Спортивный психолог о спортивной психологии

Содержание

Спортивный психолог: кто это и зачем?

Спортивный психолог о спортивной психологии

В последнее время на соревнованиях любого уровня решающим фактором в борьбе за места становится стрессоустойчивость спортсмена.

Особенно ярко это было заметно во время трансляции c соревнований фигуристов на Олимпиаде в Турине, из уст комментаторов неоднократно приходилось слышать: «не справился с нервами», «сильнейшее нервное напряжение», «слишком велика оказалась психологическая нагрузка» и т.п.

Эти обрывочные фразы хорошо иллюстрируют все возрастающую значимость психологической подготовки фигуристов, как в тренировочном, так и в соревновательном процессах. Чем выше класс спортсмена, чем ответственнее старт, чем опытнее соперники, тем более высоким должен быть уровень физической и психологической подготовки атлета к ведению публичной соревновательной борьбы.

Можно хорошо стоять на коньках, можно быть смелым, решительным и ответственным спортсменом, но при этом быть аутсайдером в соревнованиях, проигрывая психологически более грамотным и стрессоустойчивым соперникам. Наиболее обострена эта проблема в фигурном катании. Требования к психическим свойствам личности спортсмена здесь весьма противоречивы.

От фигуриста требуется одновременно продемонстрировать высокую точность движений в сочетании с выразительностью, эмоциональностью своего выступления. Отсюда — высокие психические нагрузки, которые усиливаются еще и особенностями соревнований: субъективной оценкой, высокой ценой срыва элемента, невозможностью непосредственно влиять на выступление соперников.

Этим определяются высокие требования к психической саморегуляции спортсменов в данном виде спорта.

Тем не менее, невзирая на вышесказанные доводы, тренеры с опаской относятся к идее сотрудничества с психологом. По разным причинам: одни не признают психологию как науку, другие разочаровались, приобретя негативный опыт после работы с «околопсихологами» (экстрасенсами, ясновидящими). А большинство тренеров считают, что справятся с проблемой сами.

Тренер-психолог – возможно ли?

Может ли тренер выполнять функции психолога? Иногда может. С повседневными психологическими проблемами опытный тренер справится без труда, но нельзя объять необъятное — решение более сложных вопросов следует доверить специалисту, психологу.

Проблема не столько в недостатке специальных знаний, порой их может заменить накопленный многолетней работой опыт, сколько в сущности той роли, которую тренер играет в жизни спортсмена.

Психическое состояние фигуриста в период подготовки к соревнованиям и непосредственно во время выступления особенно неустойчиво и уязвимо, поскольку человек находится в условиях стресса.

Но нельзя не учитывать, что выпадающая на долю тренера эмоциональная нагрузка в это время ничуть не меньше, чем у его подопечного,а для того чтоб эффективно воздействовать на психику спортсмена, необходима атмосфера полного доверия и взаимопонимания. Нередко решение поставленных перед тренером задач требует авторитарного давления.

И порой достаточно одного неосторожного слова, чтобы та тонкая и «выстраданная» ниточка доверия оборвалась. В этой ситуации спортсмену трудно удержаться на пике своей формы без квалифицированного психологического сопровождения.

Причем стоит отметить, что взаимодействие тренера со спортивным психологом ни в коем случае не ослабляет авторитет тренера. Скорее психолог освобождает тренера от несвойственной ему работы, навязанной традицией и обстоятельствами.

Самолечение – не панацея

Каждому фигуристу знакомо ощущение когда, покидая лед, остается чувство горечи оттого, что проиграл, когда был хорошо подготовлен и мог бы добиться успеха, не справился с волнением, «перегорел». Или же преследует чувство неуверенности, страх какого-то элемента после перенесенной травмы.

А может, снизилась мотивация вплоть до отсутствия желания продолжать занятия спортом. Спорт по своей природе конкурентен и жесток, и проигрывают конкуренцию не только по причине физической слабости, но и психологической. Все спортсмены могут стать жертвами психологических ошибок и недостатков.

В любом виде спорта успех или неудача атлета являются результатом сочетания физических (сила, скорость, координация) и психических (уверенность, стрессоустойчивость, концентрация) способностей. Причем, порой психические и эмоциональные компоненты могут превосходить физические и технические.

Американские исследователи в области спортивной психологии утверждают, что спорт, по меньшей мере, на 50% психологическое явление, а такие виды как гольф, теннис и фигурное катание на все 80%.

Чаще всего случается так, что спортсмены пытаются корректировать плохое выполнение какого-нибудь элемента во время проката программы, уделяя ему больше внимания на тренировках, увеличивая количество попыток. Однако причина неуспеха может скрываться в отсутствии не физических, а психологических навыков.

Возможно, для более успешного воплощения во время соревнований приобретенных физических и технических навыков одному спортсмену требуется научиться расслабляться, в то же время другому необходимо развивать умение концентрироваться, а третьему – повысить мотивацию. Разобраться в том, как повысить результативность каждого конкретного спортсмена может помочь спортивный психолог.

Детско-родительские отношения

Важная особенность фигурного катания как вида спорта – ранний старт спортивной карьеры, обусловленный необходимостью овладеть большим арсеналом технически сложных элементов.

Из этого следует, что юного спортсмена буквально «за руку приводят» в фигурное катание, что, скорее всего, является отражением желаний его родителей, часто принимающих излишне активное участие в спортивной карьере ребенка и в дальнейшем.

Тренировочный процесс сам по себе является достаточно сильным стрессором, а когда мама или папа, желающие видеть свое чадо чемпионом, вместо поддержки, критикуют его и требуют большего, давление на еще не сформированную психику ребенка усиливается.

Таким образом, для юного спортсмена усиливается значимость побед и в его «неокрепшем» сознании складывается представление о том, что без побед он – никто, «меня любят только тогда, когда я успешен», «я не достаточно хорош для своих родителей».

Отсюда и берется неуверенность в себе, боязнь не оправдать ожидания родителей, и как следствие, дрожь в коленях и страх выступлений – именно это и служит наиболее частым поводом для обращения к психологу. К сожалению, все это последствия подобных отношений в семье. То, что на первый взгляд кажется проблемой ребенка, на самом деле оказывается проблемой родителя. И в таком случае психолог должен работать со всей семьей.

Пара – минимальная команда

В парных видах фигурного катания помимо всех прочих сложностей, с которыми сталкиваются представители одиночного катания, добавляется еще один немаловажный стрессор – конфликты внутри пары. Не секрет, что прочные отношения в паре являются залогом успешной спортивной карьеры.

К сожалению, конфликты неизбежны, поскольку на пути к взаимопониманию и «скатанности» двум спортсменам необходимо преодолеть множество препятствий, коими могут быть различные мировоззрения, ожидания по отношению к своим партнерам, распределение ролей в паре и т.д.

Если конфликт касается технических аспектов или особенностей тренировочного процесса, то кроме тренера, здесь помощников нет. Но, в случае, когда конфликт личностный, затрагивающий взаимоотношения фигуристов, то кроме как к спортивному психологу, ни к кому более обращаться не следует.

Поскольку тут необходим специалист, не имеющий субъективного взгляда на сложившуюся ситуацию и дающий рекомендации руководствуясь профессиональными знаниями.

С какими же еще психологическими проблемами приходится сталкиваться тренерам и самим фигуристам?

«Минус-старт», когда при полной физической готовности – неудачное выступление. Причиной этого часто встречающегося явления могут быть неумение управлять собственным психоэмоциональным состоянием, социофобия (страх публичных выступлений), неуверенность в себе или же особенности упомянутых выше детско-родительских отношений.

Снижение мотивации, на которую могут влиять как личностные, так и ситуационные факторы. К ситуационным можно отнести условия, в которых пребывает спортсмен: напряженные отношение в группе, конфликт с тренером, стагнация результатов. Среди личностных факторов, которые могут снижать мотивацию можно назвать: страх неудачи, перетренированность, неуверенность в себе.

Травмы. В настоящее время не для кого не секрет, что тело и психика тесно взаимосвязаны. Большинство спортсменов сталкивались с ситуацией, когда после полученной травмы начинает преследовать страх, неуверенность перед элементом, во время выполнения которого эта травма была получена. Вместе с тем психологические факторы могут являться причиной травм.

В этом случае потенциально стрессовая ситуация (соревнование, тренировка, плохое выступление) может способствовать травмированию в зависимости от того насколько «угрожающей» спортсмен считает данную ситуацию. Ощущение «угрозы» ведет к повышению уровня тревожности, что, в свою очередь, вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания и мышечном напряжении.

Все это повышает вероятность получения травмы. Личностные проблемы, т.е. проблемы, не относящиеся к тренировочному или соревновательному процессу, но, тем не менее, являются значимыми для самого спортсмена. Это могут быть конфликты в семье, неразделенная любовь, сложности в учебе и т.д.

Об этом нельзя забывать, поскольку рост спортивных результатов возможен только при эффективной личностной самореализации. Конечно, каждая из вкратце обрисованных проблемных ситуаций требует более детального рассмотрения.

А в завершение еще раз хочется отметить, что, к сожалению, психологический аспект подготовки спортсмена до сих пор является мало затрагиваемым, а, зачастую, и вовсе игнорируемым. Но именно он является тем самым ценным ресурсом, грамотное использование которого может облегчить поиск решения стоящих перед спортсменом и тренером задач.

Следует подчеркнуть, что речь идет не о выдвижении психологической составляющей подготовки на ведущие позиции в противовес физической или технической. Но факты говорят сами за себя — знания об индивидуальных психологических особенностях спортсмена способствуют повышению результативности его выступлений и эффективности работы тренера.

Источник: https://gestalt-psy.com/index.php/articles/psikhologiya-sporta/131-sportivnyj-psikholog-kto-eto-i-zachem

Психология спорта

Спортивный психолог о спортивной психологии

Психология спорта – это наука, занимающаяся изучением людей и особенностями их поведения в спортивной деятельности.

Спортивные психологи занимаются изучением поведения людей, проведением исследований, консультированием, обучением, разрабатывают принципы и рекомендации, которые способствуют развитию спортивной деятельности.

Психологи клиницисты в области спорта занимаются профилактикой и коррекцией эмоциональных расстройств, расстройств питания и злоупотребления лекарственных препаратов.

Педагоги в спортивной психологии занимаются развитием коммуникабельности, уверенности и т.д.

Большинство исследователей занимаются целями:

Изучение воздействия психологического фактора на физическую активность

Изучение влияния занятий спортом на физическое и психическое развитие

Подходы к изучению явлений:

Бихевиористический – осн. Психофактор, влияющий на результат спортивной деятельности является поощрение и наказание.

Психофизиологические – осн. Фактор это работа головного мозга, кот. Влияет на двигательную активность.

Когнитивно-бихевиористические – развитие интеллекта связано с развитием спортивной деятельности.

Используется в основном третий подход.

Психология спорта возникла в 1900г. 27 тыс. чел. работает в этой области в 61 стране мира. Большинство специалистов работают в США и Европе, возросло их количество в Латинской Америке, Азии. В Германии и России стала развиваться с 1925г.

Личность в спортивной деятельности

Выделяют 3 подхода к изучению личности

1. Основан на предположении, что осн. структурные единицы личности – это ее особенности, кот. являются относительно стабильными и постоянным. Знание характерных особенностей личности не всегда позволяет прогнозировать ее поведение в определенной ситуации.

2. Ситуационный – противоположен первому подходу. Воздействие окр. среды и подкрепление для усиления обуславливают модель поведения.

3. Взаимосвязанный подход – согласно этому, ситуация и человек это 2 переменные, кот. совместно обуславливают поведение человека. Чтобы понять поведение человека нужно понять его характерные особенности и конкретную ситуацию.

Оценка личности

Тест САН (самочувствие, активность, настроение), шкала тревожности Спилберга, исслед. темперамента Айзенка, шкалы самооценки, уверенности и др.

Специальные тесты выглядят как опросники и шкалы. Проективные методики не используются. Используются тесты на познавательные способности.

Физические нагрузки и личность

Развитие личности и физические нагрузки взаимосвязаны. Есть взаимосвязь и между типами поведенческих реакций А и В и физической нагрузкой.

Тип А – «здесь и теперь» – характеризуется очень сильным чувством срочности, избытком соревновательного побуждения, легко возникающим враждебным отношением. Люди импульсивные, агрессивные. У них часто встречаются сердечно-сосудистые заболевания.

Тип В – «там и тогда».

Проводились 12недельные дыхательные тренировки, у людей снизилась реакция на враждебность, агрессивность, т.о. снимался психический стресс, личность стабилизировалась и принимала некоторые характеристики противоположного типа. Это говорит о том, что изменение структуры поведения типа А с помощью нагрузок может положительно влиять на состояние здоровья.

Мотивация

Мотивацию можно определить как направление и интенсивность усилия человека. Направление усилия означает, что человек ищет определенные ситуации или стремиться к ним, или что определенные ситуации привлекают его.

Интенсивность усилия – характеризует степень усилий приложенных человеком в определенной ситуации.

Проблема: недостаточно четкое определение мотивации: нечеткое определение понятия мотивация; исследователь не всегда знает, как взаимодействуют спортсмены, из-за этого между ними нет взаимопонимания.

Различное понимание мотивации

Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, мотивация достижения в форме соревновательного стресса.

Выделяют столько видов мотивации, что понятие самомотивация становиться более ясным.

Ориентация, основанная на характерных особенностях – мотивация основывается на личностных особенностях, т.е. мотивация определяется главным образом самой личностью, ее особенностями.

Ориентация, обусловленная ситуацией.

Комбинированная мотивация. Согласно ей мотивация не является следствием таких индивидуальных характеристик, как особенности личности, потребности, интерес, цели или только таких ситуационных факторов, как стиль тренера. Сущность мотивации можно понять только на основе взаимодействия 2-х этих факторов: мотивация, особенности личности.

5 рекомендаций по созданию мотивации:

1. Мотивация происходит как за счет ситуационных факторов, так и за счет характерных особенностей личности.

4. Следует учитывать существующие множество мотивов: повышение мастерства, достижение успеха, ощущение возбуждения.

5. Следует изменить окружающие условия, чтобы повысить мотивацию.

6. Влияние руководителя на мотивацию.

7. Изменение нежелательных мотивов посредством поведения.

Мотивация достижения

Это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении.

В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью.

Мартенс определил соревновательность как поведение достижения в соревновательном контексте, где соревновательная оценка является ключевым компонентом.

Соперничество и сотрудничество

Соперничество представляет собой процесс, охватывающий ряд явлений и этапов.

Этапы:

Объективная соревновательная ситуация включает в себя стандарт для сравнения по меньшей мере еще одного человека. Результат спортсмена сравнивают со стандартом в присутствии хотя бы еще одного человека, которому известен критерий сравнения.

Субъективная соревновательная ситуация. Независимо от того находятся ли люди в объективной соревновательной ситуации, поскольку ищут ее или потому, что вынудили к этому обстоятельству, они должны каким-то образом ее оценить. При этом большую роль играют личностные атрибуции человека.

Виды соревновательных ситуаций

1. Соревновательность представляет собой удовольствие от соревнования, достижения успеха в соревновательных ситуациях.

8. Ориентация на победу представляет собой межличностное сравнение и стремление к победе в соревновании. Цель – превзойти соперников.

9. Реакция – решает, участвовать в соревновании или нет.

10. Если спортсмен принимает решение участвовать в соревновании, то на него влияет ряд факторов: внешние (погода, время, способности противника) и мотивация (уверенность в себе, уровень способности).

На этом этапе сравниваются общепринятые стандарты и результаты спортсмена.

Обратная связь, подкрепление, внутренняя мотивация

Обратная связь необходима для того, чтобы спортсмен мог знать уровень своих достижений. Подкрепление необходимо для того, чтобы спортсмен знал, насколько хорошо он выполняет действия.

Принципы подкрепления:

1. Если выполнение чего-либо приводит к хорошим последствиям, люди стараются повторить данное поведение для получения положительного результата.

2. Если выполнение чего-либо приводит к неприятным последствиям, люди стараются не повторять данное поведение, чтобы избежать более отрицательных последствий.

Недостатки наказания:

1. Нужен индивидуальный подход

2. Может закрепиться отрицательное поведение.

Виды подкреплений:

1. Социальные

2. Материальные

3. Любимый вид деятельности (вместо тренировки организовать соревновательную игру или отдых)

4. Специальные (посещение какой-либо игры, приглашение знаменитого спортсмена, вечеринка)

На начальных этапах тренировок лучше подкреплять спортсмена чаще.

Выбор поведения для поощрения:

1. Поощрение постепенного процесса

2. Поощрение правильного выполнения (не только результата)

3. Поощрение усилий

4. Поощрение ведения честной игры

Лидерство и общение

Есть формальные и неформальные лидеры.

Качества, присущие лидеру – интеллект, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах, оптимизм.

4 компонента эффективного лидерства:

1. Стиль тренера (демократический, тоталитарный)

2. Ситуационные факторы – тренер должен учитывать ситуацию и окружающую среду. Ряд ситуационных факторов начинает влиять при планировании эффективного лидерства в спорте, в том числе: командный или индивидуальный вид спорта, интерактивный или коативный вид спорта, количество человек в команде; время, имеющееся в распоряжении; количество помощников, традиции.

3. Характеристики занимающихся – при определении лидерств следует отметить и характеристики занимающихся: пол, уверенность в себе, уровень способностей, личность, национальность, возраст, опыт.

4. Процесс общения – доверительное, уважительное, нужно соблюдать дистанцию.

В процессе общения могут возникнуть 2 проблемы: конфронтация и критика.

При конфронтации никогда не следует «нападать» на другого человека в возбужденном состоянии и не позволять делать это другому.

Как использовать конфронтацию:

1. Конструктивное выражение чувств (оценить ситуацию со стороны)

2. Снять состояние возбуждения, не затрагивать личность человека в состоянии гнева.

3. Способность быть эмпатичным (не навязывать никому своей воли)

4. Постепенность – не следует сразу доказать свою позицию не выслушав оппонента и перегружать его информацией.

С чего следует начинать критику:

1. Положительное высказывание

2. Инструкция с ориентацией на будущее

3. Комплемент

Тренировка психических умений и навыков

Тренировка психических умений и навыков воспитательной направленности способствует улучшению спортивных результатов.

Источник: http://MirZnanii.com/a/199146/psikhologiya-sporta-i-sportivnye-psikhologi

Психология спорта, что это такое? Направления работы спортивного психолога

Спортивный психолог о спортивной психологии

В современном спорте с каждым годом нагрузки становятся все выше. По мнению ряда специалистов, теперь сложнее получать призовые места и ставить рекорды. Зачастую атлет выполняет задачи, поставленные тренером, на пределе физических возможностей.

Поэтому спорт обратился за помощью к психологической науке, которая должна научить атлета преодолевать фактор стресса на важных соревнованиях.

Сегодня мы подробно расскажем, для чего нужна психология спорта, также рассмотрим основные направления работы спортивного психолога, которую он проводит в командах.

История спортивной психологии

Нужно сказать, что психология спорта , это наука довольно молодая, она возникла в начале 20 века. По мнению большинства исследователей, история спортивной психологии неотделима от современного олимпийского движения.

Одним из первых заговорил о необходимости изучения психологии спорта знаменитый Пьер де Кубертен.

Официальным годом возникновения данной дисциплины считается 1913 год, когда состоялась конференция МОК, посвященная вопросам психологической подготовки спортсмена.

Начиная с 20-х годов прошлого века, в Германии и США прошли первые научные эксперименты в данной сфере. Но в то время еще не было четкого понимания чем должен заниматься спортивный психолог.

Более глубокое понимание этой дисциплины появилось после Второй мировой войны. Развитию данного направления науки способствовал рост популярности спорта.

В 50 — е годы были разработаны методы работы с атлетами, появились первые серьезные исследования.

Важной датой в истории спортивной психологии является 1965 год, когда в Риме состоялся первый конгресс по этой теме. Он собрал множество гостей со всего мира, которые приехали обсудить вопросы психологии спорта.

В итоге участники встречи договорились о создании собственной ассоциации. Благодаря их усилиям в том же году появилось Международное общество психологии спорта (ИССП).

Через пять лет после этого начал выходить печатный орган организации – «Международный журнал психологии спорта».

Психология спорта активно развивается, а исследования в этой сфере проводит большинство стран мира. По мнению экспертов, всего в области спортивной психологии занято около 3000 человек из десятков стран.

Как развивалась отечественная психология спорта

Если говорить о развитии данной дисциплины в нашей стране, то следует сказать, что советские исследователи шли в ногу со временем. Отечественная спортивная психология стала работать в этом направлении еще в 20-30 годах прошлого века. В этой связи нужно назвать имена таких исследователей как П.А. Рудик, Т.Р. Никитин, А.П. Нечаев, А.Ц. Пуни, З.

И. Чучмарев. К примеру, еще в 1927 году в Москве вышла книга профессора А.П. Нечаева «Психология физической культуры», которая сразу вызвала интерес, как в нашей стране, так и за рубежом. В 1930 году эта работа была переиздана. В ней автор указывал на значение физической активности не только для физического здоровья, но и для формирования личности.

Важной вехой в развитии отечественной спортивной психологии стал 1952 год, когда А.Ц. Пуни первым в стране защитил диссертацию по данной теме.

Начиная с 30-х годов, методы психологической работы со спортсменами активно развивали в ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, в Ленинграде. Именно там были созданы первые методические программы по обучению данной дисциплине.

Добавим, что по инициативе этого института в 1956 году в СССР прошло первое совещание, на котором обсуждались вопросы психологического сопровождения спорта. После этого подобные мероприятия стали проводится регулярно.

Чем занимается современная психология спорта?

Говоря о том, чем занимается современная психология спорта, в первую очередь следует назвать исследовательскую функцию. Специалисты, которые трудятся в этой сфере, могут стать учеными и проводить изучение атлетов.

Например, они могут анализировать влияние тренировок бодибилдера на уровень тревожности, изучать мотивы, которые заставляют атлета стать чемпионом.

Свои выводы ученые представляют на конференциях, выпускают в форме научных трудов, учебников и книг для широкого круга читателей.

Вторая функция, которую выполняют данные специалисты – обучающая. Многие спортивные психологи трудятся в университетах, где читают лекции. Причем они могут давать знания по этой специальности, как атлетам, так и будущим психологам.

Третья функция – консультативная. Услугами спортивных психологов пользуются как государственные спортивные организации, спортивные команды, так и атлеты в личном порядке.

Безусловно, в этом плане сегодня у специалиста, получившего диплом спортивного психолога, огромные возможности.

С каждым годом растет уровень подготовки атлетов, перед спортсменами ставятся все более сложные задачи.

Чтобы поставить рекорд или завоевать призовое место, тренирующемуся приходится мобилизовать все свои силы – как физические, так и моральные. И поэтому роль современного психолога в спорте невозможно переоценить.

Специалист данного профиля может работать с командой, улучшать психологический климат в ней. Также в его компетенцию входит изучение вопросов взаимодействия спортсмена с тренерами, судьями, болельщиками, журналистами. Безусловно, где бы ни трудился спортивный психолог, его главной целью является помощь атлету в достижении высокого результата.

Главные задачи спортивного психолога

Все, кто мечтает получить образование по этой специальности, должны знать основные задачи спортивного психолога:

  • психологическое сопровождение атлетов;
  • предупреждение и преодоление конфликтов, возникающих в спортивной среде;
  • помощь в формировании личности спортсменов.

Сегодня юноши и девушки, выбравшие профессию спортивного психолога, решают самые разные задачи. Одни из них работают с атлетами высокого класса — проводят с психотренинги, обучая специальным методикам, которые мобилизуют резервы психики. Другие стараются помочь инвалидам в их желании заниматься спортом и физической культурой. Третьи находят себя в сфере юношеского спорта.

Итак, психология спорта – это отрасль психологической науки, которая изучает людей, которые тренируются, борются за медали. Спортивные психологи ищут возможность преодоления волнения и стресса во время состязаний.

Также есть и другие задачи спортивной психологии. К примеру, эту науку интересует, как влияет состояние тревоги на точность броска баскетболиста.

Как отразится наказание тренера на моральном духе команды? Способна ли помочь уверенность в себе научиться плавать или стоять на коньках?

Отметим, что эту науку интересует влияние психологического состояния на спортивные показатели. С другой стороны, для нее важно понять, как физическая активность отражается на состоянии атлетов.

Направления работы спортивного психолога в команде

Многих интересует, чем такой специалист может быть полезен конкретной спортивной организации или команде. В этой связи нужно назвать три направления работы спортивного психолога: диагностика, обучение, воздействие. Первое из них касается анализа поведения спортсмена, изучения свойств его нервной системы, личных качеств.

Второе направление работы спортивного психолога подразумевает передачу атлетам знаний и навыков, которые помогут им работать со своей психикой. Важно научить их управлять своим состоянием, чтобы не поддаваться воздействию внешних факторов, таких как слова соперников или болельщиков.

В частности, учат спортсменов проводить самостоятельно мысленную тренировку перед соревнованиями.

Что касается такого направления работы как воздействие, то здесь психолог непосредственно работает с членом команды, настраивая его на победу, мотивируя.

Такую задачу требуется решить, когда спортсмен перевозбужден или наоборот подавлен. цель спортивного психолога на данном этапе – помочь атлету собраться и показать отличный результат.

Также приходится работать с теми, кто страдает депрессией.

Поможет укрепить нервную систему атлета и подготовиться к соревнованиям препарат «Нерво-Вит», созданный на основе валерианы, пустырника, мелиссы и синюхи голубой. Эта биодобавка не только способствует расслаблению, но и борется с разрушительным воздействием стрессов.

Отметим, что специалист данного профиля должен обладать серьезными познаниями сразу в двух сферах: спорте и психологии.

Он обязан разбираться в личной, социальной, семейной психологии, конфликтологии, анатомии, физиологии, гигиене.

Для того, чтобы добиться успеха в этой профессии, необходимо постоянно обновлять багаж знаний, творчески подходить к работе. При этом желательно заниматься каким — либо видом физической активности.

Где получить профессию спортивного психолога

В нашей стране спортивных психологов в массовом порядке стали готовить всего несколько лет назад. Можно сказать, что сегодня это направление получило второе дыхание.

Итак, назовем российские вузы, где можно получить профессию спортивного психолога. К примеру, этому учат в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

Первый выпуск специалистов данного профиля состоялся в 2013 году.

В том же году первых спортивных психологов выпустил МГУ имени М.В. Ломоносова. На факультете психологии вуза существует серьезная методическая база, технологическое оснащение, трудится много прекрасных преподавателей.

Все это позволяет подготовить профессиональных спортивных психологов. Отметим, что здесь учатся помогать спортсменам плавно выходить из профессии, поскольку уже в 35-40 лет большинство из них заканчивает выступать.

Сохраняют традиции славного прошлого и в университете имени П.Ф. Лесгафта, где также можно получить профессию спортивного психолога. Сегодня там  готовят высококлассных специалистов, которые получают обширные знания не только по психологии, но и по педагогике, физиологии, анатомии.

Кроме того профессию спортивного психолога можно получить в Московской государственной академии физической культуры и некоторых других вузах.

Подводя итог, можно сказать, что главная цель такого специалиста – научить атлета пользоваться возможностями своей психики,чтобы показывать высокие результаты.

А работоспособность спортсмена помогут увеличить натуральные витаминные комплексы. К примеру, препарат «Леветон Форте», созданный на основе трав и продуктов пчеловодства, поможет справиться с переутомлением.

Также он обладает значительным анаболическим и антиоксидантным свойствами, укрепляет иммунитет.

Новости здоровья:

 

Дела на работе, домашние заботы, соцсети – все это нещадно пожирает наше свободное время. Даже поход в фитнес-зал после 30 лет дается непросто. При этом банальная зарядка с гантелями уже вас не устраивает и хочется чего-то большего. Какие главные причины заниматься спортом? Где взять мотивацию записаться в секцию плавания, боевых искусств или просто поиграть в…

Читать далее

Спортсмены-вегетарианцы сегодня мало кого удивляют. Многие звезды спорта осознанно выбирают такой путь и остаются только в выигрыше.

Куда более удивителен тот факт, что подобная практика существовала задолго до того, как вегетарианство стало мейнстримом.

Великие атлеты прошлого принципиально отказывались от мяса, но при этом продолжали бить рекорд за рекордом. Кто же эти герои, и в чем…

Читать далее

Прежде чем приступать к борьбе с полнотой, полезно вооружиться знаниями, чтобы потом не было мучительно больно за потраченное время.

Благо, что научные открытия, посвященные такой важной теме как снижение веса, появляются регулярно.

Один из главных вопросов, волнующих людей с избытком жира: «Какая скорость похудения является нормальной?»   Какие нормы похудения существуют. Грамотное снижение веса  …

Читать далее

Видишь бактерию? Вот и я не вижу, а она есть. И работает! Этот перефразированный диалог из знаменитого отечественного фильма как нельзя лучше характеризует полезные бактерии, населяющие наш организм.

Об этих бойцах невидимого фронта вспоминаем мы очень редко, да и то исключительно при постановке диагноза «дисбактериоз». Пора исправить эту досадную оплошность, позаботившись о сохранности дружественной микрофлоры.

Читать далее
 

Источник: https://leveton.su/psixologiya-sporta/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.