Развитие речи ребенка

Содержание

Введение

Развитие речи ребенка

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОУ ВПО

Воронежский институт экономики и социального управления

Контрольная работа по дисциплине «Общая психология»

на тему «Развитие речи у детей»

Выполнил: Л.В. Чикова студентка 2 курса

заочной формы обучения факультета «Психология»

Проверил: Г.В. Косых

Воронеж 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Возникновение и первые этапы развития речи ребёнка. 4

2. Структура речи. 7

3. Развитие связной речи. 9

4. Развитие письменной речи у ребёнка. 12

5. Развитие выразительной речи. 14

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном порядке.

1. Возникновение и первые этапы развития речи ребёнка

Развитие речи у ребёнка опосредованно обучением: ребёнок научается говорить. Но это вовсе не означает, что овладение речью, своим родным языком является результатом специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для ребёнка изучение речи.

Такая учебная деятельность начинается позже – при изучении грамматики, при овладении – на базе устной речи – письменной речью, но первичное овладение родным языком, именно живой речью, совершается в процессе деятельности общения. Только так достигается подлинное понимание речи как речи. Ребёнок нормально овладевает речью, т. е.

научается говорить, пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения. Способ овладения речью существенно отличен от способа, которым человек, обучаясь математике, овладевает, например, алгеброй или анализом.

Он органически связан с природой речи: полноценная речь человека – это не система знаков, употребление и значение которых произвольно установленно и выучено, как выучиваются правила. Для овладения подлинным словом необходимо, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе употребления включалось в его жизнь и деятельность.

В течение первого, подготовительного, периода речи, до того, как ребёнок начинает говорить, он прежде всего приобретает некоторый пассивный фонетический материал, овладевает своим ым аппаратом и научается понимать речь окружающих. Первые звуки ребёнка – крики. Это инстинктивные или рефлекторные реакции.

Крики издают и глухие дети; значит, они не продукт подражания или выучки. По своему фонетическому составу первые звуки приближаются к гласным а, е, у; к ним прибавляется в виде придыхания звук, близкий к х и к гортанному р, в основном в сочетании эрэ.

Из согласных одними из первых появляются губные м, п, б; затем идут зубные д, т, и затем шипящие.

В начале третьего месяца у ребёнка появляется лепет, как бы игра звуком.

Лепет от звука отличается большим разнообразием звуков, а так же тем, что звуки лепета, продукт игры со звуком, менее связаны, более свободны, чем инстинктивные крики.

В лепете ребенок овладевает произнесением разнообразно звуков. Лепет благодаря этому подготовляет возможность овладения в дальнейшем звуковым составом слов речи окружающих взрослых.

Овладению речью, умению самому ею пользоваться для общения предшествует зарождающееся сначала понимание речи окружающих.

По некоторым наблюдениям с 5 месяцев дети начинают определённым образом реагировать на слова. Так, например, перед ребёнком, смотревшим на часы, произносилось слово «тик-так»; когда затем то же слово повторялось, ребёнок обращал взгляды на часы. У него создалась связь между звуком и некоторой ситуацией или реакцией на него.

Сторонники ассоциативной психологии считали, что понимание значения слов основывается на ассоциативных связях, а рефлексологи утверждают, что эта связь имеет условно-рефлекторный характер.

Надо признать, что те и другие правы: первично связь слова с ситуацией, к которой оно относится, с реакцией, которую оно вызывает, имеет ассоциативный или условно-рефлекторный характер. Но к этому нужно добавить, что пока эта связь носит тот или иной характер, это ещё не речь в подлинном смысле слова.

Речь возникает тогда, когда связь слова и его значения перестаёт быть только условно-рефлекторной или ассоциативной, а становится смысловой.

На основе примитивного понимания речи взрослого и овладения своим ым аппаратом начинает развиваться речь ребёнка. Ребёнок начинает овладевать новым специфически человеческим способом общения с людьми, посредством которого он может сообщать свои мысли и чувства, воздействовать на их чувства и направление их мыслей.

Первые осмысленные слова, произносимые ребёнком, появляются к концу первого – началу второго года. Они состоят преимущественно из губных и зубных согласных, соединённых с гласным в слог, обычно многократно повторяющийся: мама, папа, баба. По своему значению эти первые слова ребёнка выражают преимущественно потребности, аффективные состояния, его желания.

Обозначающая функция речи выдаётся позднее (приблизительно к полутора годам). Её появление знаменует значительный сдвиг в развитии ребёнка. Ребёнок начинает интересоваться названиями предметов, требуя ответа на вопросы «что это? «. Результатом этой активности является начинающийся быстрый рост словаря, особенно имён существительных.

В этот момент ребёнок делает величайшее открытие в своей жизни: он открывает, что каждая вещь имеет своё название. Это первая действительно общая мысль ребёнка, хотя интерпретация этого факта у него ошибочна.

Представление о том, что у полуторагодовалого ребёнка появляется такая «действительно общая мысль ребёнка», что «каждая вещь имеет своё название», с очевидностью опровергается всеми данными об общем умственном развитии ребёнка этого возраста.

Ребёнок открывает не общий теоретический принцип; он практически овладевает – при помощи взрослых – новым, в самой основе своей социальным, способом обращаться с вещами посредством слова. Он узнаёт, что посредством слова можно указать на вещь, обратить на неё внимание взрослых, получить её.

Основным и решающим в речевом развитии ребёнка является именно то, что ребёнок приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с окружающими. При этом ребёнок начинает пользоваться отношением слова к обозначающим предметам, ещё теоретически не осмыслив его.

Понимание отношения слова к вещи, которую оно обозначает, долго еще остаётся крайне примитивным. Первоначально слово представляется свойством вещи, неотъемлемой её принадлежностью или же выражением вещи: оно имеет то же «лицо», что и вещь.

Явление это на ранней стадии развития имеет довольно распространённый характер. В процессе речевого развития ребёнка есть такой этап, который лишь в исключительных случаях длится продолжительное время. О. Йесперсен называл её «малой речью», У. Элиасберг и Л.С. Выготский – «автономной речью» ребёнка.

Ряд психологов отрицали существование такой особой автономной детской речи. В. Вундт утверждал, что эта мнимодетская речь – попросту язык нянек, подделывающихся к ребёнку. Без сомнения, что малая, или автономная, детская речь питается материалом речи взрослых.

Но наблюдения всё же показывают, что иногда у детей наблюдается речь, во многих отношениях отличная от речи взрослых.

Психологически самым существенным в этой малой детской речи является то, что она вскрывает своеобразный способ «обобщения», которым определяется значение первых слов, употребляемых ребёнком. В малой речи слова ещё не выполняют обозначающей функции в полном смысле этого слова.

Сопоставление малой и детской речи с развитой речью особенно ярко обнаруживает, как велика роль речи взрослых в умственном развитии ребёнка, она вводит в обиход ребёнка качественно иной, построенный на объективных принципах способ классификации вещей, сложившийся в результате общественной практики. Посредством речи общественное сознание начинает с раннего детства формировать индивидуальное сознание человека. Его речь и словесная ориентировка в мире регулируются не его индивидуальным восприятием, а общественным познанием, которое через посредство речи определяет и само восприятие.

2. Структура речи

В развитии структуры детской речи отправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением: «стул» — значит, «посади на стул», «придвинь стул» и т. д.

; будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению. Потом между 1,5 и 2 годами у ребёнка появляются первые не однословные предложения (из 2 – 3 слов); они представляют собой сначала как бы цепь однословных предложений.

Около 2 лет слова становятся, как в речи взрослых, зависимыми составными частями предложения: ребёнок переходит к флексийной речи.

Развитие флексийной речи является значительным шагом в речевом развитии ребёнка; впервые прокладывается путь к отражению отношений – основного содержания мышления.

Первые флексийные формы и различные способы сложных словообразований ребёнок приобретает от окружающих, усваивая их тогда, когда его развитие подготовлено к этому.

Но ребёнок не ограничивается только механическим закреплением тех словообразований и словоизменений, которым его научили взрослые.

На тех конкретных словоизменениях, которым его обучают взрослые, он овладевает практически некоторой совокупностью формообразований как способов оперирования словами. Пользуясь ими, ребёнок затем самостоятельно образует словоизменения, не полученные им непосредственно путём обучения; на основе обучения совершается процесс формирования, подлинного речевого развития ребёнка.

Источник: http://MirZnanii.com/a/199349/razvitie-rechi-u-detey

Речевое развитие ребенка

Развитие речи ребенка

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами.

Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребенок осваивает определенные умения и навыки.

Строгих возрастных границ они не имеют, плавно переходя один в другой.

depositphotos.com

Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев)

На этом этапе происходит подготовка ребенка к овладению речью. Первые ые реакции появляются с рождения — это крик и плач. Они активно развивают дыхательный, ой и артикуляционный отделы речевого аппарата.

В среднем недели через две у новорожденного появляется реакция на голос говорящего, вскоре он начинает различать интонацию. К 2-м месяцем появляется гуление – негромкие певучие звуки или слоги.

Дети любой национальности и даже с врожденной глухотой, гулят практически одинаково.

В 3-4 месяца гуление плавно переходит в лепет – повторяющиеся сочетания гласных и согласных звуков, сопровождающие деятельность малыша. Произносимые детьми звуки начинают напоминать звуки именно их родного языка. Если ребенок имеет тяжелые врожденные нарушения слуха, то лепетать он не будет, гуление у него постепенно затухнет.

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет)

Начиная с 6-ти месяцев, ребенок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определенные звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет происходит становление активной речи. В этот возрастной период понимание речи взрослых намного выше произносительных возможностей ребенка.

Первые слова – обобщенные, одно и то же слово или сочетание звуков может обозначать и предмет, и просьбу, и чувство.

Понять, о чем именно говорит малыш, можно только по сопутствующей словам ситуации – это ситуационная речь, сопровождающаяся активной мимикой и жестами.

В 1,5 года характер употребляемых слов становится обобщающим, дети начинают понимать словесное обращение взрослых вне конкретных ситуаций, быстро усваивать новые знания и слова.

В 2-3 года словарный запас активно накапливается, а на третьем году жизни начинает формироваться грамматический строй речи – ребенок усваивает формы ед. и мн.

числа существительных, падежные окончания, начинает изменять глаголы по временам и лицам.

Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до7-ми лет)

На данном этапе продолжает накапливаться словарный запас, параллельно с ним идет активное развитие грамматического строя речи. У ребенка появляется навык слухового контроля над речью, но у большинства детей отмечаются дефекты произношения шипящих, свистящих звуков, сонорных – Л и Р.

К 4-м годам ребенок пользуется простыми распространенными предложениями, к 5-ти появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, навыки пересказа. На момент поступления в школу должно быть сформировано правильное произношение и фонематическое восприятие – четкое различение всех звуков.

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи.

Основной критерий уровня речевого развития ребенка в этом возрасте – это умение строить грамотные фразы, распространять предложения, пересказывать и рассказывать, анализировать звуковой и слоговой состав слов.

Важен не только объем словарного запаса, но и его качество – наличие в нем прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.

Ребенок старшего дошкольного и школьного возраста должен хорошо владеть навыками словообразования и словоизменения.

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлеченное мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

Стимулирование речевого развития детей

Речь маленького ребенка развивается быстрее и лучше, когда с ним много беседуют, но не просто разговаривают, а именно общаются. Слышимая речь должна быть обращена непосредственно к нему, а он должен иметь возможность в доступной форме откликаться.

Просто общаясь малышом, взрослые уже целенаправленно занимаются развитием его речи. Для многих этого вполне достаточно, но есть дети, нуждающиеся в специальном стимулировании речевого развития.

Без помощи взрослых они могут начать говорить с большим опозданием и нарушениями.

Стимулировать развитие речи у детей рекомендуется в игровой форме, поскольку она в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Для каждой возрастной категории существуют определенные игры, они направлены на формирование и совершенствование следующих функций и умений:

  • Речевого и фонематического слуха
  • Физиологического и речевого дыхания
  • Словарного запаса и грамматического строя речи

Очень полезны стихи, песенки, потешки, скороговорки, загадки, которые дети сначала слушают, а потом разучивают; игры с движениями и пальчиковые игры . Для старших дошкольников существуют специальные игры и упражнения, помогающие в обучении грамоте. Заранее предугадать, как именно будет развиваться речь, за редким исключением невозможно.

Чтобы не упустить время, желательно практически с самого рождения малыша заниматься целенаправленным формированием его речи:

  • Для полноценного и своевременного развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми — сначала с членами семьи, позже с другими детьми. С ними ребенок должен играть в подвижные и ролевые игры, игрушки, это вызывает необходимость вступать в общение, а значит, стимулирует к речевым высказываниям;
  • Общение с ребенком со стороны взрослых не должно быть поверхностным. Обращаясь к малышу нужно говорить неторопливо, внятно, правильно. Когда взрослый находится на одном уровне с ребенком, тот видит, как двигаются губы и язык, это помогает ему освоить произношение звуков;
  • Лучше, когда во время общения не мешают посторонние звуки, они не дают ребенку, сосредоточиться на речи, вслушаться, понять и проанализировать услышанное;
  • К телевизору, даже к просмотру мультиков, нужно приучать как можно позже. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект;
  • Даже развивающие компьютерные игры крайне неполезны для малышей. В дошкольном возрасте детям нужно иметь дело с реальными объемными предметами, которые можно подержать в руках, рассмотреть со всех сторон, произвести с ними какие-то действия. Ручное манипулирование предметами, развитие мелкой моторики оказывает самое благоприятное влияние на развитие речи и мышления. В то время как даже специальные речевые компьютерные игры мешают формированию творческого воображения, ручной умелости, в итоге замедляя речевое развитие детей. Речь может формироваться только с настоящим, живым собеседником или с настоящими игрушками, которые благодаря воображению и фантазии могут заменить ребенку собеседника;
  • У каждого ребенка должны быть игрушки, в том числе развивающие, соответствующие его возрасту и уровню развития. Но не следует покупать их слишком много, чтобы не вызывать чувства пресыщения. Пресыщенный ребенок теряет интерес к новому, а именно наличие интереса и любознательности являются важными предпосылками полноценного речевого и общего развития;
  • После 3-х лет нужно аккуратно направлять речевое развитие ребенка. Словарь у нормально развивающегося ребенка будет накапливаться сам собой вместе с расширением жизненного опыта. Уточнение грамматической структуры будет происходить по мере усложнения фразовой речи. Задача взрослых — вовремя и тактично исправлять возможные ошибки.

Активная Мама рекомендует! Самыми передовыми на данный момент являются методики развития речи и устной грамотности от Умницы

Нарушения в развитии речи ребенка: причины, способы решения проблемы

На любом этапе овладения родным языком могут проявиться нарушения речевого развития. Кроме дефектов произношения почти все они возникают в раннем возрасте, и чем раньше их заметят, тем больше шансов исправить ситуацию.

Отсутствие гуления, лепета, выраженной реакции на речь окружающих

Возможная причина – нарушения слуха.

Способ решения проблемы – обратиться к участковому педиатру, взять направление к сурдологу, проверить состояние слуха ребенка. При раннем слухопротезировании и регулярных занятиях с сурдопедагогом речь даже у глухих детей начинает активно развиваться.

Отсутствие любых слов в возрасте 1,5 года или фразовой речи после 2-х лет

Возможная причина – задержка речевого развития, алалия.

Способ решения проблемы – консультация логопеда, невропатолога, выполнение их рекомендаций.

Отсутствие фразовой речи после 3-х лет

Возможная причина – общее недоразвитие речи, алалия.

Способ решения – консультация логопеда, посещение специализированного логопедического детского сада, целенаправленные коррекционные занятия с ребенком.

Появление заикания

Признаки предрасположенности к заиканию:

  • Возможность подражания чужой нарушенной речи;
  • Леворукость, и особенно переученность ребенка на правую руку;
  • Повышенная нервозность ребенка, которая может сопровождаться тиками;

Заикание часто появляется в возрасте 3-х лет наряду с активным речевым развитием, иногда оно имеет наследственную предрасположенность. В этом случае ребенка нужно немедленно показать логопеду, специализирующемуся именно на этом виде дефекта речи. Заикание необходимо исправлять в самом начале появления, иначе потом сделать это будет крайне трудно, а иногда и невозможно.

Нарушение подвижности речевых мышц

Признаки проявления:

  • Выраженный носовой оттенок голоса;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Нарушение мимики, подвижности губ, языка: вялость или повышенная напряженность;
  • Отставание в развитии всех двигательных навыков.

Возможная причина – дизартрия. В результате проявления этого нарушения ребенок не сможет научиться нормативному произношению звуков, поскольку не способен полноценно управлять мышцами органов речи. Его необходимо проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.

На фоне отставания в развитии речи ребенка наблюдается недостаточное ориентирование в повседневных ситуациях

Возможная причина – задержка умственного развития.

Способ решения проблемы – консультация дефектолога.

Помните, что темп речевого развития каждого ребенка индивидуален, зависит от множества сопутствующих факторов. В раннем возрасте окончательные диагнозы не ставятся, за исключением случаев выраженной патологии.

Нарушение произношения звуков, сложные речевые дефекты

Если к 5-ти годам ребенок стойко не выговаривает какие-то звуки, ему необходимы логопедические занятия по их постановке или коррекции. Смешивание в речи и на слух парных звонких-глухих, твердых-мягких или близких по звучанию звуков свидетельствует о фонетико-фонематическом нарушении слуха, при этом диагнозе также показаны регулярные занятия по специальным методикам.

Неразборчивая в целом речь после 4-х лет может свидетельствовать о тяжелых речевых расстройствах, которые в дальнейшем могут отразиться на общем психическом развитии, письменной речи, процессе овладения навыками чтения.

Чтобы определить, есть ли у ребенка сложный речевой дефект, нужно обследовать:

  • Соответствие речевого развития возрастным нормам;
  • Грамотность построения предложений;
  • Понимание речи окружающих;
  • Развернутость фразовой речи;
  • Сохранность слоговой структуры слова;
  • Подвижность речевых органов.

Для обследования речи и установления правильного диагноза необходимы знания в области логопедии, практические навыки, специальные методические пособия.

Поэтому, если есть сомнения в правильности развития речи ребенка или у него наблюдаются устойчивые, не поддающиеся исправлению по подражанию дефекты произношения – обратитесь к логопеду в детскую поликлинику или на логопункт дошкольного учреждения.

Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама

Источник: http://active-mama.com/rechevoe-razvitie-rebenka.html

Развитие речи у ребенка

Развитие речи ребенка

Становление речевых навыков – важная задача в формировании личности в первые годы жизни малыша. Этот процесс зависит от множества факторов: пола, возраста, социальной среды, деятельности головного мозга.

Большинство ученых сходятся во мнении, что изучение языка зависит от совместного воздействия различных механизмов: от врожденных, которыми располагает ребенок, до практических мер.

Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между разговорами матери в последние месяцы беременности и определенным поведением, реакцией на звуковые раздражители со стороны новорожденного.

Разновидности нарушений

  1. Определить задержку и различные нарушения речи важно на раннем этапе. С этой целью лучше обратиться к опытному специалисту – детскому неврологу или логопеду. Существует много причин, почему малыш не разговаривает. В таком случае, важно вовремя определить проблему.

Среди расстройств выделяют дизартрию, дисфонию, заикание, специфические расстройства артикуляции.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

К одной из основных причин в задержке речи у малышей можно отнести невостребованность: когда с ним просто мало разговаривают, а бывает и наоборот – пытаются угадывать его желания. В таком случае, у него отсутствует реакция и необходимость отклика на эмоции и слова родителей. Так же к причинам в отставании относят различные дисфункции мозга, а также генетические заболевания.

    К наиболее частым видам нарушений у детей относят:

  • дислалию – нарушения в произношении определенных звуков. Такой дефект можно устранить, обратившись к опытному логопеду. Специалист скорректирует развитие речи, игры и упражнения помогут изменить произношение.
  • отклонение от норм в строении артикуляционного аппарата.

    Характеризуется нарушение искажением в произношении ряда слов. Малыш в таком случае говорит что-то несуразное и непонятное, не может произнести слова четко, чтобы его поняли. Родителям необходимо обратится к опытному отоларингологу, который поможет справиться с проблемой.

  • дизартрия — следствие нарушения периферического речевого аппарата. В таком состоянии малышу трудно произносить ряд звуков. Могут быть обнаружены дефекты в ритме, темпе, мелодики и громкости голоса. Подобное состояние может сопровождать другими заболеваниями (ДЦП или дисфункциями головного мозга).

    Если в один год и шесть месяцев он не разговаривает, родителям следует обратиться к специалистам – неврологу, логопеду. Так как это может говорить о поражении ряда речевых каналов головного мозга, а также вызвать в будущем сложности в обучении, освоении предметов школьной программы.

    За последние десять-пятнадцать лет ученые, врачи сделали очень многое, чтобы научиться выявлять патологии на ранних этапах. Можно с уверенностью сказать, что если в возрасте двух лет у ребенка скудный словарный запас, он не разговаривает, тогда необходим определенный контроль. Желательно каждые три-четыре месяца, который поможет выявить уровень.

    Возрастные нарушения можно подразделить на следующие условные группы:

  • с нуля до четырех месяцев малыш не реагирует на обращение родителей и других людей (через плач, улыбки и т.д.);
  • с восьми до двенадцати месяцев — не выговаривает и не может произнести буквы (на-на-на, ба-ба-ба), в таком случае необходимо начать выполнять упражнения для развития речи у детей;
  • с двенадцати месяцев до полугода – отсутствие реакции на слова и обращения;
  • с полутора до двух лет – не составляет предложения из простых слов, отсутствует реакция на просьбы родителей, взрослых;

Ребенок в возрасте 3,5 до 4,5 должен иметь хороший словарный запас и уметь лексически грамотно составлять предложения полные и структурированные, правильно произносит звуки без искажений.

Если малыш не разговаривает или произносит отдельные слова, родители должны внимательно понаблюдать за малышом. Особое внимание необходимо обратить на поведение, играет ли он со своими сверстниками, ищет ли общения? Особенно важно развитие речи у детей дошкольного возраста, так как чем ближе к школе, тем хуже может быть ситуация.

1Только с помощью наблюдений за малышом можно сделать вывод о нарушениях, например, об аутизме или других психических отклонениях.

2Вторым важным этапом может стать обследование у специалиста – логопеда, невролога, психолога.

3Третий этап – выявление проблем со способностью слышать. Случается и такое, что для многих мам и пап оказывается новостью тот факт, что малыш плохо слышит.

В случае обнаружения специалистами причин проблем, необходимо следовать указаниям логопеда, делать упражнения для речи ребенка или начать лечение.

Иногда для лечения доктор может назначить определенные препараты. Такие лекарственные средства оказывают положительное воздействие на функцию головного мозга, улучшают процесс обучения и память. Но родители должны помнить главное: выписывать и назначать лекарственные препараты должен доктор!

Советы и упражнения по развитию речи детей 5-6 лет

  1. Если же у малыша не выявлено никаких проблем, достаточно с ним заниматься, выполнять задания по стимулированию произношения новых слов.

    Полезными, по словам экспертов, в этом случае являются следующие занятия: чтение книг, сказок с множеством иллюстраций.

В этом помогут различные скороговорки.

Взрослым нужно быть терпеливыми и творчески настроенными, чтобы суметь проделать эту серьезную работу. Как правило, ребенку трудно сосредоточиться, и непонятно, почему все эти упражнения нужно выполнять.

  1. Логопедические упражнения помогают развить речь у ребенка. Занятия могут носить спонтанный характер. В таком случае он не заметит, как пролетит время, будет радоваться и смеяться. Положительные эмоции улучшают усвоению материала и стимулируют к дальнейшему усвоению материала.

Не рекомендуется просить повторять слова с единственной целью сделать его произношение совершенным. Этого не стоит так же делать, чтобы улучшить его языковые навыки. Скорее всего, такой способ воспитания окажется нежелательным и может спровоцировать обратный механизм – капризы и нежелание выполнять задания.

Родителям не стоит избегать выполнять упражнения и занятия с ребенком для развития речи. Только заботливое отношение и внимание помогут исправить все дефекты речи.

  1. Терапия и необходимость выполнять занятия – выглядят на первый взгляд серьезно, однако все сводится к формированию моторики пальцев рук, артикуляции (для языка и губ), повторение стихов, пополнению словарного запаса. Очень хорошо помогает в этом эмоциональное общение с мамой и папой, освоение мелкой моторики. Помимо этого, игры можно разнообразить дыхательными упражнениями.

Таким образом, речевое развитие – это целенаправленный и планомерный процесс воспитания. Начните заниматься с любимым чадо всего по две минуты в день и через пару сеансов увеличивайте время до двадцати минут.

Если вам удастся его заинтересовать, тренировки пройдут незаметно, а эффект от них будет ощутимым. Лучше всего организовать дружественную атмосферу игры, выбрав для этого подходящее время.

Всегда верьте в свое любимое чадо и всегда демонстрируйте ему, как вы рады его успехам и как вы его поддерживаете!

Источник: https://pjizni.com/semja/razvitie-rechi-u-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.