Объемный дневник Прогоффа — структура успеха

Письменная практика Айра Прогоффа — Родная Азия

Объемный дневник Прогоффа - структура успеха
0

Зачем люди обращаются к письменным практикам? В первую очередь для того, чтобы разобраться с неприятными переживаниями, обрести ясность, вдохновение, позитивный эмоциональный настрой.

Вот этим мы сейчас и начнем заниматься. Мы будем чередовать «задания-раскопки» и «задания-самонаблюдение». И начнем мы с того, что нам в плане письменной работы с переживаниями мог бы предложить Айра Прогофф.

Дневник наблюдений за внутренней погодой (это мой вольный, но по духу все же, верю, близкий перевод названия одного из его упражнений).

Задача такова: в течение как минимум 3-4 дней, можно больше, отслеживать и записывать свои внутренние состояния. Желательно — как можно ближе к вашему опыту.

  • Вот вы проснулись — какое у вас внутреннее состояние?
  • Легкое, бодрое, похожее на птичье пение, или тяжелое, вязкое, похожее на стон?
  • Или какое-то еще?
  • Может быть, у него есть цвет, звук, запах, температура, какое-то тактильное качество?
  • Насколько оно подвижно, прозрачно, стабильно, инертно?
  • Может быть, у него есть мелодия, ритм, какая-то стихотворная фраза?
  • Какая погода сейчас в вашем внутреннем мире?

Записывать это можно двумя способами.

Один (рекомендуемый, если вы не боитесь разорвать привычные рутины) — это как можно более «сразу». Вот обратили внимание на внутреннее состояние — сразу достали блокнот или телефон, дату-время поставили и ухватили-запечатлели внутреннее состояние, буквально несколькими словами.

И маркеры поставили — с чем связываете? «12:45, серая цилиндрическая тошнота, уныние и раздражение, пора поесть». 7-12 раз в день оптимально.

Второй — вечером, перед сном. Прогофф предлагает в таком случае отматывать от последнего момента к более ранним. «23:40, сел на кровати, очень устал, тяжесть и напряжение, ощущение, что качу в гору камень. До этого сидел за компьютером с нарастающим ощущением тупости и напряжения.

До этого…» и т.д. до момента пробуждения. Тут важно какие-то ключевые моменты изменения состояния не пропустить. Через 3-4 дня (или примерно раз в неделю, если сделаете это систематической практикой) перечитываем, смотрим, выделились ли паттерны, пишем рефлексивный отклик.

  • Б) у вас в жизни вроде бы внешне все нормально и стабильно, но изнутри как-то чувствуется «тухло» и непонятно, зачем это все.

Метод Прогоффа позволяет достаточно быстро и «с погружением» пересмотреть свою жизнь, ее внешние события и внутреннее наполнение, а главное — настроиться на то, что Прогофф называет «внутренним движением души» вашей жизни.

Он называет свой подход «глубинной гуманистической психологией«. «Глубинность» идет из аналитической психологии Юнга (Юнг, прочитав ранние работы Прогоффа, настолько впечатлился, что пригласил его к себе в Швейцарию).

Сходство с подходом Юнга — в представлении о «Самости», которая, развиваясь, интегрирует сознание и бессознательное (вот это и есть, похоже, то самое «внутреннее движение души»), и в использовании активного воображения (Прогофф называет его «сумеречным воображением»).

Гуманистичность Прогоффа — в том, что он считает, что любой человек способен к самостоятельному самопознанию, и что у каждого человека есть «зерно потенциальности», способное прорасти, и своя внутренняя система символов.

Прогофф — в первую очередь социальный работник, а не аналитический психолог; его всегда интересовало, как можно сделать, пожалуй, самый всеобъемлющий, «глубинный» и «вершинный» метод психотерапии доступным тем, кто никогда не сможет заплатить за длительную работу с аналитиком.

Также его интересовало, как сделать так, чтобы человек не пытался «отформатировать себя» с использованием системы символов, адекватной устройству психики конкретного психотерапевта (т.е. герра Юнга), а искал и создавал бы собственную систему символов, адекватную устройству его собственной уникальной психики.

В пределе, Прогофф хотел «спилить сук», на котором сидят психотерапевты: разработать такой метод письменной практики, который мог бы заменить присутствие психотерапевта.
Получилось ли у него? Это вопрос.

Формат работы

Сейчас работа с «интенсивным дневником» (тм) Прогоффа представляет собой серию двухдневных семинаров (4-5), каждый из которых посвящен одной из секций структурированного дневника: «Время жизни», «Отношения/диалоги», «Глубинное измерение (сны и воображение)», «Смысловое измерение», «Духовное измерение».

В каждой из секций — несколько разделов. Эти семинары проводит специальным образом обученный сертифицированный фасилитатор, т.к. очень многое зависит от его опыта и настроенности как на «внутреннее движение души» собственной жизни, так и на «внутреннее движение души» группы.

Фасилитатор дает инструкции к упражнениям каждого раздела, следит за регламентом, «настраивает» атмосферу группы.

В этих группах нет шеринга в привычном для психологов смысле. Участники молча пишут в свои структурированные дневники, потом, по приглашению фасилитатора, кто-то может зачитать вслух часть своей записи, при этом все остальные свидетельствуют услышанному — молча.

Некоторые упражнения помогают собрать большой массив материала (например, о содержании периода настоящего, о снах, о событиях жизни, о значимых людях и т.п.), а другие — глубоко и подробно исследовать что-то одно. Конечно, за время одного семинара невозможно охватить все то, что хотелось бы.

Поэтому в промежутках между семинарами участники могут продолжать писать в тех разделах, к которым их тянет вернуться, а также пополнять различные списки, начатые на семинаре.

Упражнения на исследование «с погружением» занимают каждое не меньше 40-60 минут, т.е. это не та практика, которой можно заниматься постоянно, систематически, каждый день — ведь когда-то и жить надо.

Однако для того, чтобы эта практика стала духовной работой, после семинаров или в промежутках между ними хорошо уделять Прогоффскому дневнику полтора-два часа в неделю (это примерная оценка, по опыту коллег).

Отличие дневника Прогоффа как духовной практики от дневниковых упражнений, направленных на «разгребание» конкретного переживания или ситуации, в том, что дневник Прогоффа претендует на то, чтобы охватить всю жизнь человека, ничего не оставив «за бортом».

  • Отношения с людьми и другими значимыми фигурами;
  • отношения с телом;
  • отношения с большими социальными группами, социальными движениями и системами убеждений;
  • отношения с работой и хобби;
  • воспоминания;
  • фантазии;
  • сны;
  • отношения с книгами, фильмами, музыкой и иными видами искусства;
  • отношения с людьми и фигурами, воплощающими мудрость;
  • чувства и смена настроений;
  • отношения с событиями и жизненными обстоятельствами.

Мне кажется, очень немногие терапевтические подходы могут лечь в основу такого всеобъемлющего инструмента письменного самоисследования.

 Дарья Кутузова

Источник: http://rodnaya.asia/meditatsii/pismennaya-praktika-ajra-progoffa/

метод Прогоффа — 2

Объемный дневник Прогоффа - структура успеха
writing_curesМетод Прогоффа больше всего подходит для двух типов ситуаций:А) у вас в жизни произошло что-то такое, что вы оказались в кризисе; жизненные обстоятельства радикально изменились, и вы в замешательстве и не знаете, как жить дальше.

Б) у вас в жизни вроде бы внешне все нормально и стабильно, но изнутри как-то чувствуется «тухло» и непонятно, зачем это все.

Метод Прогоффа позволяет достаточно быстро и «с погружением» пересмотреть свою жизнь, ее внешние события и внутреннее наполнение, а главное — настроиться на то, что Прогофф называет «внутренним движением души» вашей жизни. Он называет свой подход «глубинной гуманистической психологией«.

«Глубинность» идет из аналитической психологии Юнга (Юнг, прочитав ранние работы Прогоффа, настолько впечатлился, что пригласил его к себе в Швейцарию).

Сходство с подходом Юнга — в представлении о «Самости», которая, развиваясь, интегрирует сознание и бессознательное (вот это и есть, похоже, то самое «внутреннее движение души»), и в использовании активного воображения (Прогофф называет его «сумеречным воображением»). Гуманистичность Прогоффа — в том, что он считает, что любой человек способен к самостоятельному самопознанию, и что у каждого человека есть «зерно потенциальности», способное прорасти, и своя внутренняя система символов.

Прогофф — в первую очередь социальный работник, а не аналитический психолог; его всегда интересовало, как можно сделать, пожалуй, самый всеобъемлющий, «глубинный» и «вершинный» метод психотерапии доступным тем, кто никогда не сможет заплатить за длительную работу с аналитиком.

Также его интересовало, как сделать так, чтобы человек не пытался «отформатировать себя» с использованием системы символов, адекватной устройству психики конкретного психотерапевта (т.е. герра Юнга), а искал и создавал бы собственную систему символов, адекватную устройству его собственной уникальной психики.

В пределе, Прогофф хотел «спилить сук», на котором сидят психотерапевты: разработать такой метод письменной практики, который мог бы заменить присутствие психотерапевта.

Получилось ли у него? Это вопрос.

Формат работы

Сейчас работа с «интенсивным дневником»(тм) Прогоффа представляет собой серию двухдневных семинаров (4-5), каждый из которых посвящен одной из секций структурированного дневника: «Время жизни», «Отношения/диалоги», «Глубинное измерение (сны и воображение)», «Смысловое измерение», «Духовное измерение (медитации)». В каждой из секций — несколько разделов.

Эти семинары проводит специальным образом обученный сертифицированный фасилитатор, т.к. очень многое зависит от его опыта и настроенности как на «внутреннее движение души» собственной жизни, так и на «внутреннее движение души» группы. Фасилитатор дает инструкции к упражнениям каждого раздела, следит за регламентом, «настраивает» атмосферу группы.

В этих группах нет шеринга в привычном для психологов смысле. Участники молча пишут в свои структурированные дневники, потом, по приглашению фасилитатора, кто-то может зачитать вслух часть своей записи, при этом все остальные свидетельствуют услышанному — молча.

Некоторые упражнения помогают собрать большой массив материала (например, о содержании периода настоящего, о снах, о событиях жизни, о значимых людях и т.п.), а другие — глубоко и подробно исследовать что-то одно. Конечно, за время одного семинара невозможно охватить все то, что хотелось бы.

Поэтому в промежутках между семинарами участники могут продолжать писать в тех разделах, к которым их тянет вернуться, а также пополнять различные списки, начатые на семинаре. Упражнения на исследование «с погружением» занимают каждое не меньше 40-60 минут, т.е.

это не та практика, которой можно заниматься постоянно, систематически, каждый день — ведь когда-то и жить надо. Однако для того, чтобы эта практика стала духовной работой, после семинаров или в промежутках между ними хорошо уделять Прогоффскому дневнику полтора-два часа в неделю (это примерная оценка, по опыту коллег).

Отличие дневника Прогоффа как духовной практики от дневниковых упражнений, направленных на «разгребание» конкретного переживания или ситуации, в том, что дневник Прогоффа претендует на то, чтобы охватить всю жизнь человека, ничего не оставив «за бортом».

Отношения с людьми и другими значимыми фигурами; отношения с телом; отношения с большими социальными группами, социальными движениями и системами убеждений; отношения с работой и хобби; воспоминания; фантазии; сны; отношения с книгами, фильмами, музыкой и иными видами искусства; отношения с людьми и фигурами, воплощающими мудрость; чувства и смена настроений; отношения с событиями и жизненными обстоятельствами. Мне кажется, очень немногие терапевтические подходы могут лечь в основу такого всеобъемлющего инструмента письменного самоисследования.На сегодня пока все; пожалуйста, задавайте вопросы и делитесь впечатлениями-соображениями.writing_curesМногие сравнивают дневник Прогоффа с лабиринтом — есть дверь, сквозь которую ты попадаешь в многомерное пространство залов, анфилад, парков, и в каждом из них есть несколько дверей, ведущих куда-то дальше, и в итоге ты можешь попасть в сердце, ядро этого пространства… и именно оттуда можно снова выйти наружу и увидеть, «как изменился мир, пока он был вне нас» (это из песни Михаила Щербакова цитата).Интенсивные дневниковые семинары по методу Прогоффа, в рамках этой метафоры, похожи на прогулку по лабиринту с инструктором, который показывает и объясняет, где мы находимся и куда было бы интересно и важно дальше попасть. (Почему-то мне при этом вспоминается музей Торвальдсена в Копенгагене.) Потом, уже освоившись в лабиринте, человек получает возможность оказываться в интересующем его месте, не проходя все предыдущие этапы от начальной «двери».

Дверь, или точка входа в пространство самоисследования по Прогоффу — это описание периода настоящего.

Ести продолжать фантазировать про здание-лабиринт, то описание периода настоящего создает своего рода фойе, откуда открывается множество дверей. Можно вообразить, что там также есть окно, и в окно видно, какая погода. Солнечные зайчики или тени от облаков на стенах, силуэты птиц и прочая и прочая — это тоже проходы в какие-то другие пространства.

В контексте письменной практики это окно — так называемый «реестр ежедневных переживаний», мне нравится называть его «дневником наблюдений за внутренней погодой». Смысл в том, чтобы записывать, какое у вас настроение, как меняются ваши чувства в течение дня, и в  связи с чем. В фокусе — именно переживания, а не события.

Если попробовать вести такой дневник на протяжении, допустим, двух месяцев, можно узнать много интересного о собственных реакциях, о роли тела в жизни чувств и о многом другом, что даст опору для изменения жизни. Прогофф пишет о «ритме внутренних событий».

Записывать можно как в конце дня (или в начале нового дня), так и сразу по мере возникновения различных чувств и перемен в настроении.

Page 3

writing_curesоднако, «затравки» выходят еженедельно уже полгода, оказывается 🙂

Сегодня вот такая:

Возможно, вас с детства воспитывали в атеизме («бога нет»), теизме или деизме («бог есть, и он (не) вмешивается в человеческие дела») или агностицизме («может быть, бог есть, может быть, его нет, мы этого не знаем»). Так или иначе, как бы вас ни воспитывали, в какой-то момент произошло нечто, что заставило вас усомниться в верности убеждений, которые вам внушали. Что это было? Что возникло в вашем опыте, что было несовместимо в тот момент с верой (или неверием)? (может быть, вы были атеистом или агностиком, но непосредственно испытали присутствие Бога? или, наоборот, вдруг обнаружили, что там, куда вы привыкли обращаться в молитве, никого нет?) Как вы обошлись с этим опытом потом?

(Затравка — это тема или вопрос для самостоятельного письменного самоисследования в течение 15-20 минут. Если хотите попробовать — возьмите чистый лист или откройте файл, и перепишите в начало «затравку».

А потом пишите быстро, не критикуя и не подвергая цензуре, все, что приходит в голову в связи с этой темой. Так можно узнать о себе что-то новое.

 
Полезно бывает после работы с «затравкой» написать рефлексивный отклик — о том, каково вам было писать и куда это вас привело).

Page 4

|

writing_curesПри работе с дневником по методу Прогоффа очень важна настройка. В книге инструкция для настройки повторяется практически перед каждым упражнением. Она такова, что, на самом деле, эффективнее было бы иметь ее записанной в аудиоформате. И перед тем, как обращаться «к поверхности сознания», где, по мнению Прогоффа, находятся мысли, эмоции и воспоминания, и перед тем, как идти «глубже», к ощущениям, смутным чувствам и интуитивным предчувствиям и прозрениям, — иначе говоря, перед тем, как сделать любую запись, — рекомендуется сесть удобно, закрыть глаза, несколько раз глубоко вдохнуть, ощутить и отпустить ненужные напряжения в теле и придти в состояние внутренней тишины. Это такая уютная, живая, доброжелательная тишина. Противоположность суете. И из этого состояния уже обращаться к дневнику, отвечать на приглашения его разделов. (Например, раздел «Запись ежедневного» приглашает обратиться к внутренней погоде и записать, какова она и как она менялась в последнее время.)Внутреняя тишина помогает работать с «сумеречным воображением» — это очень существенная часть прогоффского метода.Мы привыкли в нашей повседневной жизни пользоваться рациональными функциями «дневного сознания». Некоторые из нас обращают внимание и на содержания сновидений — работы «ночного бессознательного». «Сумеречное воображение» — это своего рода пространство между дневным рациональным сознанием и сновидениями. Это не совсем фантазии и грезы, потому что фантазии и грезы во многом — внутренний кинематограф осознанных желаний, символическое их удовлетворение. Когда мы обращаемся к сумеречному воображению из состояния внутренней тишины, мы не пытаемся «увидеть» или иначе испытать что-то конкретное. Мы фокусируем внимание «внутри», «в глубине» (можно представить себе, что когда вы обычно читаете, пишете или разговариваете, точка осознавания, или фокусировки, находится у вас где-то за глазами… почувствовали? а теперь попробуйте сместить ее в центр груди и «посмотреть» оттуда). И когда мы фокусируем внимание «внутри», «в глубине», на том, что для нас важно, что волнует или заботит, мы приглашаем чувственные образы, любые, спонтанно возникающие при такой фокусировке. Мы открыты им, не пытаемся их удержать, а следим за тем, как они возникают, трансформируются, исчезают, уступают место другим. Возможно, вы пробовали так делать, когда засыпаете или дремлете. Это очень похожее состояние, только гораздо более осознанное и произвольное. Эти чувственные образы — не обязательно зрительные; они могут быть слуховыми, обонятельными, тактильными, вкусовыми, ощущениями внутренней теплоты или открывающегося внутри пространства, или это могут быть эмоциональные квази-телесные ощущения.Работая по методу Прогоффа, мы дополняем рациональные записи обращением к сумеречному воображению, а также «внутренней корреляцией». Например, сделав запись в раздел «Описание периода настоящего», мы обращаемся к сумеречному воображению и записываем, какие у нас в связи с периодом настоящего возникают образы. А потом можно в воображении взять сумму рациональных записей в левую руку, а сумму образов сумеречного воображения — в правую, и «взвесить» и «сравнить» их. Возникшее в результате новое понимание и будет «внутренней корреляцией».

Источник: https://writing-cures.livejournal.com/50341.html

Дневник успеха! Зачем нужно вести дневник?

Объемный дневник Прогоффа - структура успеха

Хочешь, чтобы твой доход увеличился через 90 дней? Тогда заведи Дневник Успеха!

Хочу сегодня поговорить с Вами о том,  зачем нужно ввести свой Дневник успеха? Какая польза от него ? И нужно ли его вообще вести?

Я надеюсь Вы знаете, кто такой Бодо Шефер?

Он является финансовым консультантом № 1 во всей Европе, талантливым писателем и хорошим бизнесменом, миллиардером, мастером своего дела.

Когда ему исполнилось 30 лет, он уже жил на проценты от своего капитала!

Желаете и Вы так жить?

Тогда внимательно читайте его рекомендации по поводу введения своего Дневника успеха!

Что собой представляет Дневник успеха?

Дневник успеха – это Ваша полезная тетрадка, в которую Вы должны каждый день записывать все свои достижения за целый день, а также положительные оценки и комплименты в Вашу сторону.

Каждый день, не ленясь, Вы должны взять себе за привычку писать в свой Дневник успеха не меньше 5 вещей, с которыми Вы замечательно справились и то, чего Вы смогли достичь за сегодня.

Например, Вы сварили вкуснющий украинский  борщ  и Ваш любимый сделал Вам комплимент – запишите; Вы заставили себя подняться с дивана и качнуть 50 раз пресса,  молодец – запишите;  сегодня на работе начальник похвалил Вас за качественно выполненное задание – запишите!

И так Вы должны все записывать каждый день!

Хочу предложить Вам очень эффективную и полезную методику профессионального и личностного роста, методика, с помощью которой Вы сможете легко управлять своим успехом, методика от  самого Бодо Шефера – «Дневник успеха».

Успешный финансист и опытный тренер по вопросам: «Деньги», «Личностное преуспевание», Бодо Шефер говорит:

«Дорогие мои, если Вы каждый день будете вести свой Дневник успеха и не лениться — ровно через 90 дней, Ваш материальный доход увеличиться минимум на 20 %, а то и больше! Гарантирую!»

Запомните одну простую вещь–  так устроено, что наш мозг очень легко запоминает все неудачи, ошибки, неприятные ситуации, чем успех и счастливые моменты!

Из-за этого мы начинаем себя недооценивать, страдает наша уверенность в себе, мы мысленно себя начинаем воспринимать неудачником в прямом смысле этого слова, а как Вы знаете мысли то материальные!

Правда жизни № 1: на каждое «да» в нашей жизни мы часто слышим 18 раз «нет»;

Правда жизни № 2: наш мозг в 11 раз дольше и медленнее обрабатывает все неприятные ситуации, которые с нами случаются…

А вот по поводу положительных и приятных эмоций, так мы о них очень быстро забываем, не умеем на них концентрироваться, не растягиваем по дольше эти радостные моменты, которые обладают неимоверной силой и позитивной энергетикой.

С этого напрашивается вывод – мы с самого детства программируем себя на неудачи.

Мы постоянно слышим от своих родителей фразы: «нет», «нельзя», «сюда не ходи»!

И теперь эти же фразы мы повторяем своим детям!

Успешные и независимые люди, все как один твердят одно и то же, что введение собственного Дневника успеха поможет Вам достичь огромного успеха, как в профессиональном плане, так и на личном…и  совсем не важно, как Вы свой дневник назовете : «Журнал успеха» или «Протоколы достижений»…

Как внедрить методику «Дневник успеха» в реальность?

№  1. – Сегодня же купите себе Дневник (это может быть: толстая тетрадь в клеточку, блокнот с закладками, блокнот на пружине – покупайте то, к чему душа лежит!)

№ 2. – Каждый день, записывайте в свой дневник минимум 5 вещей, которые Вы сделали идеально и при этом Вы остались довольны собой!

«Что писать?» – спросите Вы.

Это Вы должны сами для себя решить!

Любая ситуация, любая вещь, что вызвала у Вас приятные эмоции – должна быть записана в Вашем дневнике!

Например, Вы помогли сегодня старушке перейти дорогу – запишите; Вы решили пройтись по парку и подышать свежим воздухом – запишите; Вы сдали экзамен — запишите; Вы для себя наконец-то приняли какое-то важное решение – запишите!

В Дневник успеха записывайте 5 самых важных вещей за целый день!

№ 3. – Писать нужно в своем ежедневнике ручкой каждый день!

Это совсем не сложно выделить 15 минут и записать 5 приложений!

№ 4. – Лучше заполняйте свой дневник перед сном.

Чем полезен Дневник успеха?

  1. У Вас повыситься мотивация!

    Когда Вы ведете свой дневник успеха, у Вас рождается дополнительное желание чего-то достигать!

    Возможно, это желание и стимул появляется от того, чтобы Вам в дальнейшем было что читать, чтобы Вы за себя гордились, когда перелистывали каждый свой день и понимали что прожили его не зря!

  2. Забудьте о депрессии!

    В один прекрасный день на Вас нападет депрессия, опустятся руки…

    Что Вы будете делать?

    Правильно!

    Вы возьмете свой Дневник Успеха и будете его перечитывать, а потом поймете, что грустить  то и не за чем, потому что Вы все делаете для того, чтобы Ваша жизнь каждый день становилась ярче и лучше!

  3. Вы станете более уверенным в себе! Ваша самооценка повыситься!

    Вот подумайте: Вы сейчас держите в руках свой толстый Дневник успеха, на каждой станице которого куча личных успехов и достижений!

    ВЫ молодец!

    Как после такого не верить в свои силы?

  4. Собственный контроль за достижением целей!

    Вы сможете всегда держать под контролем и анализировать свой личный путь к успеху!

    Вы  будете ставить конкретные оценки самому себе, что делаете правильно, а что нет – это полезная вещь!

    Когда Вы будете вести свой Дневник успеха, Вы станете лучше разбираться в своих сильных сторонах, улучшите собственную технику исполнения!

  5. Вы будете концентрировать свое внимание на личных достижениях! (это главная привычка успешных людей.)

    Вот давайте вспомним великих и богатых людей, после их смерти всегда оставались какие-то записи…причем эти дневниковые записи они начинали писать до того, как стали успешными и получили признание!

    А теперь сядьте, сосредоточьтесь и подумайте – что Вам хорошо далось сегодня, а что вчера?!

    Если Вам тяжело вспомнить свои каждодневные победы – Вы нуждаетесь в ведении собственного Дневника успеха!

Методика Бодо Шефера «Дневник успеха» — это одна из главных и действующих методик для достижения своих целей, личностного успеха и признания!

А теперь, обязательно посмотрите мотивирующее видео с самим Бодо Шефером!

«Зачем нужно вести Дневник успеха?»

Скажу лично о себе: я применяю эту методику совсем недавно, но те приятные перемены, которые происходят со мной каждый день – впечатляют меня…

  • Твиттер

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Источник: http://dnevnyk-uspeha.com/psihologiya/dnevnik-uspeha-zachem-nuzhno-vesti-dnevnik.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.