана.  Преследователь. Спасатель. Жертва

Модель взаимодействия между людьми под названием Треугольник Карпмана описывает наиболее распространенные роли, которые люди занимают в жизненных ситуациях. Всего автор теории выделил три роли – жертва, спасатель и преследователь. В статье мы расскажем о признаках каждой роли, о том, как это сказывается на жизни человека и возможно ли покинуть драматический треугольник.

Роль Жертвы, Спасателя и Агрессора в драматическом треугольнике Карпмана

Жизнь является настолько непредсказуемой, что невозможно предугадать, в какой ситуации Вы выступите в той или иной роли. Также роли могут постоянно меняться, если отношения между людьми достаточно сложные. 

Роль жертвы

Жертва – это человек, который чувствует себя абсолютно несчастным, никому не нужным и совершенно беспомощным.

Тот, кто исполняет роль жертвы постоянно испытывает стыд и чувство вины, пытается как можно ярче демонстрировать свою неспособность справиться с трудностями.

Такой человек находится в постоянном ожидании помощи извне, чем бессознательно “призывает” Спасателя, а также считает себя недостойным любви, чем вызывает желание нанести себе вред, отправляя “запрос” Преследователю.

При этом, важно не путать настоящую жертву – человека, который пострадал в пожаре, пережил тяжелое горе и драматическую Жертву – человека, который успешно прикрывается своей воображаемой беспомощностью.

Поведение человека в роли Жертвы

  1. Женщина непрерывно жалуется на свою супружескую жизнь – муж стал холоден, не уделяет ей внимание, не дарит подарки и т.д. Она изливает душу подругам, которые выступают в роли Спасателей. При этом, из-за постоянных упреков сам муж может занять роль Преследователя (агрессора), что заставит Жертву еще больше укорениться в своей роли.

    Вместо того, чтобы постоянно жаловаться и изливать душу подругам, жена могла бы заняться саморазвитием – записаться на танцы, йогу, начать рисовать. Возможно муж взгляну бы на нее с совершенно другой стороны, а продуктивный искренний диалог укрепил результат.

  1. Человек жалуется всем вокруг, что ему не удается найти работу.

    Однако, он не предпринимает ровным счетом никаких мер для того чтобы повысить квалификацию и не желает устроиться на менее престижную должность, которая позволит получить больше опыта. Как результат – человек занимает позицию “никто не сможет оценить меня по достоинству”.

                                                                                                                                                      

Роль Спасателя

Драматического Спасателя от просто порядочного человека отличает то, что он помогает всегда, ведь уверен, что человек не способен справиться без его помощи. Спасатель рвется решить чужие проблемы, при этом полностью игнорируя собственные желание и потребности.

Существует 2 варианта – Спасатель может найти Жертву и выполнять ее постоянно растущие запросы, либо будет постоянно натыкаться на агрессию со стороны тех, кто не хотел его помощи.

Драматический Спасатель чувствует свое превосходство, но при этом считает, что может заслужить чью-то любовь лишь помогая и “спасая”. При этом такой человек безумно переживает что ошибется и его помощь больше не понадобится. 

Поведение человека в роли Спасателя

  1. Парень, который стремится решить все проблемы своей возлюбленной.
  1. Мать, решающая все проблемы своих детей, оберегая тех от “трудностей реального мира”.

К сожалению, такое поведение со стороны матери приводит лишь к тому, что ребенок не приспособлен к самостоятельным поступкам, что в будущем сказывается на отношениях с окружающими людьми, личной жизни и т.д.

  1. Жена алкоголика или азартного игрока – типичный пример человека в роли Спасателя. Такая женщина в собственных глазах выглядит словно героиня, которая преодолевает трудности и ее вполне устраивает этот образ. Упорно борясь с болезнью мужа она не осознает, что все усилия бессмысленны, пока алкоголик сам не захочет прекратить пить.                                                                                                                                    

Роль Преследователя (Агрессора)

В отношениях Жертва-Спасатель все идеально лишь на первых порах. Однако со временем запросы человека, находящегося в роли жертвы, продолжают расти, и он требует от Спасателя все больше усилий. На этом этапе происходит трансформация Жертвы в Агрессора, которым движут чувства собственной правоты и оскорбленного самолюбия.

Поведение человека в роли Агрессора

  1. Мать – “Спасатель”, которая всю жизнь жертвовала всем ради своих детей. Когда те становятся взрослыми и начинают жить самостоятельной жизнью в их сторону то и дело звучат обвинения в предательства со стороны матери.

  1. Человек, который пытается найти “крайнего”, того, кого можно обвинить в собственных неудачах. К примеру, когда он не может устроиться на работу в этом обязательно будут виноваты работодатели, которые просто не способны оценить всех его достоинств из-за своей ограниченности.

Драматический треугольник Карпмана стремится задействовать как можно большее количество участников. Люди в рамках одних отношений постоянно меняют свои роли в треугольнике. При этом, в таких отношениях отсутствует эмоциональная близость и искреннее проявление чувств.

Сначала люди друг друга обижают, причиняют боль, после страдают по очереди, а затем предпринимают попытки спасти разбитые отношения.

Как покинуть драматический треугольник Карпмана?

Шаг 1. Развивайте осознанность – следите за своими мыслями, чувствами и действиями. Это поможет понять, в каком из углов треугольника Вы находитесь в различных отношениях и какую роль Вы примеряете чаще всего.

Шаг 2. Поменяйте подход к отношениям. Это означает, что нужно заменить роли на

продуктивные – Жертву воспринимать как Ученика, Спасателя в роли Помощника (Тренера), а Агрессора в роли учителя.

Если Вы заметили, что часто выступаете в роли Жертвы – начинайте учиться. Когда человек лежит на диване и ничего не делает ему можно помочь лишь полежав рядом.

Чтобы избавить себя от роли Спасателя – перестаньте воспринимать всех как беспомощных и слабых. Не делайте все вместо человека, дайте ему возможность научиться это делать самому.

Выйти из роли Агрессора в треугольнике Карпмана возможно лишь если Вы сумеете принять окружающих людей такими, какие они есть и перестанете пытаться их менять.

Источник: https://estet-portal.com/statyi/dramaticheskij-treugolnik-karpmana-kto-vy-zhertva-spasatel-ili-presledovatel

Треугольник Карпмана — суть методики, применение в психологических практиках и примеры из жизни

Треугольник Карпмана.  Преследователь. Спасатель. Жертва

Наша жизнь ‒ череда взаимосвязанных ситуаций и взаимодействий. Психологами и психоаналитиками было приложено немало усилий, чтобы описать поведение уникального человека в универсальных теориях.

Каждый из нас неповторим, но психика ‒ это механизм, который, сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, работает по определенным схемам.

Среди них выделяют так называемый треугольник судьбы ‒ модель с романтическим названием и драматической сутью.

В психологию новое понятие пришло в 1968 году благодаря доктору медицины Стефану Карпману, ученику Эрика Берна, автора книги «Игры, в которые играют люди». Он был теоретиком и практиком трансакционного анализа, изучал поведенческие факторы, влияющие на взаимодействие индивидов.

Ученый описал одну из самых распространенных моделей взаимодействия, отражающую созависимость, развивающуюся по определенному сценарию. Он и был назван как «драматический треугольник Карпмана».

Модель часто используется в психотерапии и проявляется в бытовом, рабочем, повседневном общении.

Существует треугольник, каждая вершина – определенная роль, которую занимает человек в той или иной ситуации: спасатель, жертва, агрессор (иногда ее называют преследователем или тираном). Роли тесно связаны, дополняют друг друга.

Участвовать в психологической игре могут двое, трое, четверо и больше, но амплуа всегда три. Еще одна особенность заключается в том, что в разной среде у человека могут быть разные позиции в треугольнике. К примеру, на работе начальник, борец, а в семье спаситель.

Самым деструктивным образом модель проявляет себя при близких или семейных отношениях.

Суть взаимодействия внутри треугольника ‒ поиск виновных и переложение ответственности:

  • Практически всегда первой появляется жертва, которой отведена псевдодраматическая роль, это вечно обделенный страдалец.
  • Далее следует забавный факт: жертва выбирает преследователя, агрессора, который ее угнетает. Находит внешнюю мнимую причину страданий, затем ищет того, кто защитит и поможет – спасателя.
  • Как только герой найден, теория треугольника запускается, жертва начинает манипулировать. Причем преследователь зачастую не подозревает о том, что стал участником игры.
  • Такие отношения всегда деструктивны, в итоге все страдают, но никто не разрывает цепь, так как каждый преследует определенную выгоду.

Созависимые отношения

Участники общения, обвиняя других в личных проблемах, делегируют ответственность за собственные действия, получая при этом сильную эмоциональную подпитку. Такого рода самореализация рождает созависимые отношения с фиксацией на другом человеке. Это взаимодействие:

  1. основано на эмоциональной динамике, эгоизме;
  2. исключает рациональный контекст.

Драматический треугольник, или треугольник судьбы динамичен, в этом кроется опасность. К каждой роли ведет определенная цель, которую неосознанно преследует зависимый.

К примеру, самоутверждение, привлечение внимания, в том числе негативного, перекладывание ответственности, реализация неразрешенных внутренних состояний.

Роли тасуются на моменте появления спасателя, разобраться во взаимосвязях становится сложнее.

Пример переходов ролей, изменений, задач и мотивов действий схематично выглядит так:

  1. Истинный агрессор обвиняет жертву.
  2. Жертва считает виновным агрессора, получает законную, по ее мнению, возможность страдать, при этом ищет того, кто поможет.
  3. Спасатель, преследуя личную цель, спешит вмешаться.
  4. Жертве становится недостаточно стороннего внимания, стараний.
  5. Иссякающее стремление помочь вкупе с растущим требованием о помощи приводит к замене ролей: жертва становится агрессором (т.к. требует), бывший спасатель ‒ новой жертвой.
  6. Новый страдалец ищет сторонней помощи – как для себя, так и для старой жертвы. Причем спасатели для каждого будут разными.
  7. Старая жертва, она же агрессор по отношению к бывшему спасателю, тоже устремляется на поиски и обретает нового спасателя.
  8. Истинный агрессор зачастую не знает о произошедшей смене позиций.
  9. Новый спасатель восстает против истинного агрессора, тем самым выводя его в статус жертвы.

Это один из возможных вариантов развития событий. Может изменяться последовательность, но суть с мотивами остаются неизменными.

Треугольник замкнут, а роли переходят от участника к участнику, причем каждый примеряет несколько амплуа одновременно. События по модели могут происходить бесконечно, пока хоть кто-нибудь не выйдет из игры.

Каждый персонаж, как говорилось ранее, испытывает определенные чувства и эмоции, от которых зависим. Это причина, по которой начинается игра.

Данный персонаж характеризуется пассивным поведением, беспомощностью, слабостью, не видит возможности повлиять на свою проблему.

Действия отрешенные, слова и мысли носят такой характер: я не способен решить проблему, почему всегда я, моя ситуация безвыходная, со мной низко поступили. Основное желание ‒ снять с себя ответственность, стабилизировать самооценку.

Для оправдания своей несостоятельности необходим агрессор и спасатель. Причем оба по-разному будут обвинены в личных бедах.

Испытывает такие чувства:

  • вину;
  • беспомощность;
  • обиду;
  • безвыходность;
  • ненужность;
  • страх;
  • напряжение;
  • жалость к себе;
  • растерянность;
  • неправильность действий;
  • страдание;
  • необходимость в защите.

Преследователь

Персонаж агрессивен, склонен к обвинениям, действует в собственных интересах. Контролер, любимое занятие которого ‒ поиск недостатков у окружающих, критика.

Проявляется через мысли и фразы: все должно происходить по-моему, необходим контроль, за ошибки нужно наказывать. Тиран получает долю внимания, снимает с себя ответственность, обвиняя других, подходит к решениям с позиции силы, приказов.

Нападки на жертву совершает для самореализации. В игре ему необходим спасатель, который не даст жертву загубить.

Испытывает такие чувства:

  • агрессию;
  • азарт;
  • убежденность в правильности действий;
  • гнев;
  • раздражение;
  • чувство борьбы за справедливость;
  • желание совершить расплату;
  • самолюбование;
  • желание доминировать и подавлять;
  • ощущение власти;
  • нежелание идти на диалог.

Спасатель

Персонаж характеризуется пассивно-агрессивным поведением, результат его действий не решает проблему, а лишь вызывает недовольство. Считает, что должен помочь, без личного участия ситуация не разрешится. Получает выгоду от того, что решает чужую проблему вместо собственной. Жертва необходима для реализации себя, стабилизации самооценки, а агрессор – для предотвращения спасения жертвы.

Спасатель чувствует:

  • жалость;
  • уверенность;
  • превосходство;
  • невозможность отказать;
  • сострадание;
  • ответственность;
  • сопереживание;
  • желание совершить подвиг.

Выход из треугольника Карпмана

Отношения по принципу психологических игр ‒ замена настоящей близости между людьми, способ накопить негатив, застрять в неразрешенности проблем. Все эмоции внутри треугольника ‒ подмена истинных чувств и переживаний. Это как фальшивые деньги, похожие, но не настоящие. К тому же каждая роль требует энергии, постоянной подпитки, но не приносит желаемой самореализации.

Психологически зрелой, свободной от внутренних комплексов личностью манипулировать сложно. Она не даст втянуть себя в игру либо быстро покинет, не поддаваясь на провокации. Если проблема замечена, то разрешение ее ведется путем внутренней проработки переживаний, снятия с эмоциональных крючков. Прежде всего успех выхода из игры зависит от желания прекратить хождение по замкнутому кругу.

Выход из зависимостей начинается с оценки положения, принятия своего участия, понимания какой из углов был входящим: жертвы, спасателя или агрессора. Иногда это сложнее, чем хотелось бы. Можно не подозревать о причастности к игре.

Зачастую так бывает с агрессором, который всегда прав и все делает единственно верным способом. Остальные персонажи если и осознают свои роли, то свято верят, что ни при чем, их втянули случайно, против воли.

Главное – помнить, чем дольше находитесь внутри треугольника, тем прочнее увязаете в паутине взаимных манипуляций.

Как выйти из роли Жертвы

Являясь ключевым и самым психологически сложным персонажем, может выйти из треугольника, следуя рекомендациям:

  • Начать шаг за шагом принимать ответственность за себя, свою жизнь.
  • Забыть о возможности перекладывать ответственность и ждать спасения. Вместо этого искать собственные пути, решения, строить планы.
  • Искоренить привычку оправдываться, извиняться за предпринятые действия.
  • Развивать чувство любви к себе, осознать, что любая неудача ‒ это опыт.
  • На действия агрессивного провокатора реагировать равнодушно, спасателю отвечать отказом.

Из роли Спасателя

Психологический треугольник Карпмана останется для героя позади, если следовать простым действиям:

  • Не вмешиваться, если не поступало просьбы помочь, стать созерцателем.
  • Оставить переживания по поводу чужих эмоций, проявлять здравый скепсис.
  • Прежде чем дать обещание, оценить возможность выполнения.
  • Предложив помощь, не рассчитывать на вознаграждение, либо озвучивать свои пожелания.
  • Найти варианты самореализации, внутреннего удовлетворения, которые идут в обход вмешательства в чужую жизнь.
  • Если интуиция подсказывает, что помощь ‒ это внутреннее призвание, то реализовать себя там, где это действительно необходимо.

Рекомендации для Преследователя

Для выхода из игры агрессору следует придерживаться следующих правил:

  • Агрессия не должна быть беспочвенна, проверьте данный факт, прежде чем порождать конфликт.
  • Осознайте, что вам присущи ошибки так же, как и окружающим.
  • Ищите первопричину в личном поведении, а не в окружении.
  • Осознайте факт, что никто не обязан принимать ваши убеждения, точно также как не обязаны это делать вы.
  • Не примеряйте облик воспитателя, реализуйте себя иным способом.
  • Получите выгоду, мотивируя окружающих, исключив давление.

Примеры из жизни

Ситуации, которые можно вписать в драматический треугольник окружают со всех сторон. Возникнуть неразрешенность может:

  • между родственниками ‒ мужем, женой, детьми, бабушками и дедушками;
  • на работе ‒ между начальником и подчиненным или с привлечением третьих лиц;
  • при лечении зависимостей ‒ в процесс вовлекается зависимый, его родные и врач;
  • в личных связях ‒ любовный треугольник.

Классический пример ‒ семейные отношения. Роли распределены предельно просто: жена (жертва) находится под гнетом свекрови (преследователь), буфером между двумя персонажами будет муж (спасатель). Сын ругается с матерью по поводу вечных придирок к супруге, чем доводит ее до слез.

Жена внезапно становится на сторону свекрови, сетуя на неуважительное отношение сына к матери. Уязвленный муж, который из лучших побуждений помогал жене, переходит к наступательной позиции. Так спасатель становится преследователем, жертва ‒ спасателем, преследователь ‒ жертвой.

Пример, когда три роли распределены между двумя персонажами, наглядно описывают отношения пары. Муж (жертва) глушит проблемы и собственную вину за них в стакане.

Жена (преследователь) пилит, обвиняет в пьянстве, рассказывая, как тот не прав, но при каждом запое бросается лечить алкоголизм, отпаивать рассолом и помогать, трансформируясь в спасателя.

Напившись, муж может кочевать от жертвы к агрессору, а протрезвев быть спасателем, заглаживая вину за пьяный дебош.

Привлеченными к игре могут быть не только взрослые. Как пример, положение ребенка внутри семьи.

Есть два родителя, один из которых преследователь, выбирает метод кнута при воспитании, другой ‒ спасатель, приверженец балования. Ребенок в этой ситуации стоит на позиции жертвы, которой не по нраву строгие правила.

Поэтому он сталкивает преследователя со спасателем. Конфликт между родителями развивается, а ребенок, решив проблему, уходит в тень.

Рабочие отношения ‒ широкое поле возможностей для возникновения нездоровых взаимоотношений. Зачастую начальник берет на себя функцию агрессора, подчиненный ‒ жертвы, сотрудники или вышестоящее руководство ‒ спасателей.

К примеру, подчиненный отлынивает от работы, каждый раз придумывая отговорки. Начальник же прибегает к запугиванию, грозит лишить премий, сократить зарплату. Роли легко меняются, если подчиненному трудно найти замену.

Начальник будет заискивать перед ним, а подчиненный выдвигать завышенные требования.

Руководителю, чтобы не попасть в такую ситуацию, стоит грамотно распределить обязанности и ответственность, подписать подробный контракт с указанием всех нюансов, апеллировать к нему во время спорных ситуаций. Подчиненному наадо воспринимать нападки со стороны начальника спокойно, просить разъяснений, точной постановки реальных целей, сроков выполнения.

Отношения в паре эмоционально затратны, требуют больше сил, самодисциплины. Найти отдушину на стороне, где можно жаловаться, легче, проще, чем восполнять пробелы в отношениях. На этом моменте создается любовный треугольник, связь внутри которого ‒ еще одно наглядное представление модели Карпмана. Для понимания стоит рассмотреть пример, где зачинщик игры ‒ жертва.

Жена-преследователь выявляет измену мужа-жертвы, сыплет обвинениями в его сторону. Супруг – ее оппозиция, доказывает, что всему виной нехватка внимания, заботы со стороны жены. Поэтому он нашел любовницу (спасателя), которой жалуется на беды, находит утешение.

Любовница, стараясь спасти мужчину от нападок, предлагает развестись и законно жить вместе. Роли меняются.

Муж не желает уходить от законной жены, тем самым превращаясь в агрессора, любовница трансформируется в жертву, потому что не добилась цели, а жена ‒ становится спасателем и причиной остаться для мужа.

Источник: https://sovets.net/17774-treugolnik-karpmana.html

Треугольник Карпмана

Треугольник Карпмана.  Преследователь. Спасатель. Жертва

Треугольник судьбы, треугольник власти или треугольник Карпмана — это социальная и психологическая модель взаимодействия между людьми,  описанная Стивеном Карпманом (Stephen Karpman) в 1968 году.

Эта модель описывает три психологические роли: преследователь ( тиран ) — спасатель ( избавитель ) — жертва. Участвовать в треугольнике могут и двое, и трое, и пятеро, но вот ролей ровно три.

Для каждого представителя треугольника эта игра несет какие-то выгоды, что и является ее движущей силой и условием существования. 

Жертва — человек, которого кто-то преследует, давит на него и требует чего-то или человек, имеющий какие-то проблемы. Жертва считает, что Преследователь или обстоятельства – причина его неудач, его несостоятельности. Позиция Жертвы: «Я не в порядке (Я-), Ты в порядке (Вы+)» (я беспомощный и безнадежный; помогите мне). 

Никому не нравится быть слабым и беспомощным, но иногда приятно расслабиться и позволить другим позаботиться о себе. Это вполне можно сделать на короткое время, не включаясь в игру «Спасение».

Ощущать себя беспомощной Жертвой крайне неприятно, а когда ситуация усугубляется появлением Спасителя, становится еще хуже.

Не важно, насколько слабым ты себя чувствуешь, все равно хочется услышать, что ты не полностью бессилен. 

Любой человек раздражается, когда с ним обращаются как с беспомощным, особенно если он об этом не просил, а когда мы узнаем, что кто-то сделал для нас что-то, чего мы не хотели и о чем его не просили, мы чувствуем гнев и униженность. Именно поэтому Жертва рано или поздно перемещается в роль Тирана ( Преследователя ) по отношению к своему Спасителю.

Спасатель ( избавитель ) — наименее очевидная роль. В условиях треугольника судьбы, спасатель — это не тот, который помогает кому-то в чрезвычайной ситуации.

Это тот, кто имеет смешанный или скрытый мотив, который на самом деле эгоистично выгоден «тому, кто спасает». Спасатель имеет лежащий на поверхности мотив решения проблемы, и, кажется, прилагает большие усилия для её решения.

Однако он имеет и скрытый мотив к неразрешению ситуации, или к достижению успеха таким образом, который выгоден для него.

Например, он может испытывать чувство самоуважения, или ощущать статус «спасателя», или наслаждаться, видя, что от него кто-то зависит или кто-то ему доверяет. И будет казаться, что он действует из желания помочь, но на более глубоком уровне он играет с жертвой или самоутверждается за ее счет. 

Как сказал трансакционный аналитик Клод Штайнер:» …Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя ощущает; спасатель на самом деле не помогает, а преследователь не имеет обоснованных претензий.» Позиция Спасителя дополняет позицию Жертвы: «Я в порядке (Я+), Ты не в порядке(Вы-)» (ты беспомощный и безнадежный, тем не менее я попытаюсь тебе помочь). 

Чаще всего такое спасение не удается и спаситель легко перемещается в позицию тирана (преследователя).

Преследователь или тиран — человек который оказывает  давление, насаживает силой свой стиль действий, поведения, мыслей. Это проявляется тиранией вплоть до физических воздействий. Преследователь уверен, что Жертва является виновником  всех проблем.  И он не устает говорить об этом и самой Жертве и окружающим.

 Позиция Преследователя совпадает с позицией Спасителя: «Я в порядке (Я+), Ты не в порядке (Вы-)» (ты беспомощный и безнадежный, и это твоя вина). В данной игре Преследователь получает ощущение собственной важности и значительности. Он ставит себя выше, чем всех остальных.

Прибавляет себе уверенности в собственной непогрешимости и превосходстве.

Смена ролей в треугольнике судьбы. Примеры

Эти роли взаимозаменяемы, как и чувства, которые их сопровождают. В случае Жертвы — это чувство беспомощности и стыда, Спасителя — вины, а Преследователя — чувство гнева. Спасение обычно не удается и ведет к Преследованию. Хотя человек в разное время играет разные роли, у каждого есть своя любимая роль и сопровождающие ее чувства. 

Эрик Берн пишет, что каждый человек, играющий в определенную игру, может свободно переходить от одной роли к другой, и если, допустим, в одном раунде он играл Жертву, то в другом может стать Спасителем, а затем — Преследователем. 

Каждая из сторон имеет определенные выгоды из сложившейся ситуации, но со временем одного из участников треугольника это перестает устраивать и роли меняются. 

Играть в такие игры можно где угодно: в семье, на работе, в общении с друзьями или знакомыми и т. д. Пример, ребенок-мама-папа. Ребенок воспитывается в жестких условиях. В семье роли закреплены. Ребенок — Жертва, мать — Спаситель, отец — Тиран.

Отец оказывает моральное давление на ребенка, навязывая ему собственную систему ценностей, устраивает суровые расправы за мелкие проступки или непослушание. Мать «спасает» ребенка оказывая ему моральную поддержку когда отца нет рядом. Ребенок — Жертва.

Когда члены семьи меняются ролями, отец становится Жертвой матери — она преследует его за то, что он обижает детей; мать становится Жертвой детей — они пользуются ее добротой. Позже дети спасают мать, когда отец пытается побить ее, и т.д.

По мере того как дети растут, они накапливают раздражение за то, что из них делали Жертв, и начинают преследовать родителей. Чем сильнее родители преследовали и спасали своих детей, тем сильнее будет отдача.

.

Например, проходит время ребенок подрастает и ему это надоедает. Он начинает жить отдельно. Теперь мать(тиран) начинает упрекать отца(жертва), что из-за его вечных криков и давления их чадо ушло жить из дома, а ребенок, оказывая моральную поддержку одной из сторон конфликта начинает играть в спасение. Роли сменились. Проходит еще время.

Ребенок видит, что спасение не удается, скандалы родителей продолжаются, вечные жалобы матери и попытки примирить родителей начинают забирать у него слишком много сил и энергии. Он начинает упрекать ее в том, что она не может разобраться в своих проблемах сама.

Теперь уже ребенок — тиран, мать — Жертва, а отец становится спасителем, заступаясь за мать.

Иногда данные роли могут меняться и в течении одного дня по-несколько раз. Например, заботливая мать приготовила ужин и накрыла на стол.

Позвала домочадцев ужинать, но ее об этом никто не просил — муж досматривает любимую телепередачу, а сын почти прошел очередной уровень любимой компьютерной игры. Они вообще-то сами могут положить еду себе в тарелки, когда освободятся.

Но женщина навязала им свою заботу и стала Избавителем. Треугольник судьбы заработал. Ужин остывает, а никто к столу не идет.  

Избавитель (мать) становится Тираном: «Сколько можно звать?! Идите есть! ». Когда, явно недовольные от того, что их отвлекли, муж и сын соизволят прийти, Преследователь станет Жертвой и услышит о себе «много хорошего»: « Вечно ты не вовремя! Из-за тебя я пропустил самое интересное!».

Или вот еще примеры таких игр. Жена-муж-любовница. Жена упрекает мужа в каких-то его недостатках( тиран ), муж( жертва ) ищет утешения на стороне у любовницы( спаситель ). Проходит время и жена узнает об этой связи.

Теперь жена — Жертва, любовница, якобы разрушающая семью, — тиран, а муж, «вернувшийся в семью», — спаситель. И снова роли сменились.

Муж начинает упрекать любовницу, что она чуть не разбила его семью — тиран, любовница — жертва, а жена, сохранившая семью, — спаситель.

Таких примеров существует очень много:

  • Жена-муж-мать мужа;
  • Жена-муж-мать жены;
  • Мать-младший ребенок-старший ребенок;
  • Жена-муж-любовник (любовница);
  • Мать-ребенок-бабушка ребенка;
  • Мать-отец-ребенок;
  • Мать-ребенок-учительница;
  • Подруга-подруга-парень;
  • Подруга-подруга-подруга;
  • Пациент-врач-родственник пациента;
  • Коллега-коллега-коллега;
  • Коллега-коллега-начальник;

Чувства, которые испытывают Преследователь — Спасатель — Жертва

Преследователь — собственная правота, благородное возмущение и праведный гнев.

Желание наказать нарушителя, восстановить справедливость, уязвленное самолюбие; уверенность, что только он знает, как правильно; раздражение и злость на жертву и тем более на спасителей, которых воспринимает, как мешающий фактор (спасители ошибаются, ведь только он знает, как нужно  поступать!); азарт охоты, азарт погони…

Жертва — ощущение беспомощности, безвыходности, беспросветности, бессилия, принуждения, никчёмности, собственной неправильности, никому не нужности, запутанности и неясности ситуации, растерянности, своей неправоты, собственной слабости и немощности в решении какой-либо ситуации, обида, страх, неуверенность в себе.

Спаситель — Чувство жалости, чувство вины, желание помочь, облагодетельствовать весь мир. Чувство собственного превосходства над жертвой (над тем, кому хочет помочь), большую компетентность, большую силу, ум, больший доступ к ресурсам, «он больше знает про то, как нужно действовать». Снисхождения к тому, кому хочет помочь. Уверенность, что может помочь.

Ответственность ЗА другого Убеждённость, что он знает (или как минимум, может узнать), как именно это можно сделать. Невозможность отказать (неудобно отказать в помощи, или бросить человека без помощи).

Сострадание, острое щемящее чувство сопереживания (обратите внимание, это очень важный пункт: Спаситель ассоциируется с Жертвой! А значит, никак и никогда не сможет ей истинно помочь!)

Как выйти из треугольника Карпмана. 

Перестать «играть» в Спасителя и оказывать благодеяния, когда об этом не просят. Иначе станешь избавителем и практически неизбежно окажешься жертвой.  

Отрывок из книги Клода Штайнера «Сценарии жизни людей»:» Особенно неадекватно в нашем обществе представление о роли Спасителя. Щедрость, самоотдача, бессребреничество и даже сотрудничество как часть этого мифического образа поощряются.

Поощряется альтруистичное поведение даже с теми людьми, которые обманывают нас, с теми, кто ведет себя эгоистично и несправедливо.

Эта доктрина облегчает эксплуатацию рабочих и «маленьких людей» политиками и сверхбогатыми, так как требует от тех, кто «снизу», проявлять добрую волю, желание помочь, трудолюбие и другие качества, удобные для тех, кто «сверху».

Матери и жены особенно плохо понимают, насколько оскорбительным и ненужным бывает спасение. Им всегда внушали, что отказ от исполнения роли Спасителя губителен для Жертвы (на самом деле наоборот).

Спасение считается не вредоносным актом (каковым оно на самом деле является), а проявлением альтруизма, щедрости и желания помочь.

Причина такого положения дел — в том, что женщин приучают к роли бесплатной рабочей силы, которая предназначена для облегчения участи мужчин.

Женам алкоголиков часто бывает трудно принять, что их самопожертвование, готовность терпеть и все прощать не помогают их мужьям, а вредят им. Роль Спасителя «спасает» того, кто ее принял, от положения Жертвы и создает у него ощущение собственной значимости и силы, но это ее единственное преимущество. Свою значимость можно повысить, и став Преследователем, хотя эта роль поощряется меньше. «

.

Второе. Взять ответственность за свою жизнь на себя. Снять любые упреки и обвинения в адрес себя, близких людей и окружающего мира. Перестать жаловаться на жизнь даже самому себе. 

Более подробно о том, что такое сценарий жизни, как и когда он формируется, можно узнать прослушав семинар Михаила Ефимовича Литвака «Как узнать свой сценарий и выйти из него»

Как узнать свой сценарий и выйти из него. Семинар. 

Какое поведение нельзя поощрять. Что такое феномен идентификации и в чем он проявляется.

 Какая у нас судьба от рождения, формирование сценария жизни ребенка, признаки сценарного поведения, что делать для выхода из сценария, техника приобретения навыков, признаки психологически здорового человека.

 Как завоевать весь мир. До какого возраста человека можно считать ребенком. Признаки сценарного поведения. Что нужно делать для выхода из сценария. 

Отрывок из семинара Михаила Ефимовича Литвака «Как узнать свой сценарий и выйти из него»

Если статья понравилась и была полезна — подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

3 способа испортить жизнь своим детям.

Библиотека. Книги для скачивания.

Типы воспитания и жизненные сценарии.

Источник: http://xfresh.info/samorazvitie/162-treugolnik-sudby

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.