Стадии внутреннего роста человека как личности

Содержание

Формирование и развитие личности: процесс, факторы, условия, этапы

Стадии внутреннего роста человека как личности

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.

Детерминанты развития

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.

  • Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
  • Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.

Окружение

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:

  • культуру;
  • установки;
  • нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
  • устройство страны.

Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:

  • заботятся о социальном принятии или непринятии;
  • трудолюбивы и ответственны;
  • склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
  • не стремятся нарушать правила;
  • отличаются честолюбием;
  • склонны к чувству вины и беспокойству.

Ситуация

Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.

  • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
  • Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Основное условие формирования личности – деятельность:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье «Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции».

Процесс развития

Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее потребностей. То есть человек развивается как личность, когда:

  • протяженность действия потребностей увеличивается;
  • потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
  • потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).

Стадии развития личности

Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

  1. Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
  2. Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
  3. Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
  4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
  5. Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
  6. Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
  7. Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
  8. Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).

Концепция В. И. Слободчикова

Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

Оживление (до года)

Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс.

Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии».

Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.

Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

  • тело;
  • окружающие личностно значимые предметы;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.

Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

Жизненный путь

Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

  • Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
  • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.

Личностный рост

Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

  • Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
  • Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.

Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя».  Что подразумевает:

  • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
  • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.

Источник: https://psychologist.tips/800-formirovanie-i-razvitie-lichnosti-protsess-faktory-usloviya-etapy.html

Саморазвитие и личностный рост в жизни человека

Стадии внутреннего роста человека как личности

Желание жить лучше, иметь крепкую семью, финансовый достаток посещает каждого из нас. Для достижения целей необходимо развиваться, учиться, работать над собой. Данный путь нелегкий и предполагает прохождение нескольких стадий.

Главное двигаться вперед и каждый день осуществлять шаги, ведущие к достижению цели. К саморазвитию и личностному росту человек приходит с разными наработками и состоянием души. Поэтому работа над собой у каждой личности протекает индивидуально.

Разберемся, что дает саморазвитие, и какое влияние оказывает личностный рост на жизнь человека?

Немного теории

Существует утверждение, что саморазвитие и личностный рост – это одно и тоже. Действительно они идут рядом и ведут к единой цели.

Под саморазвитием понимают действия человека, которые он осуществляет без давления, вмешательства третьих лиц. Это сознательный процесс, направленный на достижение четких целей или убеждений.

                                                                                                           

Личностный рост – это понятие, используемое в психологии. Означает воспитание человеком определенных качеств и приобретение навыков, которые улучшают конкретные сферы жизни. Сюда относится социальная, финансовая, культурная и другие области. Основная задача личностного роста и саморазвития – это повышение потенциала человека и высокая результативность в выбранных сферах жизни.

Из этих двух понятий выплывает вывод. Действия осуществляются в конкретном направлении. Для достижения результата составляется план саморазвития. В него включаются действия, которые должен осуществить человек. Это чтение книг по саморазвитию, просмотр фильмов по личностному росту, прохождение тренингов.

Цели саморазвития и личностного роста

Сегодня найдутся скептики утверждающие, что саморазвитие – это бесполезная трата времени. Подобные мысли возникают у ленивых людей или личностей без цели. Они проживают жизнь на автомате.

Утром просыпаются, затем идут на работу, возвращаются, ужинают и засыпают под звук телевизора. Гораздо удобнее жить и ни о чем не задумываться. В таком случае не стоит жаловаться на финансовое положение, личные неудачи или отсутствие карьерного роста.

                                                                     

Саморазвитие и личностный рост помогают достичь таких целей:

Формирование осознанности. Начинается с выхода автоматической модели жизни. Когда человек начинает задавать себе вопросы, оценивать со стороны, делать выводы. Постепенно развивается осознанность. Человек принимает настоящее и корректирует его, а не живет прошлым или греется надеждами будущего.

Оказывая воздействия на определенные черты характера, личность развивается и приобретает новые навыки.
Соответствие текущему дню. Вторая цель выплывает из первой. Поиск информации приводит человека к изучению различных предметов, знаний, овладению новыми навыками. Современный ритм жизни стремительный, интересный и технологически сложный.

Чтобы соответствовать времени следите за изменениями, которые происходят в мире. Каждодневная работа позволяет человеку идти в ногу со временем. Такие навыки помогают быть востребованным специалистом на работе, хорошим собеседником.
Всестороннее развитие. Занимаясь личностным ростом, не сосредотачивайтесь на одной теме.

Узкая специализация делает человека ограниченным и скучным. Интересуйтесь всем понемногу. Для этого не обязательно затрачивать много времени. Вместо просмотра телевизора просмотрите рубрику новостей в мире культуры, науки, техники. Благодаря накопленным знаниям вы сможете завести разговор с незнакомым человеком и стать душой компании.

Всестороннее развитие помогает при трудоустройстве.                                                        

Люди, занимающиеся саморазвитием, достигают целей и понимают свое предназначение в жизни. Параллельно прокачивают другие сферы: здоровье, правильное питание, духовное наполнение. Личностный рост приводит к избавлению от вредных привычек, организованности, улучшению отношений с близкими людьми.

Саморазвитие и личностный рост в карьере

К современному сотруднику выдвигается множество требований. Основные качества – это стрессоустойчивость, умение адаптироваться под разные условия работы, правильный психологический настрой. При этом не каждый руководитель готов отправлять нового сотрудника на тренинги и обучения, подготавливая ценного кадра. Нужны работники, способные влиться в коллектив с первого дня.            

Чтобы выдержать конкуренцию при поиске работы, ищите информацию, развивайте навыки, посещайте профессиональные мероприятия и семинары. Личностный рост в карьере дает следующие результаты:

осознанный выбор профессии и представление о работе;быстрое и уверенное принятие решение;понимание, какие качества развивать для продвижения в карьере;конкурентоспособность, выгодные позиции при поиске работы на конкурсной основе;

умение правильно преподнести себя на собеседовании.

Саморазвитие предполагает изучение информации в конкретной области. Свежие знания помогают развивать экспертность. Человек приобретает сопутствующие навыки: умение планировать день и решать рабочие проблемы.

Саморазвитие в учебе

Каждый человек проходит через обязательное образование, развиваясь и получая определенные знания. После обучения в школе дорога ведет в высшие учебные заведения.

Здесь уже стоит проявить заинтересованность в выборе профессии и сфокусировать действия на углубленном изучении профильных предметов.

Получение диплома – это первый серьезный шаг на пути к личностному развитию.                    

Саморазвитие в учебе дает положительные плоды:

человек учится фокусироваться на занятиях;получает первые навыки по мотивации;участвует в процессе обучения, не плывет по течению, а делает осознанный выбор;

получает удовольствие от учебы и легко усваивает материал, поскольку обучается по собственному желанию.

В институтах уделяется внимание развитию скорости мышления (критического и аналитического). В результате процесс образования протекает плавно и интересно. Студент получает знания, которые умеет применять в различных жизненных ситуациях.

Личностный рост в приватной жизни

Отношения между мужчиной и женщиной требуют усилий. Развиваясь, человек получает новые знания о личной жизни и применяет их. Отношения становятся крепче и здоровее. Отлично, если вторая половинка интересуется саморазвитием. Поддержка близкого человека помогает достигать целей, формированию целостной личности.                                                                        

Личностный рост в приватной жизни приводит к таким результатам:

человек глубже понимает себя, близких людей;
проходит боязнь выстраивать романтические или дружеские отношения;человек раскрывается, легче идет на контакт, меньше конфликтует со второй половиной, поскольку приходит понимание поступкам;

саморазвитие открывает новые стороны близких людей.

У человека формируется понимание семьи, своей роли и обязанностей. Полученные знания помогают во время текущих отношений, плюс раскрывают пути дальнейших действий. Принимаются сложные решения: расторжение брака, поиск нового партнера и другие.

Этапы саморазвития и личностного роста

Банальное любопытство, чтение книг и просмотр мотивирующих фильмов не приведут к результату. Чтобы состоялись перемены в жизни, придется потрудиться. Для этого пройдите обязательные этапы саморазвития и личностного роста:

Принятие нынешней ситуации. Проанализируйте, что вы имеете на сегодняшний день, что не устраивает, какие знания планируете получить.Желание действовать. Нарисуйте портрет нового человека, каким вы хотите стать. Опишите сильные и слабые стороны.

Поставьте конкретную цель, чего желаете достигнуть.

Внедрение. Чтобы прийти к своей цели делайте ежедневно небольшие шажки. Верьте в успех, повторяйте, что все получится, и вы достигните результата.

                                           

Ответственность. Будьте готовы к тернистому пути. Достижения и ошибки полностью принадлежат вам. Не перекладывайте ответственность за неудачи на третьих лиц. Анализ ошибок и осознание неверных действий – это доказательство саморазвития.

Личностный рост – это путь, который имеет начало, но не имеет конца. Начав развиваться, вы приобретете гармонию души и тела. Сможете разбираться в людях, выстроите гармоничные отношения с окружающими. Сделайте шаг навстречу себе, жизнь станет интересней и насыщенней.

Источник: https://sunmag.me/sovety/21-01-2014-samorazvitie-i-lichnostnyj-rost-v-zhizni-cheloveka.html

4 стадии саморазвития личности

Стадии внутреннего роста человека как личности

Саморазвитие личности (личностный рост) можно представить как развитие могучего дерева где-то внутри человека. Так же, как и в природе, это внутреннее дерево не может стать сильным за одну секунду по повелению волшебной палочки.

Более того, рост вообще нельзя подтолкнуть. Его можно только подпитать и ускорить.

Правильная скорость –
это когда ты попадаешь в пункт назначения

(Ричард Бах)

Любой процесс требует времени, чтобы развернуться.

Что такое
саморазвитие личности

Саморазвитие – это сложный триединый процесс, что происходит в сознании человека. Он объединяет в себе три отдельных процесса:

В процессе ПОЗНАНИЯ человек познает то, что ему нужно знать для чего-то (нужные данные), или что ему надо изменить в себе (приобрести какие-то качества, привычки). Познание происходит при обдумывании книг, фильмов или каких-то ранее полученных данных.

В процессе ДЕЙСТВИЯ человек вырабатывает новые привычки, устраняет привычки ненужные и вредные, овладевает искусством изменения себя. Т.о.

при действии его знания интегрируются в его жизнь, обогащая его самым ценным – личным опытом. Самое главное при этом ни пробовать, ни пытаться, а просто действовать.

Надо получать свои шишки, пройти через свои ошибки, осознать их и получить на их основе свой личный опыт.

Процесс БЫТИЯ означает одно – умение быть Здесь и Сейчас, в настоящем моменте. Только это сможет обеспечить максимальную фокусировку и может реально ускорить твой личностный рост.

Четыре стадии
самосовершенствования

Можно выделить четыре основных стадии, через которые проходит личность в процессе своего роста. Каждый человек обязательно находится на одной из них. А вот будет ли он двигаться дальше или нет, это уже зависит от того, работает ли он над собой или нет.

Стадия 1.
Неосознанная некомпетентность

На этой стадии человек НЕ ЗНАЕТ, что он не знает. Долгое время большинство людей всю свою жизнь так и оставались на этой стадии. Просвещенные умы называли такое состояние “сном наяву”. Платон сравнивал его с проживанием в пещере (пещера Платона).

И если провести аналогию с природой, то эта стадия — время зимовки зерна в почве.

Это важная стадия. Многие века человеческие души созревали здесь. Но сейчас пришло другое время и остаться на этом уровне означает лишь одно – остановить свое личностное развитие.

Стадия 2.
Осознанная некомпетентность

Это стадия, на которой человек “просыпается”, открывает глаза и начинает осознавать себя. Теперь он ЗНАЕТ, что ничего не знает.

На эту стадию переходит тот человек, что берет на себя ответственность за свою жизнь. Осознание напускает внутри него два процесса:

    • Поиск ответов на поставленные вопросы.
    • Усиленная работа по познанию себя.

Путем усиленного познания и целенаправленных действий человек начинает развиваться. Он подобен молодому ростку, который пробудился от спячки в земле и жадно тянется вверх.

Стадия 3.
Осознанная компетентность

Действуя и приобретая новые знания, человек изменяет себя и развивается. Он приходит к осознанию себя и своих знаний. Он действует и результатами подтверждает, что возможно построить новую жизнь. Он ПОРАЖЕН богатством знаний, что стали ему доступны.

В природе это соответствует тому моменту, когда дерево вытянулось, окрепло, набрало силу. Это состояние – отражение восторга жизни и восхищение открывающимися возможностями.

Это состояние хозяина жизни, который постепенно и целенаправленно улучшает ее. Единственно, что не дает покоя на этой стадии – это постоянное ощущение чего-то, чего тебе не хватает. Человек начинает понимать, что, хотя он и достиг знания, как строить свою жизнь, но все же его жизнь далека от совершенства. Он буквально фонтанирует желаниями и стремится достичь все новые вершины.

Стадия 4.
Неосознанная компетентность

Это период чистого Бытия, когда человеку уже не нужно искать каких-то знаний, кому-то что-то доказывать. Он тесно связан с информационным полем Земли и знает, что все, что ему нужно, всегда придет само.

На этой стадии человек уже в абсолютной гармонии с собой и с Миром и в состоянии полного умиротворения.

А теперь я предлагаю вам посмотреть на свою жизнь и определить, на какой стадии сейчас находитесь вы. А потом сделать вывод, хотите ли двигаться дальше, видите ли вы перед собой перспективы своего дальнейшего самосовершенствования. И если ваш ответ ДА, то вы уже прямо сейчас можете составить свою личную программу для самосовершенствования.

Источник: https://siellon.com/4-stadii-samorazvitiya-lichnosti/

Развитие и рост личности — в психологии, процесс, теории, методики

Стадии внутреннего роста человека как личности

Так называемый личностный рост – это совокупность всех процессов самосовершенствования любого индивида, которые направлены на воплощение в нем того человека и идеала, к которому стремится его собственно «Я».

Говоря иными словами, развитие и рост личности – это стремление к своему идеальному образу. Все сопутствующие этому движению факторы, комфортные для развития условия, которые делают приближение к цели максимально активным, также называются личностным ростом.

Совершенствование представляет собой наиболее значимый смысл жизни и деятельности любого человека. Как процесс, развитие делает возможными какие-то определенные изменения в своем характере, опыте, навыках и умениях. Совершенно понятно, что личностный рост у каждого субъекта является уникальным и неповторимым, так как представление об идеальном «Я» у каждого индивидуума свое.

Личностный рост в психологии

Саморазвитие в качестве инструмента личностного роста заключается в постоянном и непрерывном повышении субъектом собственного потенциала. Потенциалом при этом принято считать определенную систему личностных характеристик и ценностей индивидуума.

То есть, речь идет о конкретном наборе индивидуальных способностей человека сохранять определенные внутренние ценностей, содержать свою мотивацию и целеустремленность в соответствии друг с дружкой.

Потенциал – это тот показатель, который дает возможность принимать определенные решения и не только регулировать свою деятельность самостоятельно, но исходить при этом из личных критериев возможностей ее применения.

В первую очередь рост личности подразумевает победу над определенными качествами своей индивидуальности, которые рассматриваются как «слабости». Это может быть определенный страх, фобия, комплекс, нерешительность… Все то, что представляет собой преграду на пути к достижению и формированию «Я» идеального.

Личностный рост в психологии рассматривается как самостоятельное развитие индивидуума, целью которого является потребность стать лучше, чем в настоящее время. При этом стоит отметить, что данный процесс является своеобразным эмоциональным трудом, задающим постоянный темп работы индивидуума над самим собой.

Конечно, эффективность развития и роста личности во многом зависит от собственных усилий индивидуума.

Однако, одних только этих усилий недостаточно, так как требуется еще доброжелательная атмосфера вокруг индивидуума, который задается определенной целью.

Внешние факторы, а также настроение и оценка окружающих, могут подавить мотивацию и целеустремленность субъекта к формированию идеального «Я», буду настроенными критично в отношении его идеалов.

Человек, который ставит перед собой целью увеличение своего потенциала, стремится не только к обычному общению и контакту с окружающими его людьми, а всячески добивается совместного взаимодействия.

В общении с окружающими такой субъект становится достаточно открытым, выражает непринужденность и раскованность.

При этом он также не утрачивает взгляда на реальность, демонстрирует активные позиции и гибкость в разрешении возникающих проблем или конфликтов.

перейти наверх

Теории личностного роста

В настоящее время существуют различные теории личностного роста. Все они рассматривают не только процесс развития и формирования «Я» идеального, но также влияющие на него факторы и различные предпосылки.

К примеру, существует теория, в основе которой лежит «бихевиоризм». Она рассматривает концепцию того, что изначально у всех людей наблюдается одинаковый потенциал с момента рождения. Это сводит на «нет» определение врожденных талантов и уникальности, а все наблюдаемые индивидуальные черты зависят от того, в каких условиях развивался субъект.

Также отмечают экзистенциональную теорию, заключающуюся в том, что любой рост личностных характеристик субъекта основывается на процессе самопознания. Как результат – индивидуум достигает определенной внутренней гармонии, посредством которой меняются его взгляды на мир и свое поведение.

Тем не менее, наиболее популярной в настоящее время является теория «неизбежного позитива». Она базируется на постулате о том, что каждый субъект изначально наполнен бесконечным потенциалом. Из-за такого количества потенциал буквально рвется наружу, однако его реализация возможна только при наличии определенных факторов и условий.

При этом нет разницы, являются ли эти события положительными или отрицательными. Название теории подразумевает тот факт, что с ее точки зрения позитивные изменения в личности происходят при любых условиях и событиях.

перейти наверх

Процесс саморазвития

Саморазвитие представляет собой самостоятельный процесс, который всегда осуществляется в каждом человеке.

Оно делает возможным формирование адекватной самооценки субъекта, которая позволяет принимать верные решения в случае столкновения с определенной жизненной преградой.

Процесс саморазвития – это анализ самого себя, создание новых стратегий для достижения индивидуальных целей и выполнение всех требований, нужных для их воплощения в жизнь.

Саморазвитие и личностный рост неразрывно связаны между собою, представляя главный смысл жизни каждого индивидуума. Только благодаря этим двум процессам, человек совершает некоторое развитие, переходит на новый виток. Если они не осуществляются по каким-либо причинам, происходит обратный процесс, именуемый деградацией.

По сути, самопознание и саморазвитие осуществляется индивидуумом на протяжении всей его жизни с момента формирования понятия личного «Я». По мере протекания этих двух процессов.

С личностью происходят некоторые изменения, которые заключаются в расширении его кругозора, мышления, навыков.

Постепенно формируется понимание, что саморазвитие представляет собой бесконечный уникальный процесс, который не только позволяет видеть мир и происходящее в нем целиком, а не в частности. Он делает жизнь интересней и насыщенней.

перейти наверх

Методики личностного роста

Конечно же, первым делом на путь к саморазвитию толкает осознание и принятие того факта, что текущее положение дел и состояние субъекта не устраивает его самого. Отмечается колоссальное отличие «Я» реального от «Я» идеального и появляется желание изменить себя. Так какие методики личностного роста позволят добиться приближения к своему идеальному образу?

Среди всех доступных методов зачастую отмечают ознакомление со специализированной литературой или видеоматериалами. Несмотря на некоторую «банальность» способа, он является достаточно эффективным.

В настоящее время специалистами создано большое множество обучающих материалов, которые могут представлять собой постоянное целенаправленное воздействие на мотивацию личности.

А ведь это лежит в основе успешной работы над самим собой.

Если самостоятельного обучения недостаточно, рекомендуется посещать специализированные тренинги и курсы, проводимые в вашем городе.

Такой метод может быть достаточно эффективным, однако, не стоит забывать о его главной отрицательной черте: коллективные занятия лишены специфической индивидуальности подхода, которая очень важна в данном случае.

Исходя из этого, можно отметить, что наиболее оптимальным вариантом представляются индивидуальные занятия со специалистом – психологом или психотерапевтом.

Не стоит забывать, что любой этап жизненного роста базируется на конкретной цели. Говоря иными словами, правильно поставленная и четко видимая цель является одним из решающих факторов для движения вперед.

Существующие методики и даже индивидуальные занятия представляют вам стандартные модели развития личности.

Необходимо понимать, что они эффективны лишь на первых этапах, а дальнейшее саморазвитие возможно лишь в условиях сочетания их с вашими личными идеями и стремлениями.

Источник: http://PsyTheater.com/razvitie-i-rost-lichnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.