Развитие адекватной самооценки.

Содержание

Формирование самооценки

Развитие адекватной  самооценки.

Формирование самооценки личности включает в себя постепенное прохождение нескольких стадий развития. Первоначальный этап – это недифференцированное отношение малыша к оценке субъективного поведения взрослыми.

На следующей стадии формирования самооценки зарождается дифференцированное отношение к оцениванию своих личных поступков взрослыми. Затем зарождаются способности и умения самостоятельно оценивать собственное субъективное поведение целиком.

Однако на данной ступени формирования самооценки личности происходит оценивание лишь по принципу полярности: хорошо-плохо. Следующая стадия заключается в появлении способностей и умений к оцениванию не только лишь собственных поступков, но и различных эмоциональных состояний.

Последний этап формирования самооценки у детей заключается в зарождении способностей к самосознанию, которые представляют собой умение осмысливать и оценивать свою персональную внутреннюю жизнь.

Формирование самооценки личности

Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве.

Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая — это отношение к себе, так называемый накапливающийся «настрой на себя».

Ведь любые знания о собственной личности индивид приобретает только лишь в социальном контексте. Затем эти знания неминуемо «обрастают» эмоциями.

Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль.

Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.

Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки.

Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида. Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано.

Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность. Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна.

Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности. Поэтому для самоутверждения и увеличения уверенности в себе, помимо учебной или трудовой деятельности существует множество других занятий, таких как хобби.

Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания.

Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.

Формирование адекватной самооценки

Самооценка – одно из наиболее существенных условий, обуславливающих преобразование маленького индивида в личность.

Она вырабатывает у субъектов потребность в соответствии не только окружающим индивидам и среде, но и уровню своих собственных персональных оценок.

Правильно выработанная адекватная самооценка является не просто знанием собственной личности и не суммой некоторых черт, а определённым отношением к собственной личности. Она обуславливает постижение личности в качестве отдельного устойчивого объекта.

М. Феннел представлял самооценку в качестве центрального звена произвольной саморегуляции. По ее мнению она обуславливает направленность и уровень активности индивида, его позицию в отношении среды, социума, собственной персоны, являет собой сложнейший по психологической природе механизм.

Она вовлечена во массу взаимосвязей и отношений с образованиями психики индивида и представляет собой важную детерминанту всех форм ее деятельности и коммуникационного взаимодействия.

Начальные способности оценивать собственную персону закладываются еще в раннем детском возрасте, а их формирование и совершенствование проистекает на протяжении всего жизненного пути личности.

Р. Немов считал, что самооценка позволяет личности сохранить устойчивость вне зависимости от изменчивости ситуаций, при этом обеспечивая возможность индивиду оставаться самим собой.

Формирование адекватной самооценки человека чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, установления взаимоотношений с социумом, для благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности.

А особое внимание нужно уделять формированию самооценки ребенка, так как у него все образования личности только начинают формироваться, то и самооценка гораздо легче поддаётся воздействию и изменениям.

Ведь малыш не приходит на свет с уже определенным отношением к собственной личности и потенциалу.

Также как и все остальные черты личности, его самооценивание складывается в ходе воспитания, овладения деятельностью и межличностного взаимодействия.

По мере взросления малыши учатся постигать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно эта оценочная составляющая «Я» носит название самооценка. Она представляет собой ядро самосознания, и взаимосвязанную с ним степень притязаний индивида. Под степенью притязаний понимают уровень трудности целей, поставленных ребёнком перед собой.

Самооценивание и уровень притязаний малыша оказывают огромное воздействие на эмоциональное благополучие, его развитие, успешность в разных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится воздействие самооценки малыша на его поступки, поведение, действия и межличностные контакты.

На формирование позитивной самооценки у детей, в первую очередь, влияют семейное воспитание и педагогическое воздействие учителей.

Наверное, очень трудно переоценить воздействие семейного воспитания на детское самооценивание. Именно от родителей зависит уровень самооценки – будет она адекватной или нет. Для адекватной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частое позитивное оценивание их действий, поведения и поступков.

Никогда не следует унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то неправильно, нужно объяснить ему, что не так и показать, как нужно сделать. Старайтесь оценивать его поведение, а не личностные характеристики. Не бойтесь хвалить свое чадо. Только хвалить нужно правильно — не за качества, дарованные ему природой, а за его достижения, победы, пусть и маленькие.

Не менее важную роль в вырабатывании самооценки малышей играют учителя. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школ. А учебная деятельность является на этом этапе развития главной.

Поэтому, считается, что важнейшим фактором, обуславливающим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка учителей. Давая оценку знаниям, умениям малышей, учитель одновременно с этим производит оценку и их личностей, их потенциал, способности и место среди остальных.

Именно таким образом воспринимают оценки учителей дети.

Формирование самоконтроля и самооценки

Современный социум нуждается в развитии и формировании личности социально активной, деятельной, инициативной, творчески выраженной.

Поэтому так необходимо развивать природные задатки, навыки, интеллектуальные способности и умения, склонности и стремления, индивидуальность каждой маленькой личности.

Роль самооценки в формировании личности, которая будет отвечать современным требованиям общества, довольно важна наравне с формированием самоконтроля.

Индивид наделен редкостной способностью контролировать свою деятельность и управлять ею. Через персональный опыт, посредством общения с окружающим социумом и средой, у субъекта вырабатывается внутреннее приспособление – самоконтроль, позволяющий ему поступать логично и соответственно правилам.

Самоконтроль в качестве умения самостоятельно находить собственные ошибки, промахи, неточности, планировать способы ликвидации обнаруженных недостатков. Самоконтроль можно отнести к одному из способов развивающего и воспитывающего контроля. Контроль воздействует на образование устойчивого внимания, формирование памяти и других когнитивных свойств личности.

Самоконтролем принято считать понимание и оценивание индивидом персональных действий процессов психики, и состояний, которые предполагают наличие определенного эталона и возможности приобретения данных о подконтрольных действиях и состояниях.

Условия формирования самооценки и самоконтроля заключаются в развитии у малышей понимания необходимости регуляции своего собственного поведения, основываясь на усвоенных правилах; формировании у детей умений предвосхищать результаты своих поступков во взаимосвязях с эмоциональными волнениями, которые возникают в связи с детскими представлениями о значимости будущих последствий для себя и окружающего социума на основе произведения анализа ситуаций из повседневной жизни; формировании у детей понимания личностной значимости действий, заключающих в себе нравственно-моральный смысл.

Формирование самооценки младшего школьника

Формирование самооценки тесно взаимосвязано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением.

Различные занятия, игры, общение неизменно обращают их внимание на самих себя, ставят их в обстоятельства, при которых они должны как-то относиться к себе и оценить собственные способности, умения что-то производить, покоряться определенным требованиям и нормам, проявлять отдельные качества личности.

Самооценка является важным и необходимым компонентом формирования самосознания, т.е. постижением личностью самой себя, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, действий, поступков, мотиваций и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к остальным индивидам и самому себе.

Уровень притязаний малышей и самооценивание оказывают огромное воздействие на успешность в отдельных видах деятельности.

На протяжении учебного года происходит формирование самооценки младшего школьника. Отдельное ситуативное самооценивание, не связанное с представлением содержательного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция».

Однако самооценивание становится более константным и независящим от ситуаций только при условии взаимосвязи с «Я-концепцией»», а содержательные расхождения при этом между ними не выявляются. На первом году обучения образ своего «Я» приумножается в несколько раз.

Младшему школьнику для учебной деятельности очень необходимо умение грамотно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого необходимы знания о самом себе, своем потенциале.

Процесс вырабатывания самоконтроля имеет зависимость от степени сформированности самооценки. Школьники умеют осуществлять самоконтроль только с помощью и под руководством взрослых или при участии ровесников.

Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Самосознание малышей реализовывается в учебной деятельности.

Оценивание малышами себя в ходе учебной деятельности происходит двумя путями. Первый – заключается в сопоставлении степени личностных притязаний с объективными следствиями личной деятельности. Второй – в сравнении собственной личности с остальными индивидами. И чем выше будет степень притязаний, тем тяжелее будет их удовлетворить.

Успехи и невезения в определенном виде деятельности существенно воздействуют на оценивание личностью собственных навыков и умений в этой деятельности. Так, например, неудачи в основном понижают притязания, а удачи, наоборот, повышают их. Также немаловажно и сравнение.

Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно старается сравнить себя с остальными ребятами, при этом он учитывает не только собственные успехи, но и сложившуюся социальную ситуацию целиком.

Формирование самооценки учащихся

Субъективное самооценивание оказывает существенное влияние на результативность разных видов деятельности и развитие личности индивида во всех периодах ее формирования.

Адекватное самооценивание придает индивидууму уверенность в себе, помогает грамотно ставить цели и успешно их достигать в различных сферах жизни, придает необходимые личностные качества, такие как: инициативность, активность, предприимчивость, деятельность, способность к адаптации.

На определенном возрастном этапе на вырабатывание самооценивания, преимущественно воздействует тот вид деятельности, который в этот период является ведущим.

Ведущей деятельностью учащихся младших классов становится учебная деятельность. Именно от того, как она будет проходить и зависит, главным образом, формирование самооценивания малыша.

Успешность учебной деятельности прямо взаимосвязана с его успехом в учении и успеваемостью.

Формирование самооценки учащихся представляет собой основное новообразование личности. Оценочная деятельность учителей является базисом для вырабатывания самооценки у детей, обучающихся в начальной школе.

Формирование самооценки учащихся продолжает развиваться тогда, когда учитель показывает положительное отношение к учащимся, верит в их возможности, демонстрирует желание помочь им учиться.

А методическая сторона развития адекватной самооценки сводится к использованию в учебной деятельности, главным образом, субъективных эталонов, которые создают прецеденты для рефлексивного оценивания учащимися своих действий.

Учитель для развития у младших школьников адекватного самооценивания должен задействовать различные механизмы и способы. Главным способом считается обратная связь. Все направленные малышу взгляды, жесты, слова, движения, интонации являются обратной связью.

Нужно учитывать, что ребенок поглощает и присваивает такие обратные связи. С их помощью он формирует свою самооценку.

И если обратные связи будут иметь позитивную направленность, то они обеспечат развитие высокого уровня самооценки и, наоборот, если будут иметь негативную направленность — низкого.

Источник: http://psihomed.com/formirovanie-samootsenki/

Формирование самооценки — личностной, адекватной, самоконтроль

Развитие адекватной  самооценки.

Формирование самооценки любого индивида является сложным процессом, включающим несколько различных этапов развития. Самая первая стадия формирования – это целостное восприятие малыша общей оценки его поведения со стороны окружающих взрослых.

Соответственно, на последующей стадии мы наблюдаем более детальное оценивание собственного поведения ребенком, а также его восприятие посторонней оценки его поведения и деятельности.

Лишь на последней стадии окончательно зарождаются и формируются механизмы, позволяющие ребенку самостоятельно оценить конкретный критерий своей личности.

На последней стадии закладки самооценки, которая происходит ближе к подростковому возрасту, для нее характерна полярность, то есть в своей самооценке ребенок придерживается принципов «хорошо-плохо» и ударяется в крайности.

На последующих этапах развивается способность к самостоятельной объективной оценке не только лишь своих поступков, но также переживаний и эмоциональных состояний.

Заключительный шаг – это способность ребенка полностью перенести умение объективного оценивания с внешнего на внутренний мир и переживания.

Создание личностной самооценки

Психологи рассматривают создание личностной самооценки как психологическое новообразование индивида, которое закладывается в нем с самого рождения и развивается в дальнейшем поэтапно.

В нем выделяют 2 главных «компонента», среди которых когнитивное и эмоциональное звено, работающие между собой абсолютно неразрывно. Когнитивное звено является совокупностью познаний индивида о себе, накопленный им опыт о своей личности и ее отдельных факторах, положительных и отрицательных сторонах.

Эмоциональное звено – это отношение человека к общей совокупности когнитивного вена и отдельно взятым качествам своего «Я». Такая структура связана с тем, что любые знания о себе как о человеке, индивид приобретает строго в социальной среде и с социальной точки зрения.

Соответственно, со временем данные знания «обрастают» различными эмоциональными отношениями и оценками индивида как социального субъекта.

Как и на любое другое психологическое образование, на образование самооценки оказывают воздействие множество различных факторов, от которых напрямую зависит и уровень ее развития.  К ним относится общение индивида с окружающими его людьми, развитие коммуникационных способностей в целом, самонаблюдение и самоконтроль.

Любой человек, как социальный субъект, совершает любой вид деятельности и тем самым попадает в конкретную ситуацию, в которой он набирает опыт и вырабатывает свое личное отношение к определенным вещам, поступкам, чувствам.

Также он вырабатывает внутреннюю оценку своих решений, шаблонов поведения, черт характера, положительных и отрицательных сторон.

Нет конкретного вида деятельности, который был бы одинаково полезен для всех индивидов в рамках развития самооценки или же одинаково вреден. В этом психологи выделяют строгую индивидуальность, хотя им удалось несколько систематизировать виды деятельности в отношении самооценки.

Известно, что положительно на адекватность самооценки влияет занятие тем видом деятельности, который является ведущим для текущего периода развития личности. К примеру, формированию объективной самооценки у детей и подростков способствует активное общение со сверстниками и дисциплина в обучении.

В более взрослом возрасте ведущим вариантом деятельности является трудовое самосовершенствование. Однако, как уже оговаривалось, внешние условия для каждой личности совершенно индивидуальны.

Та же учеба или работа выступают в качестве деятельности, которая приносит удовлетворение и возможность самореализации, но также она может послужить источником недовольства, стрессов, эмоционального истощения.

Показателем высокого уровня самооценки считается ее разделение и дифференцировка. Такой индивид способен достаточно объективно оценить свои возможности и внутренний потенциал относительно того или иного внешнего условия.

Хорошая самооценка является залогом целостности внутреннего состояния человека и его стабильности, даже в случае изменений в социуме и других внешних условиях жизни.

Это весьма значимый фактор в рамках становления личности и ее индивидуальности.

перейти наверх

Создание адекватной самооценки

Как личностный психологический фактор, заложенный в каждом человеке с момента его рождения, самооценка важна в рамках становления индивида как уникальной личности. Именно он формирует в сознании человека потребность достигнуть в своем развитии определенного уровня, который будет соответствовать не только требованиям и условиям социума, но и его личным представлениям и притязаниям.

Многие специалисты, например, М. Феннел, предполагают, что самооценка выполняет роль одного из ведущих факторов человеческой саморегуляции. Так создание адекватной самооценки важно для определения направленности и уровня деятельности в жизни индивида.

От нее также зависит его поведение в социуме, интеграция в условия окружающей среды, отношение к окружающим и, конечно же, к собственной личности. Самооценка – это один из самых сложных психологических механизмов. Также Р.

Немов выдвинул популярную в наше время теорию о том, что самооценка также важна для сохранения целостности индивидуальности человека в условиях перемен в его окружении и социуме.

Самооценка наиболее уязвима и в то же время подвержена коррекции в детском возрасте. Это связано с тем, что в этот жизненный период она только начинает формироваться как самостоятельный психологический механизм.

Ребенок не рождается с уже подготовленным внутренним потенциалом и отношением к собственной персоне. По мере своего взросления, получения жизненного опыта, восприятия оценки окружающих, он начинает формировать определенные притязания к окружающим и к себе самому.

Важным фактором для формирования самооценки в этом возрасте является адекватное воспитание малыша, его подготовка, развитие навыков общения.

Когда ребенок взрослеет, он самостоятельно овладевает способностью оценивать свое собственное внутреннее «Я», наравне с тем как он постигает себя самого в качестве социального объекта.

Это и принято считать самооценкой, которая также оказывает влияние на дальнейшую деятельность индивида, связанную с его уровнем притязаний.

Под притязаниями, вернее, их уровнем, понимают тот уровень возможных достижений и трудностей, который человек сам определяет для себя.

Грамотное соотношение самооценки и степени притязаний оказывает огромное влияние на эмоциональное и духовное состояние ребенка.

Если самооценка человека адекватна, то и уровень притязаний меняется в зависимости от реальных возможностей индивида.

Если же наблюдается несоответствие между большими притязаниями и реальными жизненными обстоятельствами, что нередко случается из-за слишком высокой самооценки и самоуверенности, человек ощущает себя несчастным.

На самооценку ребенка активно влияет воспитание со стороны взрослых, а также их поведение. Помимо того, что взрослый человек является неоспоримым авторитетом для малыша, на него также оказывает влияние оценка близкого взрослого его деятельности или личности в целом.

Для того чтобы у подрастающего ребенка складывалась адекватная самооценка, он должен чувствовать атмосферу одобрения и поддержки от своих родителей и взрослых в целом. При этом положительная оценка должна быть направлена на конкретную деятельность и успехи ребенка, а не на что-то, ради чего он не прикладывал усилий.

Стоит быть достаточно объективными в своих суждениях, чтобы будущий индивид не вырос чрезмерно самоуверенным и с завышенной самооценкой.

перейти наверх

Образование самооценки школьника младших классов

Образование самооценки школьника младших классов в основном опирается на его активную деятельность, в частности, общение со сверстниками, учебу, развитие контроля над собой и самодисциплину.

В сущности, любое занятие, особенно если это игры или другая деятельность в коллективе ровесников, вынуждают ребенка обратить внимание на себя и свои поступки.

В некоторых ситуациях также развивается и самоконтроль, дисциплина, вызванная потребностью подчиниться определенным правилам.

Это имеет большое значение и для обучения ребенка. Младшему школьнику необходимо овладеть основами самодисциплины, так как ему потребуется контролировать себя и свои усилия, направляя их на учебу. Достижение такого невозможно без оценки себя и своего потенциала.

Таким образом, человек накапливает опыт знаний о себе уже с самого детства. В ходе любой деятельности, ребенок оценивает себя по нескольким схемам. Прежде всего – это сравнение своей личности с окружающими. Второй путь оценки – это сопоставление желаемого и реальных успехов, ставших результатом личной деятельности.

Разумеется, чем выше притязания ребенка, тем тяжелее ему будет добиться успеха.

перейти наверх

Формирование самооценки

Развитие самооценки достаточно индивидуально, однако на определенных жизненных этапах, большое влияние на нее оказывает вариант деятельности, которыйсчитается главным на данном этапе развития. То есть формирование самооценки учащихся достаточно тесно связано с процессом их обучения.

От того, насколько хорошо будет проходить этот процесс, зависит и адекватность будущей самооценки ребенка. Успешность учебы во многом определяет и саму успеваемость, заинтересованность ученика в работе над собой и получении новых знаний.

Ведущую роль играет адекватная работа самого учителя или воспитателя, которые могут прибегнуть к различным схемам ведения занятий для обеспечения их успешности. Одним из важных факторов выступают внешние связи, то есть жесты, взгляды, слова и их контекст, обращенные к ребенку.

На основе отношения и оценки учителя он выстраивает оценку своей личности, и это необходимо учитывать при ведении педагогической деятельности в младших классах.

Источник: http://PsyTheater.com/formirovanie-samoocenki.html

Развитие и формирование положительной самооценки у ребенка раннего возраста

Развитие адекватной  самооценки.

Во многом на этот процесс оказывают влияние факторы избыточного или недостаточного внимания со стороны матери. В дальнейшем формирование у детей положительной самооценки опирается на их достижения в различных сферах жизни.

Задача каждого родителя — развитие самооценки у ребенка в адекватном русле и становление его как самостоятельной личности.

Предлагаем узнать, какова самооценка у ребенка раннего возраста и какими методами можно её регулировать в нужном русле.

Виды самооценки ребенка: заниженная, высокая и неадекватная ( от чего зависит)

Самооценка ребенка зависит от множества факторов, начинает формироваться еще в раннем детстве.

Зачастую взрослые, делая замечания своему малышу, не осознают, что только в школьном возрасте дети могут сами оценивать свои поступки и способности, успехи и поражения, а пока на их самооценку влияет как раз критика родителей.

В раннем возрасте о том, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, ребенок узнает от своих родных. Существуют различные виды самооценки, рассмотрим самые распространенные из них.

По поведению ребенка можно судить о том, как он себя оценивает. Дети с адекватной самооценкой зачастую более общительны, активны и находчивы. Чрезмерная ранимость и обидчивость, трудности в установлении контакта свидетельствуют о том, что заниженная самооценка у ребенка постепенно усугубляется и развивается. Ребенок, который во всем стремится превзойти других, имеет завышенную самооценку.

Адекватная самооценка, или высокая. Но не завышенная. Такие дети активны, любознательны, общительны, открыты и непосредственны.

Они умеют считаться с замечаниями взрослых и даже сверстников, могут осознавать их справедливость, признавать нарушение ими правил или допущение ошибок в работе.

Такой малыш хорошо развивается эмоционально, интеллектуально и социально, не доставляет родителям неприятностей.

Самое негативное для психики ребенка, а как следствие, и для его самооценки — это сравнение с другими детьми. Поэтому никогда не сравнивайте своего малыша с другими, можете сравнить его с самим собой, т. е. его прошлые или будущие достижения с сегодняшними.

Завышенная самооценка у ребенка тоже негативна: такой малыш также имеет высокую познавательную и физическую активность. Он может с энтузиазмом начать новое дело, даже достаточно сложное, но его энергичность не дает довести это дело до конца.

Не осознает собственных неудач, поэтому достаточно капризен и обидчив, а еще и конфликтен. В коллективе пытается обратить на себя внимание всеми возможными способностями, зачастую занимает позицию лидера.

Если у него что-то не получается или его критикуют, проявляет бурную реакцию — кричит, плачет, топает ногами.

Заниженная, или негативная неадекватная самооценка у ребенка — довольно нежелательное и неблагоприятное явление для полноценного развития личности. Такие дети нерешительны, обидчивы, неуверенные в себе, необщительны.

Также у них проявляются тревожность и страхи. Они плохо адаптируются к новым условиям и трудно сходятся с людьми, даже если сильно этого хотят.

Если им предстоит выполнить какое-либо дело, то они сразу настроены на неудачу, поэтому, боясь не справиться, часто отказываются от новых видов деятельности.

Родителям стоит помнить, что на самооценку ребенка, прежде всего, влияет климат в семье. Все зависит от родителей.

Нормой может считаться завышенная самооценка для ребенка-дошкольника, малыши чаще всего имеют именно такое представление о себе и своих возможностях. Такое понимание себя имеет определение «детский эгоцентризм», когда малыш считает себя центром семьи.

Ведь именно в детстве ему просто необходимо получить как можно больше любви, заботы и внимания взрослых. Если ребенок в достаточном количестве получает вышеперечисленные ощущения, то он растет и развивается полноценной личностью, чувствует себя важным, нужным и защищенным.

Лишь в том случае, когда малыш имеет положительное представление о себе, он может чувствовать себя счастливым и легко преодолевать трудности.

Когда у ребенка уже сформировалось ощущение себя как «хорошего», у него появляется желание соответствовать требованиям взрослых.

Чтобы поддержать подобное стремление, родители должны не попрекать малыша тем, что у него что-то не получилось, а наоборот выражать уверенность, что у него все получится, пусть не сразу, а постепенно, но он научится тому, что еще не умеет.

А также поддерживать эмоциональное состояние ребенка, говоря, что он действительно, умный, честный, порядочный, хороший.

Причины низкой самооценки у детей

Семейная атмосфера, отличающаяся искренностью, теплотой, где присутствуют уважение, поддержка, понимание, доверие, чувство психологической защищенности, поможет формированию позитивной самооценки у ребенка. Тогда как неадекватная самооценка чаще формируется в семьях с отрицательным стилем воспитания. А неадекватная самооценка может привести к появлению негативного поведения.

Рассмотрим основные причины низкой самооценки у детей под влиянием негативных факторов:

  • Заниженную самооценку, сомнение в собственных силах, тревожность, страх совершить ошибку, отсутствие инициативности могут породить завышенные ожидания родителей по отношению к своему ребенку, лишение его самостоятельности (принятие важных решений за него), постоянная опека и контроль, авторитаризм и противоречивость требований.
  • Замкнутость, робость, неуверенность в себе и собственных силах идут корнями из семей, где присутствует неприятие ребенка, нет душевного контакта между членами семьи, ребенку не дают почувствовать весь спектр эмоций.
  • Чрезмерную дисциплинированность, исполнительность, подавление собственных чувств и эмоций, холодность и замкнутость формируют у ребенка родители при гиперсоциальном воспитании, т. е. при слишком правильном или идеальном воспитании.
  • Несамостоятельность, робость, нерешительность, неуверенность и обидчивость возникают при тревожно-мнительном воспитании, когда присутствует постоянная тревога и страх за здоровье и благополучие малыша.
  • Комплекс неполноценности развивается у детей, к которым родители выказывают определенную долю пренебрежения, относятся равнодушно, уделяют ребенку мало внимания.
  • Эгоизм и потребительское отношение к другим закладывают родители, которые относятся к ребенку с обожанием и восхвалением, в семье, где малыш растет кумиром, где удовлетворяются все его прихоти.

Особенности и влияние семьи и детско-родительских отношений на формирование детей, имеющих адекватную самооценку

Помните простое правило, которое проходит лейтмотивом через все наше повествование: родители — это люди, которые оказывают основное влияние на формирование самооценки ребенка, только адекватное воспитание и отношение к малышу помогут избежать появления подобных негативных качеств.

Влияние детско-родительских отношений на самооценку ребенка очень велико, поскольку на личном примере взрослые показывают стереотип оценки ценностей. О том, как семья влияет на самооценку ребенка, можно узнать в этом материале, но это лишь краткая информация.

Для того, чтобы полностью осознать влияние родителей на самооценку ребенка, нужно постоянно заниматься анализом своих действий, слов и поступков.

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста происходит постепенно, но уже к 7-ми годам она становится более адекватной. Постепенно он начинает оценивать себя и свои поступки как бы со стороны.

Что же необходимо предпринять родителям, чтобы развить в ребенке позитивную, правильную самооценку?

  • Уже с малых лет принимайте малыша таким, какой он есть.
  • Если вы сравниваете ребенка, то сравнивайте только с ним самим, его изменения вчера и сегодня, его успехи и поражения бывшие и настоящие.
  • Ругайте только за конкретные поступки, а не в общем.
  • Не оценивайте малыша отрицательно. Так у него может пропасть интерес в будущем что-то делать.
  • Учитывайте его реальные возможности, не нагружайте ребенка заданиями, которые он заведомо не сможет выполнить. Задания посложнее давайте лишь в том случае, если он справился с предыдущим, а если малыш не может выполнить задания с первого раза, повторяйте их или давайте подобные.
  • Проявленную инициативу старайтесь поощрять, показывайте радость от достижений ребенка.
  • Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста: воспитывайте и поддерживайте веру малыша в собственные силы. И сами верьте в него, оптимизм и вера родителей в то, что у него все получится, дают ребенку чувство уверенности в своих силах, защищенности, повышают его самооценку.
  • Помощь предлагайте лишь в тех случаях, когда малыш сам испробовал уже все пути решения ситуации.
  • Помогайте ребенку объективно оценивать свои силы и возможности, достоинства и недостатки.
  • Научите его уважать себя.
  • Учите ребенка радоваться успехам других, тренируйте навыки общения.
  • Анализируйте вместе с малышом его негативные черты характера и неудачи, научите его делать правильные выводы. Дети имеющие адекватную самооценку способы давать разумные объяснения.

Предоставьте свободу выбора ребенку в семье: как дать и когда он её использует

Степень свободы. Степень свободы выбора ребенка зависит от развитости его самодисциплины. Лишь развивая последнюю, он сможет сам принимать зрелые решения. Самодисциплина дает ему возможность оценить, что можно делать, а от каких поступков стоит воздержаться.

Внутренняя свобода ребенка в семье отличается от той, которую предоставляют родители, постоянно предупреждая его об ответственности. Понятно, что совсем маленький ребенок не обладает достаточной самодисциплиной, соответственно уровень его внутренней свободы невелик.

Мы все стремимся поскорее стать взрослыми, чтобы мама наконец «отстала» со своими «нотациями» и постоянными предупреждениями, но парадокс заключается в том, что сегодня многие молодые люди не в силах оценить правильность своих поступков и иногда мамы взрослых детей оказываются более проницательными в исходе того или иного поступка для ее «ребенка».

Цель воспитания в семье должна состоять не в том, чтобы заставить ребенка делать то, что нужно родителям, а в том, чтобы предоставить ему возможность сделать то, что он хочет, и ощутить все негативные последствия его неправильного выбора. Нужно дать ребенку свободу, только в таком случае можно быть уверенным в том, что он больше никогда не захочет повторения подобного опыта

Степень свободы ребенка формируется также и из наказаний и поощрений, которые родители применяли в раннем возрасте. При правильном соблюдении границ личности малыша в дальнейшем он приобретает свободу управлять своей жизнью.

Такое отношение только укрепляет климат в семье. Подросток не станет бороться с родителями за свою свободу, так как они предоставляют ее ему заслуженно.

Свобода, которая вырастает из самодисциплины, ценится выше, а также человек ценит себя и свое достоинство, внимательно относится к свободе других людей.

Как ребенок использует свободу, предоставленную ему родителями?

  1. Он раньше освобождается от ребяческого поведения.
  2. Он растет менее капризным.
  3. В меньшей степени подвержен неконтролируемым чувствам, эмоциям и непреодолимым желаниям.
  4. Давление подростковой среды на такого ребенка менее выражено.

Естественно, что никому не нравится, что его каждый день лишь наставляют. Используя такой метод, нельзя научить ребенка делать правильный выбор.

Хорошо, если в семье ребенку предоставляется право выбора. Даже малыш должен понимать, что его действия могут привести как к удовольствию, так и к боли (моральной и физической).

Предоставьте ребенку свободу и он понесет ответственность за свои поступки, то он вырастет человеком, который способен любить и поступать разумно и правильно.

А вот если степень свободы больше, чем степень ответственности, то такой ребенок вырастет избалованным человеком, неспособным отвечать за свои поступки.

В противоположном случае, когда степень ответственности больше, чем степень свободы, ребенок также не может выразить в полной мере свои желания и самостоятельные порывы, так как должен делать выбор не по велению души, а в угоду родителям или другим людям.

Бывают и ситуации, когда вроде детям предоставляется в равной степени и свобода выбора, и ответственность, но последствия неправильного использования свободы берут на себя их родители, т. е. они не страдают от неправильного выбора, но с возрастом у детей формируется такая негативная черта характера, как безответственность.

Поэтому самый оптимальный вариант, когда ребенку предоставляется очень небольшое количество свободы и в рамках этой свободы ему предоставляется право делать выбор и ощущать его последствия. В результате такого воспитания формируется гармоничная личность, способная любить и нести ответственность не только за свои поступки, но и заботиться о людях.

Источник: https://ladycharm.net/2018/12/formirovanie-samoocenki-u-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.