Родителям ПОДРОСТКОВ

Содержание

10 советов для родителей подростков

Родителям ПОДРОСТКОВ

Когда речь заходит о подростковом возрасте, почему-то сразу возникает мысль о проблемах, о том, как сложно «достучаться» до подростка, найти общий язык, быть авторитетом для него.

Так ли это на самом деле? Каждый родитель должен понимать, что подростковый период – это переходной период от детства во взрослую жизнь.

Вашему ребенку также тяжело, как и вам, поэтому ваше чуткое отношение особенно важно в этот период.

Если вы морально готовы к неизбежным изменениям изменения и будете правильно на них реагировать, вполне вероятно, что и подростковый возраст будет для вашей семьи счастливым воспоминанием.

1. Личное пространство

Каждому человеку необходимо его личное пространство, на которое никто не посягает (вам ведь не понравится работать под пристальным взглядом начальства).

Запретите себе наводить порядок в его комнате, перекладывать вещи, подслушивать его разговоры, читать его смс или личные дневники. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным человеком, то нужно учиться давать ему свободу.

А все начинается с предоставления ему личного пространства. Тем не менее, старайтесь проводить достаточно времени со своим ребенком.

Обсуждайте его интересы, интересуйтесь его друзьями в ненавязчивой форме, устраивайте совместные мероприятия, напрммер, поход на выходных или катание на лыжах. Приглашайте его друзей в дом, приготовьте что-нибудь вкусненькое или хотя бы закажите пиццу. Старайтесь быть другом своему подросшему ребенку.

2. Взаимное доверие

Давая определенную свободу, давайте ему больше обязанностей в семье. Учите ребенка доверию и учитесь общаться с ним на равных, как со взрослым человеком, но старайтесь оставаться для него авторитетом (примером для подражания). Если ему нельзя пиво, то и вам его нельзя пить.

Часто подростки лгут и, конечно же, вас переполняет негодование, но прежде, чем вы начнете вашу поучительную лекцию, задайтесь вопросом: «Почему он солгал». Возможно, вы были не готовы услышать правду, какой бы она ни была, или же ребенок знает, что правда принесет вам боль, а он этого не хочет.

Сейчас самое время установить несколько простых правил. Например, скажите вашему ребенку, что если она попал в какую-то неприятную ситуацию, то вы должны о ней знать, чтобы помочь ему, ведь вы его любите и всегда будете на его стороне.

Подростку легче довериться вам, если он знает, что вы будете на его стороне, несмотря ни на что.

Сейчас  ваш ребенок нуждается в вас не как в родителе, а как в советчике. Только не навязывайте свое мнение или свое видение, мы все имеем право на ошибки. Ваша задача направлять и поддерживать, а не указывать и следить. Попробуйте выступить в этой новой роли и посмотрите, как преобразятся ваши отношения.

3. Финансовые отношения

Большинство школьников (90%) не имеют представления, что такое баланс расходов и доходов, и в этом вина не детей, а их родителей, которые не учат элементарным жизненным навыкам своих детей.

Начиная с 14-летнего возраста и позже, предлагайте ребенку варианты подработки, чтобы у него были собственные деньги, и он знал, что они достаются не бесплатно. Подработка – это не оплата за хорошие оценки, помощь бабушке или по дому.

Вещи, подобные этим, должны быть нормой. Варианты подработки: курьером (перевозить документы), раздавать флаера, промоутером и т.д.

Деньги, которые он заработает, его собственные, не предлагайте ему каких их потратить лучше, пусть учится их грамотно тратить путем проб и ошибок

Также доверяйте оплачивать ребенку различные счета (коммунальные, например) и самостоятельно совершать  покупки, чтобы сформировать у него представление об обязательных расходах, а зная ваши доходы, ребенок самостоятельно сделает вывод, что на его сиюминутные прихоти лишних денег нет.

4. Современные технологии

Сотовый телефон может помочь вам оставаться на связи с вашим подростком, но вы все равно должны контролировать, как и когда он используется.

Во-первых, установить ежемесячный лимит на звонки, после того, как лимит исчерпан, только входящие звонки возможны, таким образом, вы приучите вашего подростка более обдуманно использовать телефон.

Во-вторых, не покупайте новый телефон, чаще, чем раз в 2 года. Если с новым телефоном что-то случилось (потерял, уронил), купите самый простой и дешевый, чтобы можно было только звонить (без игр, интернета и прочих наворотов). Этим вы прививаете бережливое отношение к вещам и наглядно показываете, что у вас нет возможности покупать ему новые игрушки по первому требованию.

В-третьих, подростки любят ставить на свои телефоны и почты пароли, объясните, что от родителей нечего скрывать, это одно из проявлений доверия.

Кроме того, есть на мобильных такая услуга как родительский контроль, с помощью которой можно установить ограничения, например, что телефон вашего ребенка не может отправлять или получать звонки или смс с 23.00 до 7 утра или во время уроков. А еще можно отслеживать местонахождение вашего ребенка. Объясните, что это не шпионаж, а не подлежащие обсуждению меры безопасности.

Также потратьте время, чтобы обсудить безопасности в интернете, например, почему не стоит оставлять свои телефоны и адреса в интернет, отправлять свои откровенные фото, или дружить с людьми, которых ваш подросток не знает в реальной жизни.

5. Развивайте интересы и способности

Пусть ваш подросток попробует различные занятия — такие, как спорт, музыка или искусство — таким образом, он может понять, что ему близко, а что не очень.  Если у ребенка есть хобби, увлечение, занятие по душе, у него меньше шансов попасть в плохую компанию или ситуацию.

У такого подростка выше самооценка и чувство собственного достоинства, у него есть друзья со схожими ему интересами, он меньше подвержен чужому мнению и влиянию.

А тот подросток, который ничем не увлечен и не занят, у которого нет стремления к чему-то, скорее всего, изменит свое поведение в угоду другим, чтобы соответствовать их стандартам – пить, курить и т.д.

6. Скажите «Нет» моде

Как правило, родители хотят все лучшее для своих детей и не жалеют для этого денег. Этим успешно пользуются продавцы товаров и сами дети. Идя на поводу чужого мнения, капризов и требований, не получаете пользы, ни вы, ни ваш ребенок.

Вы не получаете, потому что купив очередную брендовую обновку, вы в очередной раз забыли о себе и своих желаниях.

А подросток не извлечет от этой покупки пользу, потому что знает, стоит ей попросит/потребовать, как появится другая одежка (вещь), к тому же мода такая изменчивая и эта вещичка скоро забудется.

Ваша задача объяснить ребенку, что не одежда красит человека и уж тем более не название бренда. Можно покупать новые, красивые, но не такие дорогие вещи. А если так сильно хочется брендовую вещь, то подождать скидок или начать копить на нее, отказывая себе в других радостях (поход в кино) или же подрабатывая.

Еще один вариант, научить подростка шить себе одежду. Кто знает, может из вашего ребенка получится классный дизайнер в будущем.

Подростки используют моду в качестве средства самовыражения. Они примеряют на себя  разные стили, тем самым как бы «примеряя» различные аспекты своей личности. Помогите своему ребенку красиво самовыражаться, даже, если это противоречить вашему собственному стилю.

7. Ваш подросток и секс

Ни для кого не секрет, что уже со школьного возраста мальчики и девочки начинают проявлять интерес друг к другу. К сожалению, половые отношения с каждым годом все более и более ранние. И происходит это потому, что с детьми никто не разговаривает на эту тему, не объясняет, чем все это может закончиться, не контролирует, чем ребенок занимается после школы.

Найдите время и возможность обсудить с вашим ребенком эту щекотливую тему, объясните о возможных последствиях (инфекциях, беременности), о ненадежности подростковых отношений, о проверке временем и т.д. Расскажите свой опыт или опыт знакомых, которых ваш подросток может знать. На меня лично подействовала просьба мамы подождать до 18-ти, а там уже мне решать, что и как.

8. Комендантский час

Комендантский час важен по очевидным причинам. Он не только позволяет родителям спокойно поспать, но также защищает подростков от опасностей, которые происходят чаще всего после полуночи.

Подростки очень не любят правила и ограничения, но без дисциплины никуда.  Введение комендантского часа должно соблюдаться всеми.

Не устанавливайте приблизительное время комендантского часа, только четкое время. Например: «К 23.00 быть дома, можно раньше, если позже, то заставишь своих родителей волноваться за тебя лишних 5 минут и больше и подорвешь доверие к тебе. В следующий раз нам будет сложнее тебя отпускать».  

Иногда ваш подросток будет просить продлить комендантский час, это нормально, идите на компромиссы. В идеале, этот компромисс должен быть оговорен заранее. Если ваш подросток звонит за 20 минут до его комендантского часа и просит провести ночь в другом доме, то могут быть проблемы.

Если ваш подросток приходит домой после назначенного времени без разрешения, дайте ему шанс объясниться. Даже если у ребенка веская причина, все равно должно быть следствие. Решите заранее, в чем и насколько вы ограничите подростка.

Вы можете запретить смотреть телевизор, не пустить на дискотеку или не покупать новую вещь в этом месяце. Если ваш ребенок пришел пьяным или есть подозрение на наркотики, последствия должны быть более серьезными.

Четко следуйте правилу справедливости и последовательности.

9. Подросток и школа

В подростковом возрасте все тяжелее учится и все меньше желания ходить в школу. Тем не менее, это нужно и ваша задача объяснить для чего это нужно. Не ругайте за плохие оценки и не грозите ужасным будущем, помните, что все гении были троечниками. Вы должны объяснять важность знаний, мотивировать к самообучению, предлагать интересные книги, самому регулярно заниматься с ребенком.

Если у ребенка не сложились отношения с одноклассниками или с кем-то из учителей, есть смысл перевести вашего ребенка в другую школу. Мне лично это очень помогло. Меня перевели посреди учебного года (перед Новым годом) и к концу учебного года я стала хорошисткой из троечницы, а дальше больше. Новые друзья, новые интересы, новая прическа, новая жизнь. Иногда нужно все кардинально менять.

10. Правильное общение

Если ваш подросток плохо учится, игнорирует комендантский час или постоянно лжет, скорее всего, вы будете кричать или читать нотации. Но поверьте, оба эти метода не действуют на подростка, да и на взрослого тоже.

Если вы будете срываться на крик, то ваш ребенок увидит, что вами легко управлять. К крику и нравоучительным лекциям дети быстро привыкают, они умеют не слышать крик, отсюда пошло выражение, как горохом об стену или как со стеной разговариваю.

Попробуйте другую стратегию:

— Положительный взгляд и ровный тон. Это может показаться простым, но это задает тон вашему разговору. — Слушайте больше, чем говорите.- Говорите по существу, что вас не устраивает или расстраивает. — Объясните, почему применяете то или иное наказание.

— Если чувствуете, что не можете сдерживать эмоции, выйдите в другую комнату, чтобы «остыть», попросив перед этим ребенка подумать, что именно он сделал не так.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/school/teen/77-10-sovetov-podrostok

Вредные советы для родителей подростков

Родителям ПОДРОСТКОВ

Воспитание подростков — одна из самых популярных тем на педагогических сайтах и родительских форумах. Предполагается, что существует набор техник, с помощью которых можно повлиять на личность подростка, сделав его таким, каким родителям хотелось бы его видеть.

Что не так с самим понятием воспитания, подробно рассказал в книге «Свобода от воспитания» Дима Зицер.

«Воспитывая» ребёнка, родители вступают с ним в субъектно-объектные отношения — ребёнок становится словно низшим существом, а то и вещью, которую можно переделывать, формировать и обтачивать по своему разумению.

Между тем, добиться адекватного взаимодействия между двумя субъектами можно, только выстраивая диалоговые отношения.

Конечно, о воспитании детей допубертатного периода тоже много говорится. Однако в случае с подростками (речь о людях примерно с 12 до 17 лет) ситуация становится особенно острой, потому что в этом возрасте прежние способы перестают работать. Некоторые родители судорожно пытаются вернуть себе контроль и обращаются к советам, которые часто оказываются вредными. 

И вот уже карательные «методы влияния», а также неуклюжие и неработающие «способы завоевать уважение» противопоставляются естественному процессу сепарации и самоидентификации человека, которому и так непросто. 

Манипулирование

«Как заставить его слушаться?», «Как сделать так, чтобы он поступил, как мне нужно?» — это вопросы, которые часто задают друг другу и психологам родители, обнаружившие, что крик, угрозы наказания и подкуп уже не работают.

Ответы с советами напоминают те, какие даются в низкокачественных женских и мужских журналах: как с помощью манипуляций заставить другого человека вести себя определённым образом, как обмануть партнёра, чтобы получить желаемое, как задавить другого человека авторитетом или разжалобить эмоциональным шантажом.

Подобные методы манипулятивны. Они предполагают, что человека можно дрессировать, как домашнего любимца («приучить», «отучить»), или обращаться с ним, как с врагом («принудить», «напугать», «создать у него впечатление, что…»). 

Такие способы общаться отдаляют людей друг от друга, а не сближают.

Дегуманизация и отказ в субъектности

Любое адекватное общение происходит на уровне «личность — личность». Когда мы стремимся применять к кому-то власть, мы дегуманизируем этих людей, предполагая, что они должны подчиниться власти, потому что в чём-то ущербнее (слабее, глупее) нас самих. Будто бы являются недолюдьми.

Некоторые колонизаторы искренне полагали, что у американских индейцев, в отличие от людей из Европы, нет души. А потому убийство такого человека не может быть грехом даже перед Богом. Считать так было очень удобно. Кстати, некоторые христианские авторы отказывали в обладании душой женщинам.

В случае с детьми труднее всего принять их границы. Ведь кажется, что ещё вчера они были полностью подконтрольны родителям. Однако на самом деле это не так. Только овладев мелкой моторикой, ребёнок начинает ревностно отстаивать своё право расчесываться или завязывать шнурки: «Я сам!». Что и говорить о почти взрослом человеке?

По-настоящему адекватным процесс будет, если задуматься о границах не тогда, когда сам ребёнок начнёт их отвоёвывать, а ещё до наступления подросткового периода. Сама потребность что-то отвоевать, причём зачастую агрессивно, свидетельствует о том, что накопилась потребность заявить о своих правах, которые прежде ограничивались.

Ещё Ницше писал о ресентименте — чувстве озлобленности, которое вечно ущемлённые «рабы» питают к «господам».  Восстание рабов может стать необыкновенно жестоким, ведь получив независимость, те обратят свой гнев против вчерашних угнетателей. 

Чтобы вообще не приходилось рассуждать в таких терминах, не нужно обращаться с другими людьми как с рабами, которым доступен только язык кнута и пряника.  

Кадр из к/ф «Спартак».

Разделение на два разных мира

Материалам с советами для родителей подростков часто дают названия вроде «Осторожно, подросток» или «Подросток: инструкция по применению».

Подразумевается, что человек пубертатного возраста качественно отличается от нормальных людей, которые могут только наблюдать за ним из-за угла, записывать странности и потом сверяться со справочниками.

Читать такие статьи хочется голосом Николая Николаевича Дроздова: «Давайте понаблюдаем за поведением этих загадочных существ».

В таких материалах очень редко встречается обращение к личному опыту взросления родителей. С какой-то точки зрения это логично. Ведь люди, которые не дают повзрослеть собственным детям, с большой вероятностью не пережили необходимые этапы взросления сами: им трудно рефлексировать, говорить о своих чувствах, анализировать причины действий.

Закричать и затопать ногами, выругаться, глупо и грубо пошутить вместо того, чтобы нормально обсудить проблему — это инфантильное поведение, которое очень часто сохраняется и у взрослых, которым теперь самим приходится воспитывать детей.

Стереотипный взгляд на молодёжную культуру

«Подростки используют моду в качестве средства самовыражения. Они примеряют на себя разные стили, тем самым как бы «примеряя» различные аспекты своей личности».
Из статьи для родителей

Часто кажется, что СМИ из года в год повторяют риторику времён перестройки, когда в газетах стали появляться материалы о неформальных молодежных движениях. И это несмотря на то, что сегодня смартфоны и социальные сети практически свели на нет субкультуры в их прежнем понимании.

Один из обязательных пунктов во многих материалах о подростках — утверждение о том, что те красят волосы в яркие цвета, а также стремятся сделать пирсинг и татуировки, чтобы выделиться из толпы и побунтовать.

У них множество дурацких хобби, которые они то и дело меняют, а новое музыкальное направление или фан-клуб сериала может увлечь их сильнее учёбы. Считается, что подростки так «ищут себя» и экспериментируют.

Следуя такой логике, можно предположить, что однажды поиск себя наконец-то закончится. Где?..

Вместо того, чтобы негодовать по поводу интересов и внешности ребёнка, имеет смысл взглянуть на себя самого.

А какую музыку слушаете вы? Когда вас в последний раз с головой захватывало произведение искусства или занятие, в котором вы открывали новые грани своей личности? Ваша внешность неизменна и постоянна, в образе нет и не может быть элементов игры? Почему всё это кажется неважным для человека в 35, 40, 50 лет?.. 

Создаётся впечатление, что «правильные взрослые» — это люди без интересов. Кроме зарабатывания денег, бытовых нужд и решения «проблем с трудным подростком» их ничего не интересует.

Само выражение «молодёжная культура» предполагает, что у молодёжи она есть. А что с культурой взрослых, и какое место в ней занимаете лично вы?

«Завоевать доверие подростка»

«Секреты составляют большую часть жизни подростка. Как родителю вам необходимо знать все тайны жизни вашего ребёнка»
Из статьи для родителей

Нет, вы точно не хотите знать «все тайны жизни» вашего ребёнка. Точно так же ему не обязательно знать подробности вашей интимной жизни или просто личные переживания из разряда тех, которыми ни с кем не хочется делиться.

Главное убедиться, что жизни и здоровью родственников ничего не угрожает.

 А вот навязчивые попытки добиться доверия порой оборачиваются вторжением в личное пространство, нарушением границ, а то и настоящим насилием над личностью.

Задайте себе вопрос — что именно заставляет вас добиваться внимания подрастающего ребёнка? Ощущение пустоты, которое появляется в душе, когда дети вырастают, можно воспринимать как знак перемен к лучшему.

Появится время наконец-то заняться тем, что важно лично для вас, тем, что вы всегда откладывали. Именно это, как ни странно, может оказаться самым действенным способом вызвать интерес и уважение детей.

 

Небольшое отстранение не означает обрыва связи — это естественная часть перехода от отношений «ребёнок — взрослый» к отношениям равных.

Подростки, в отличие от маленьких детей, начинают оценивать людей по их делам и успехам. Это не значит, что вы обязаны быть помесью Стива Джобса, «волка с Уолл Стрит» и автомата по выдаче денег.

Скорее речь идёт о самодостаточности, активной гражданской позиции, талантах и увлечениях.

Увидев, что вы ходите по музеям и концертам, создаёте что-то интересное, помогаете другим, умеете себя развлечь и с пользой провести свободное время, подросток сам к вам потянется. Да и многие другие люди тоже.

«Монти Пайтон» — комик-группа, летающий цирк и просто хорошие друзья.

Родители и магия дружбы

Друзья подростка часто воспринимаются родителями в штыки, потому что делаются для него более значимыми, чем семья. К сожалению, многие из советов, которые дают в по этому поводу, направлены на обесценивание дружбы. Здесь, как и во всех остальных случаях, мы предлагаем родителям сперва посмотреть на самих себя.

Чем старше становится человек, тем меньше у него шансов завести друзей. Если вам не нравятся друзья ребёнка, в первую очередь имеет смысл подумать — а с кем и почему дружите вы? Заводите ли вы новые знакомства или предпочитаете застолье раз в год с людьми, с которыми вас не связывает ничего, кроме прошлого?

Настоящую дружбу подпитывают общие интересы, совместное преодоление трудностей, разделённые эмоции и возможность учиться друг у друга. Если вы хотите, чтобы ваши дети находили хороших друзей, попробуйте сами найти единомышленников. Ведь ваш пример действительно очень важен для подростка.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/parenting/vrednye-sovety-dlya-roditeley-podrostkov

10 советов родителям подростков

Родителям ПОДРОСТКОВ

В подростковый период следует быть особенно внимательными к взрослеющему человеку и к выбору методов его воспитания.

Сегодня мы познакомим вас с советами, которые профессор Валентина Зайцева дает родителям подростков. Причем многие из этих советов применимы и к детям дошкольного или младшего школьного возраста, пока еще не поздно воспитывать ребенка, закладывая крепкую основу здоровых отношений между родителями и детьми.

Вот, 10 советов родителям подростков:

1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей

Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых, и постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание

Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему.

И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь, и не бояться насмешки или пренебрежения.

Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «Все зависит от меня, во мне – причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

3. Удивляйте – запомнится!

Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным.

Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить.

Привлекают также умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину, а мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки… Внешний вид – его в большей мере ценят девочки.

Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.

4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым?

Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья.

Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».

Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы.

Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт.

Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.

Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры.

Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни.

Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе.

И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми?

По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! Как в этот краткий промежуток вместить разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела?

Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет?

Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков.

Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения.

В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.

6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы

Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы.

А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.

То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, все – помощника лишились навсегда.

7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретные

Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время, не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить.

Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем

Как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход).

Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности.

Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.

Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути

Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.

Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.

10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку

И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/10-sovetov-roditelyam-podrostkov/

Подростки и родители — устанавливаем доверие в отношениях

Родителям ПОДРОСТКОВ

Мы любим маленьких безусловно и безгранично. Стараемся сделать их жизнь комфортной и радостной. Время идет, и вот уже подростки и родители вместо нежных чувств перебрасываются колкостями — подростки протестуют, родители не понимают.

Родители и дети-подростки — причины непонимания

Пубертат наступает неотвратимо, поэтому с проблемами роста сталкиваются все, кто имеет детей. В период 12-13 лет родители получают ответную реакцию на все, что они за это время сумели или не сумели вложить в своего ребенка. Это тот культурный слой, на котором и строятся отношения между родителем и подростком, а в дальнейшем — уже между взрослым и его родителями.

Рассмотрим причины взаимного непонимания с двух разных точек и попробуем понять, что чувствует та и другая сторона:

Подросток

Одновременно находится внутри семьи и стремится за ее пределы. На бессознательном уровне происходит отрыв от семьи. Если раньше чувство защищенности и безопасности обеспечивали ему родители, то теперь он стремится выйти из-под их опеки, используя наработанные свойства своих векторов.

Протест против родительских правил и их образа жизни выливается порой в противостояние двух враждебных лагерей. Конфликты подростков и родителей при неумелом руководстве вторых рискуют обрести пожизненный статус.

Гормональная перестройка организма тоже вносит свои коррективы — в зависимости от векторов. Диапазон проявлений — от резких эмоциональных перепадов в зрительном векторе, до полного ухода в себя — в звуковом.

Упрямство и непослушание подростка с анальным вектором, его критические высказывания в адрес родителей, а также амбициозные замашки обладателей кожного вектора доставят немало переживаний родителям.

Если в своей среде подростки не хотят выделяться, то в семье они могут демонстрировать самые неожиданные протестные реакции.

Тайны сексуальной жизни в это период уже часто и не тайны вовсе.

Это время, когда происходит раскрытие женственности у девочек и становление мужчины, когда девочки ищут в партнере защитника, а мальчики ранжируются между собой, пробуют себя в роли взрослого.

В этот период взаимное доверие подростка и родителей проходит испытание на прочность родительской любви.

Родители

Для них это самый сложный период. Непослушание и протесты ранее послушного и любящего ребенка вызывают недоумение.

Запретительные меры в попытке вернуть все в прежние рамки не только не имеют успеха, но еще больше обостряют ситуацию.

В это время очень важно сохранить отношения. А сделать это можно только понимая, что происходит с ребенком. И если на физиологическом уровне родители что-то знают и могут объяснить, то на психологическом уровне происходит совсем непонятное. Разобраться в странностях поведения подростка поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Где начинаются конфликты подростков и родителей

Как ни странно звучит, начинаются они там, где родители не знают своего ребенка. Любая мать и иногда отец решительно возразят против данного утверждения.

Мне не раз приходилось слышать: «Я знаю своего ребенка лучше других — я же мать!» Но на деле оказывается совсем иначе: она не знает, с кем он гуляет до поздней ночи, почему отказывается обедать вместе с семьей, какие мысли в его голове.

Проблемы родителей и подростков в скрытой фазе можно наблюдать в тех семьях, где между мамой и ребенком не установлена доверительная эмоциональная связь, а также допущены ошибки в воспитании.

Именно в этот период проступают все изъяны, но на самом деле они были и раньше, просто это было незаметно и не создавало таких проблем.

Отношения родителей и подростков переходят в стадию «войны миров» порой даже тогда, когда в семье все нормально. Просто современные подростки в потоке информации не всегда могут отличить истинные ценности от ложных.

Особенно это касается детей со звуковым вектором, которые в поисках смысла всего этот смысл найти не могут. Родители, занятые насущными проблемами, даже не представляют масштаб звуковых метаний подростка.

Об этом можно почитать здесь.

Проблемы родителей в глазах подростка

Все семейные драмы разворачиваются на глазах детей. И это страшная реальность нашей несистемной жизни.

Когда ребенок оказывается свидетелем семейных разборок, то он отдаляется от них, теряет ощущение защищенности и безопасности.

Его психосексуальное развитие притормаживается, страдает успеваемость в школе, возникают трудности в детском коллективе — вплоть до того, что ребенку достается роль изгоя.

Неудивительно, почему выплески родительских эмоций в скором времени перерастают в конфликты подростков и родителей. Ведь его психическое не успевает за развитием физическим.

Маленький наблюдатель семейных скандалов взрослеет внешне, чувствует естественным образом свою вседозволенность, пробует быть большим, а у него не получается. И это напряжение выливается на родителей.

Проявится оно или в резкой критике отца, или в насмешках над мамой и ее опекой, или полным отстранением от семьи вплоть до ухода из дома.

Необходимость выразить свои негативные чувства толкает подростков в социальные сети. От бессилия что-то изменить они выкладывают информацию о родителях в самых неприглядных выражениях.

Достигнуть доверительных взаимоотношений возможно

Со временем связь с ребенком меняет свое качество. Большую часть начинает занимать не контроль — что поел, где был, что болит и прочее, а доверие и глубокая эмоциональная связь.

Подростки и родители взаимоотношения строят подобно тому, как строители прокладывают тоннель в горах. Только точный расчет позволяет состыковаться в нужном месте безошибочно. И только знание свойств ребенка позволит мудрому родителю не допустить отклонения от заданной цели.

Возможен ли переход из детства во взрослую жизнь без стрессов? Отвечу утвердительно, исходя из опыта воспитания двоих сыновей.

Если вы научитесь делиться с детьми своими переживаниями, тактично не требуя от них вывернуть себя перед вами наизнанку, если ваши интересы выйдут за пределы узкого мирка вашей кухни или работы, если вы будете меняться на протяжении всех лет, как растет ваш ребенок, — то он признает вас за «своего», и не только пубертат пройдет без проблем, но и в дальнейшей взрослой жизни ваши дети станут вашей опорой. Моим сыновьям 38 и 30 лет.

Поведение родителей— ключ к отношениям с подростком

Казалось бы, странная тема! Ведь по большей части поведение подростков чаще беспокоит родителей, а не наоборот! Но тем не менее — поведение родителей и отношение подростков к ним часто объясняет все подростковые метания в пубертате.

Являясь невольным наблюдателем и участником жизни семьи с самого рождения, подросток уже впитал в свое бессознательное модели поведения мужчины и женщины, их отношение друг к другу, отношение к ребенку и много еще чего, о чем взрослые даже не подозревают.

Составляющие психику вектора в зависимости от их развитости сыграют свои определенные роли в тандеме родители и дети-подростки.

Ставший уже классикой пример с кожным и анальным вектором. Скорость против «тормоза». Кто из нас, родителей, удержался от искушения подгонять медлительного ребенка, когда он пытался что-то нам обстоятельно рассказать? Малыш не стал быстрым, а вот обиду затаил. Один раз, второй, и рано или поздно это бабахнет.

А запрет на слезы? Ведь жестокость подростка часто имеет корень в запрете проявлять чувственность. И таких нюансов очень много.

Да, они взрослеют. Да, они уходят жить своей жизнью, хотим мы этого или нет. Но какие отношения останутся после этого непростого периода — зависит от нас.

«…Когда я вижу, что дочери нужно побыть в себе, одной, я оставляю ее. Порой она запирает дверь и сидит наедине с собой или занимается какими-то важными для нее занятиями.

Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы в комнате был идеальный порядок и она была бы открытой, искренней, общительной и все бы мне про себя рассказывала.

Однако ее векторный набор говорит о другом — у нее своя природа, сложная, порой непонятная, но это ее, уникальная натура, и моя задача познать ее и почувствовать.

Как понять дочь и быть с ней в контакте? Необходимо настраиваться на нее, так как она это делает со своей гитарой, чтобы получился нужный звук. Вы слышали, как звучит гитара, когда она настроена и на ней играет опытный гитарист, который чувствует и любит свой инструмент?

Так вот, ноты по которым играть — это Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Может, и не сразу получается контакт, но когда освоишь нотную грамоту, настроишь гитару — зазвучит такая мелодия, не оторваться!..»

Наталья Д., директор аудиторской компании, Хабаровск

«…Ему стало понятно то, что с ним происходило и почему, все прояснилось за нецелый час нашего разговора. Он спросил меня, как и откуда я все это знаю. «Сынок, эти знания я получила на лекциях по Системно векторной психологии».

«Мам, передай им от меня большое спасибо, нет, просто огромное!» Переполненный чувствами и эмоциями, утомленный, он вырубился, а когда через полчаса проснулся, то уже напевал себе под нос какую-то мелодию.

А еще несколько часов назад он был не в состоянии связной речи. Вот такую силу имеет это знание.

С тех пор наши отношения стали особенными, полными взаимопонимания, мы можем часами разговаривать о жизни, о смысле и предназначении, о политической обстановке и манипулировании, он задает вопросы и как губка впитывает все мои ответы и рассуждения. Недавно мне сказал: «Ты знаешь, а ведь мало кто из моих друзей может вот так разговаривать со своими родителями, как мы с тобой» и еще: «Благодаря тебе и твоей поддержке я понимаю, чем мне надо заниматься в жизни»…»

Евгения П., Актобе, Казахстан

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана — это высшее образование для родителей. И начать можно с бесплатных онлайн-лекций. Регистрация здесь.

Автор Надежда Астахова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Системно-векторная психология

25 Фев, 2018 Комментариев: 3 865
Отношения и семья психология

Источник: http://svp.expert/sistemno-vektornaya-psixologiya/podrostki-i-roditeli/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.