Кризис 3-х лет

Кризис 3х лет у ребенка — Солнечный Город

Кризис 3-х лет

Возрастные кризисы неизбежны в ходе развития каждого человека. Кризис – это «поворотный пункт», когда пора перейти на новый этап, ввести новые правила взаимодействия с миром.

Кризис трёх лет – что это?

Второй по счёту переломный период в жизни человека, переход от раннего возраста к дошкольному, становится испытанием для многих родителей.

Ребёнок меняется, а взрослые не могут приспособиться к его поведению. Родители хотят, чтобы он оставался таким же милым, ласковым, послушным, а его будто подменили.

Отпрыск устраивает истерики, топает ногами, противится, говорит «нет». Все эти симптомы лежат на поверхности, а глубоко внутри происходят серьёзные психологические изменения.

С малышом творится то, что ему непонятно, задача родителей – быть рядом, понимать и поддерживать.

Причины кризиса

Изменившееся поведение подрастающего человека имеет объективные причины: ребёнок взрослеет, «созревает» для проявления самостоятельности, осознания своих возможностей.

Малыш постепенно отдаляется от взрослых, стремится к независимости. Кризис – закономерный этап: человек нуждается в собственном опыте, чтобы проживать свою жизнь.

В трёхлетнем возрасте ребёнок преодолевает очередной рубеж и выходит на новый уровень развития.

Как проявляется кризис

Маленький член семьи осознаёт, что он уже не младенец, что он в состоянии влиять на людей, события, и стремится быть наравне с взрослыми.

Малютка осваивает причинно-следственные связи и пытается манипулировать родителями, например, замечает, что истерика гораздо эффективнее действует на маму в супермаркете или на детской площадке, чем дома.

От реакции родителей зависит, насколько быстро ребёнок преодолеет противоречия «хочу»-«могу»-«должен».

7 основных признаков кризиса трёх лет

1. Своеволие. В 3 года начинает формироваться система «Я». В лексиконе появляется местоимение «я», а это означает, что ребёнок теперь осознаёт себя как отдельную личность. Раньше он был вместе с мамой, в год он понял, что мама всё-таки отдельный человек, а к трём годам осознал: есть мир, а есть он в этом мире.

Малыш перестаёт называть себя в третьем лице. Если раньше он говорил: «Миша хочет гулять», то теперь – «Я хочу». Он часто произносит «Я сам». Ребёнок стремится делать то же, что взрослый, но самостоятельно (одеваться, обуваться, мыть посуду, как мама, забивать гвозди, как папа, и т.д.).

Поскольку у малыша не хватает навыков, многое не получается, из-за этого он расстраивается.

2. Упрямство. Иногда можно наблюдать, как ребёнок настаивает на своём не потому, что он этого хочет или ему это нужно, а потому, что он так сказал. Желание давно потеряло актуальность, но малыш до последнего стоит на своём вопреки логике. Для него важно не получить желаемое, а отстоять свою позицию.

3. Негативизм. Ребёнок всегда отвечает «нет» на любую просьбу взрослого. Он отрицает всё, что ему предлагают. Например, вы точно знаете, что сын голоден, но стоит позвать его кушать, как он отказывается от обеда.

Для него не важна истина, главное – сказать наперекор взрослому. Зачастую негативизм направлен на кого-то одного: мама предложила – ребёнок отказался, позвала бабушка – он согласился.

Не стоит огорчаться: это свойство ребёнок обычно тренирует на самом значимом для себя взрослом.

4. Строптивость. Ребенок выступает против правил и ценностей, которые существуют в его жизни. Например, не желает делать то, что он обычно делал каждый день: отказывается мыть руки после улицы, чистить зубы перед сном.

5. Обесценивание. В кризисный период для ребёнка теряется ценность тех вещей, которые раньше были ему дороги. Он может сломать игрушку, обозвать или даже ударить маму, папу.

Такое поведение часто вызывает шок у родителей. Следует понимать, что это не проявление агрессии, а скорее проверка границ дозволенного.

Взрослому следует очертить рамки, чтобы ребёнок понял и запомнил, что можно делать, а чего нельзя.

6. Протест-бунт. Ребёнок намеренно совершает поступки, которые вызывают возмущение окружающих, устраивает истерики, привлекает к себе внимание. Психика малыша формируется под влиянием взрослых.

Если с раннего возраста ему многое запрещено, накапливается нереализованная энергия действия, которая впоследствии выливается в протесты.

Чем меньше запретов, тем больше возможностей, и тем реже ребёнок будет протестовать.

7. Деспотизм. В период кризиса наблюдаются противоречия: с одной стороны, ребёнок имеет стремление выйти из-под опеки, с другой – желает оставаться маленьким, получать больше внимания.

Ребёнок может стать властным, начинает требовать, указывать, руководить взрослыми. Порой маме кажется, что в этом нет ничего дурного, она послушно исполняет все просьбы, но потом замечает, что кроха действительно командует ею.

Важно вовремя осознать, что ребёнок переходит границы, и взять ситуацию под контроль.

Продолжительность

Кризис обычно продолжается несколько месяцев. Он может начаться в два с половиной года или ближе к трём и закончиться в начале четвёртого года или даже к четырём годам. Чётких временных рамок не существует, всё индивидуально, некоторые дети задерживаются в кризисном состоянии несколько лет.

Как справляться: советы психологов

Проявление признаков кризиса в большой мере зависит от действий родителей. Если старшие понимают, что это сложный этап в развитии ребёнка, что ему необходимы поддержка и помощь, что ребёнок изменился, стараются приспособиться к «новому» малышу, то кризис протекает не так ярко, не столь болезненно.

Обходить «острые углы» помогает соблюдение следующих принципов:

  1. Дипломатия. Не командуйте, постарайтесь не обращаться к ребёнку в повелительной форме. Приглашая ребёнка к столу, не говорите «иди кушать», «пойдём на улицу». Лучше спросите: «Будешь кушать?», «Хочешь погулять?». Ребёнок может проявить негативизм и отказаться просто для того, чтобы ответить «нет». Невинная хитрость взрослого – альтернативный вопрос: «Что ты будешь кушать, борщ или кашу?». Дайте маленькому человеку выбор, он сам примет решение.
  2. Уважение. Относитесь к ребёнку, как к желанному гостю в вашем доме. Прежде чем взять вещь ребёнка, спросите разрешения.
  3. Переориентация. Предлагайте замену нежелательным поступкам: «нельзя рвать книжку, вот тебе газета, ты можешь порвать её». Любое занятие можно реализовать в другом варианте: поиграть с мячом не дома, а во дворе, порисовать не на обоях, а на листе ватмана и т.д.
  4. Игра. Можно добиться очень многого, если переводить всё в игровую форму. Для ребенка игра – это доминирующий вид деятельности. Он может отказываться идти домой с прогулки, но охотно примет предложение «превратиться» в кошек-мышек и бежать наперегонки в «норку». Любой пиковый момент, готовый вот-вот перерасти в скандал, легко перевести в игру, чтобы получить положительные эмоции.
  5. Тайм аут. Когда ребёнок отказывается делать что-то, не настаивайте, а попробуйте подойти к нему с этой же просьбой спустя какое-то время.
  6. Уступки. Очень важно уступать в мелочах. В жизни так много запретов, а каждому человеку необходим собственный опыт. Полезно научиться совершать ошибки, извлекать из них уроки и делать выводы. В ситуациях, которые не касаются безопасности ребёнка или других людей, позволяйте ему проявлять инициативу и получать результаты.
  7. «А давай вместе». Из-за своеволия в кризисном возрасте ребёнок часто берётся за те вещи, которые пока физически не в состоянии сделать. Если он не просит о помощи, лучше её не предлагать. Но когда вы видите, что малыш несколько раз повторяет одно и то же, у него не получается, он раздражается, нервничает и призывно хнычет, подойдите и скажите: «А давай вместе?». Возможно, он согласится, и всё получится.

Чего нельзя делать

Мудрый взрослый находит золотую середину в отношениях. В период кризиса научитесь проявлять гибкость. Психологи советуют:

  • не приказывать;
  • не «ломать» упрямство;
  • не мешать самостоятельности;
  • не ругать;
  • не выполнять требований ребёнка во время истерик.

Ребёнка невозможно уберечь от уроков жизни, он будет сталкиваться с ними снова и снова. От родителей требуется благожелательный настрой и готовность позволить ребёнку получить собственный опыт и сделать выводы.

Источник: https://sunny-town.org/info/krizis-3kh-let-u-rebenka.html

Кризис 3 лет

Кризис 3-х лет

Кризис 3 лет у ребенка – это сравнительно короткий этап жизни, который может характеризоваться длительностью в несколько месяцев, а иногда и до двух лет.

Ребенок заметно меняется на протяжении данного этапа, переходя на ступеньку выше в собственном жизненном пути.

После преодоления малышом рубежа трехлетнего возраста его взрослое окружение начинает отмечать серьезные видоизменения в нем: ребенок становится упрямым, изменчивым, капризным, вздорным.

Причины кризиса 3 лет у детей

К сожалению, абсолютное большинство взрослых лиц не осознают, что данный период развития характеризуется довольно важным для малыша психическим процессом, заключающемся в возникновении первого яркого выражения собственного «Я». Таким образом, поведение детей представляет собой попытку научиться делать многое самостоятельно и находить решение собственных проблем.

Существует несколько проявлений, знание которых поможет родителям определить, что малыш приближается к кризисному этапу. У детей наблюдается острый интерес к отражению собственной персоны в зеркале, они начинают озадачиваться собственной внешностью и выявляют заинтересованность к тому, какими они кажутся в глазах окружения, также дети начинают обостренно реагировать на неудачи.

Кризис 3 лет Выготский считал наиболее сложным этапом на пути взросления малышей. Новые потребности трехлетнего малыша уже не удовлетворяются прежней моделью взаимодействия с ним и ранее устоявшимся образом жизни. Поэтому он в протест, для отстаивания собственного «я» ведет себя наперекор родителям при этом, ощущая противоречие между своим «хочу» и «нужно».

Таким образом, происходит развитие ребенка. Любому процессу развития, кроме медленных перемен, сопутствуют и скачкообразные кризисные переходы. Постепенные накопления личностных изменений сменяются бурными переломными моментами.

Симптомы кризиса 3 лет

В кризисные периоды дети характеризуются особой чувствительностью к оцениванию собственной персоны и своих поступков. Они становятся более обидчивыми, слегка злопамятными (они помнят длительный период времени незаслуженное, по их мнению, наказание), хитрыми (показывают чувства и настрои, которые не ощущают).

В качестве «семизвездья симптомов» обрисовал кризис 3-х лет Выготский. Первыми признаками трехлетнего кризиса считаются появления негативизма и повышенного влечения к самостоятельности.

Негативизм представляет собой попытку малыша проявить собственную независимость. Другими словами кроха на любое предложение, услышанное от родителей, отвечает отрицательно – «нет» становится его любимым словом. Например, мать зовет ребенка обедать, но что получает в ответ «нет», но через 10 минут малыш может сам прийти.

Подобным поведением он демонстрирует, что сам решает, нужно ему обедать или нет. Такие действия не являются ответной реакцией на содержание предложения. Данная реакция направлена на отправителя предложения.

Ребенок, переживающий кризисный этап развития, всего лишь стремиться сделать все наоборот, даже при условии того, что это идет вразрез с его желаниями.

Кризис 3 лет истерики становятся постоянным спутником кризисного этапа, что может озадачить и расстроить родителей, вследствие чего они будут искать причины подобных действий в отклонениях психического развития. Детские попытки отграничить собственное «я» от родителей являются прогрессивными тенденциями развития.

Кризис 3 лет симптомы и основные проявления впервые описала Э. Келер.

Она выделила такие симптомы трехлетнего кризиса: негативизм, строптивость и упрямство, своевольство, протест-бунт, обесценивание взрослых, устремленность к деспотичному поведению.

Однако за этой композицией из отрицательных характеристик, родителю необходимо постараться разглядеть попытки малыша установить качественно новые формы взаимоотношений с окружением и выделить собственное «Я».

Часто трехлетние дети любые свои действия в ответ на предложения родителей сопровождают словами: «Я сам». Феномен фразы «Я сам» обозначает не только самостоятельность в действиях, но и психологическое отгораживание малыша от взрослого.

И чем быстрее родитель уяснит необходимость преобразования взаимоотношений с крохой и перестроит их, тем менее негативными будут проявления кризиса.

Упрямство и негативизм в детском поведении возникает вследствие того, что дети еще не умеют подвергать оценке собственное состояние, не в состоянии осознать и объяснить свои замыслы. Вот поэтому их поведение и кажется бессмысленным противостоянием взрослым.

Дети в кризисном периоде трехлетнего возраста характеризуются чрезмерной настойчивостью, которая иногда достигает уровня настырности, если малыш хочет добиться чего-нибудь конкретного от взрослого.

Кризис 3 лет истерики в случаях, когда дети не получают желаемого, наблюдаются довольно часто. Чтобы избежать их родителям следует постараться переключить внимание крохи с ситуации, провоцирующей конфликт, на предмет или явление, которое его точно заинтересует. Главное при этом вести себя уравновешенно. Так как родительские крики могут только усугубить истеричные проявления.

Упрямство также является чертой, присущей малышам в кризисном периоде трех лет. Она проявляется не потому, что малыш хочет какую-то конкретную вещь, а потому что ему необходимо, чтобы то, что он требует, было выполнено. Малыш просто связан собственным первоначальным решением.

Строптивость в поведении детей направлена против системы воспитания, уклада жизни, устоявшегося до трех лет. Малыш может начать баловаться, когда родители смотрят телевизор или готовят кушать.

Своеволие проявляется в стремлении все делать самостоятельно. Ребенок сам хочет сделать себе бутерброд, пытается самостоятельно заправить постель или завязать шнурки. Такое поведение является первыми проявлениями его взрослости. На данном этапе кроха уже начинает осознавать разницу между взрослыми лицами и детьми, вследствие чего стремится быть похожим на взрослое окружение.

Протест-бунт выражается в состоянии противостояния окружающим, нередко даже, может проявляться «военными действиями» по отношению к ним. Дети склонны грубить бабушке или дедушке, пререкаться с мамой. Часто дети, перешагнувшие трехлетний рубеж, ссорятся и с ровесниками, забирают у них игрушки либо не желают делиться своими, нередко, даже дерутся.

Обесценивание взрослых выражено в том, что малыш начинает ругать, дразнить, нередко, даже, обзывать родителей. Дети отказываются признавать собственную неправоту и не просить прощение за резкость.

Детская деспотичность принуждает родителей делать все, чего требуют малыши. Они пытаются манипулировать родителями при помощи безудержного рева, грубого обращения, капризности. В отношении к младшим малышам в семье ревность является деспотическим проявлением.

Таким образом кризис трех лет симптомы и основные проявления помогают родителям понять, что происходит с их чадами, для того чтобы они могли своевременно откорректировать модель своего поведения, вследствие чего трехлетний кризис пройдет для крохи наименее ощутимо.

Кризис 3 лет — рекомендации родителям

Малыши, преодолевшие трехлетний рубеж, начинают ожидать от взрослых участников семейных отношений признания собственной самостоятельности и независимости. Они хотят, чтобы с их мнениями считались и советовались с ними.

Дети не могут ждать, когда их желания быть самостоятельными исполниться. Они не понимают еще будущего времени.

Им необходимо все немедленно, вследствие чего дети стремятся любой ценой достигнуть самостоятельности и самоутвердиться в победе, даже если такая победа приносит неудобство из-за ссоры с близким окружением.

Родительскую опеку можно представить в виде яичной скорлупы, защищающей зародыш цыпленка. Малышу безопасно, тепло и уютно находиться под ней, но в определенный момент она выстраивает помехи на пути его роста.

Поэтому ребенок не инстинктивно, а уже сознательно ломает «скорлупу», чтоб познать превратности судьбы, изведать непознанное и неизведанное. А главным его открытием становится открытие самого себя.

Ребенок начинает ощущать себя независимым, и в некотором роде всемогущим, однако в силу собственных возрастных возможностей он не в состоянии обойтись без родителей. Поэтому он начинает сердиться на них и мстить при помощи единственного доступного ему средства – слез.

Кризис трех лет психология характеризует, как движущую силу детского развития, которая представляет собой смену ведущей деятельности. Окончание данного этапа знаменует начало нового периода – дошкольное детство.

В трехлетнем возрасте ролевая игра становится ведущей деятельностью. Малыши практикуют игры, в которых они изображают взрослое окружение и подражают ему.

Детские кризисы могут иметь неблагоприятные последствия, такие как увеличенная мозговая чувствительность к влиянию среды, ранимость ЦНС вследствие нарушений в перестройке метаболизма и преобразовании эндокринной системы. Другими словами, кульминационная фаза кризиса 3 лет у ребенка представляет собой комбинацию из прогрессивного эволюционного скачка и функционального дисбаланса, который неблагоприятен для детского здоровья.

Такой дисбаланс подпитывается также активным ростом физического тела крохи соответственно и его внутренних органов. Вследствие чего адаптационные возможности и компенсаторный потенциал детского организма снижаются, малыши становятся более подверженными различным недугам, особенно нервно-психического характера.

Кризис 3 лет у ребенка — как с ним справиться? Можно судить о привязанностях малышей, выявив, на кого устремлен его кризис. В основном, таким объектом оказывается мать. Поэтому ответственность за грамотный благоприятный выход малыша из кризиса возлагается, в первый черед, на нее. Нужно понимать, что дитя само страдает от кризисных проявлений.

Кризис 3 лет психология утверждает, что один из наиболее значимых периодов психического развития ребенка, который знаменует его переход на еще одну ступеньку детства вверх.

Именно поэтому рекомендуется родителям, если они стали замечать резкие изменения в поведении собственного чада, постараться выработать правильную стратегию во взаимодействии с ним, стать более лояльными в мерах воспитательного характера, расширить права и круг обязанностей крохи, дать вкусить ему самостоятельности в пределах разумного, чтобы он смог насладиться ею.

Нужно понимать, что малыш не соглашается с родителями не из простого упрямства, он пытается испытать характер взрослых и отыскивает слабые места в нем, чтобы в дальнейшем при отстаивании собственной независимости воздействовать на них. Поэтому малыш может перепроверять несколько раз за день родительские запреты.

И если он замечает хотя бы малейшую возможность, при которой «нельзя» трансформируется в «можно», то добьется своего, если не у родителей, то уж точно у бабушек дедушками. Сердиться за подобное поведение на него все же не рекомендуется.

Необходимо просто грамотно сбалансировать систему поощрений и порядок наказаний, соблюдать последовательность действий всеми участниками семейных отношений. Ведь это взрослые родственники с момента появления крохи на свет систематически приучали его к пониманию того, что желания крохи являются законом для близкого окружения.

Поэтому не следует удивляться, когда малыш не обращает внимания на взрослые запреты. Ребенок не может понять, почему это вдруг изменилась система требований. Поэтому он в отместку будет твердить родителям «нет». Обижаться на кроху за это не следует.

В ситуациях, когда желания крохи значительно превосходят его реальные возможности, необходимо найти выход из ситуации через ролевую игру.

Если родители заметили кризис 3 лет у ребенка и как с ним справиться – это насущный вопрос, то им рекомендуется сделать все возможное, чтобы малыш ощущал себя равным своему близкому взрослому окружению.

Источник: http://psihomed.com/krizis-3-h-let/

Кризис 3 лет у ребенка: возрастная психология

Кризис 3-х лет

Многие родители знают от знакомых, старших родственников, психологов и педиатров, что примерно в 3 года поведение малышей начинает резко меняться.

Но заранее приготовиться к кризису 3 лет почти ни у кого не получается. Еще вчера милая доверчивая кроха радовала своим послушанием и хорошим поведением любимых родителей.

Сегодня на обычное предложение пойти пообедать мама может услышать грубые слова или увидеть настоящую истерику.

Резкая перемена характера, поведения чада, его агрессивность застают врасплох любящих родственников. Часто взрослые начинают выяснять, кто виноват в плохом воспитании крохи. В наступившем кризисном периоде не виноваты ни сами родители, ни методы их воспитания.

Пришло время, когда маленький человечек начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Малыш считает, что он уже большой, взрослый, может делать все сам. Внимание, забота и опека родителей для крохи трех лет означают, что его все еще считают беспомощным, не доверяют ему.

Именно поэтому у малышей начинает проявляться негативное отношение к любимым людям.

Психология кризиса 3 лет у ребенка доказывает, что это — обязательный этап в развитии ребенка, помогающий малышу осознать себя как личность. Не стоит выяснять, кто из взрослых плохо воспитывал чадо. Надо консолидировать все свои силы, чтобы помочь маленькому упрямцу пережить этот сложный период жизни.

Понятие кризиса у трехлетних малышей

Говорить о том, что кризис наступает ровно в 3 года, не совсем корректно. Кризисный период может начаться у детишек уже с 2 лет и длиться до 4 лет. Продолжительность, интенсивность кризиса зависят от темперамента ребенка: так, холерики более возбудимы, и кризисные явления у таких деток часто проходят с бурными истериками.

На интенсивность кризиса 3 лет может влиять и стиль воспитания деток, принятый в семье. В семьях с диктаторским методом воспитания чада проявления кризиса могут проходить более бурно, интенсивно.

Детки в таких семьях часто подавляются психологическими и физическими методами.

Добившись силой от крохи внешнего послушания, родители создают предпосылки для серьезных психологических проблем в будущем у своего ребенка.

Кризис 2 лет у детей не выделяется отдельно, так как является началом сложного кризисного периода у трехлетних несмышленышей. Столкнувшись с первыми трудностями кризисного периода, родителей в первую очередь волнует вопрос — сколько длится кризис 3 лет у ребенка.

 Длительность кризисного периода может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Такой длительный промежуток зависит от поведения родителей, их готовности пойти навстречу своему чаду и вместе решать сложные вопросы.

Кризис у ребенка заставляет родителей переоценивать некоторые методы воспитания детишек.

Внешнее проявление кризиса выражается в желании малыша делать все самостоятельно, часто вопреки собственному желанию. «Я сам», «не хочу», «не буду», — именно это предстоит очень часто выслушивать взрослым в семье. Отрицая установленные порядки, правила поведения в семье, ребёнок формирует независимость, при этом создаются предпосылки для личностной самооценки.

Мальчики намного более упрямые, чем девочки. Зато девочки чаще капризничают. В активный период кризиса приступы упрямства, капризности происходят от 5 до 19 раз в день.

Проявление кризиса

Психология характеризует проявление кризисных явлений у детей трёх лет как «семизвездие симптомов». Выявлены следующие симптомы кризиса 3 лет:

  • Своеволие. Малыш пытается доказать, что он полностью самостоятелен и не нуждается в помощи взрослых. Именно при проявлении своеволия старшие родственники чаще всего слышат от крохи: «Я сам». Маленький упрямец сам выбирает себе одежду и сам одевается. Пытается сам застегнуть пуговицы и молнию на куртке, зашнуровать кроссовки или ботиночки. Кроха делает попытки самостоятельно перейти дорогу или включить утюг.
  • Упрямство. Не стоит путать желание достичь поставленной задачи, настойчивость с проявлением упрямства. Когда кроха пытается построить башню, несмотря на то, что кубики постоянно падают, малыш проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. А вот когда кроха отказывается убирать за собой игрушки или идти кушать, объясняя свой поступок: «Сказал — не буду, значит — не буду», — это и есть проявление упрямства. 
  • Деспотизм. Этот симптом можно назвать попыткой манипулирования взрослыми. С помощью крика, истерик кроха пытается добиться, чтобы родители выполнили его желание. Например, купили еще одну игрушку или вместо кинофильма стали смотреть мультики, которые требует показать малыш. Кроха может топать ножками, пытаться ударить маму, чтобы она его послушалась.
  • Негативизм. Полное отрицание всего, что предложили родители, даже если кроха сам этого хочет. Мама предложила посмотреть любимые мультики или пойти погулять в парк — малыш сразу отказывается, хотя ему очень хочется выйти на прогулку. Негативизм очень похож внешне на непослушание. Однако непослушание — это действия, направленные на выполнение своих собственных желаний вопреки желаниям взрослых. Негативное отношение обычно направляется выборочно на одного члена семейства, чаще всего это мама.
  • Симптом протеста. Малышу кажется, что родители ограничивают его свободу. Правила поведения, соблюдение режима дня — все вызывает протест у малыша. Не хочу, не буду, отстаньте — маленький человечек все чаще проявляет агрессию. И опять начинаются истерики у ребенка.
  • Строптивость. Этот симптом очень напоминает негативизм. Но при строптивом поведении негативная реакция упрямого чада направлена не на конкретного члена семьи, а на все окружающее: вещи, предметы, порядки. Если в семье существуют разные подходы к воспитанию подрастающего поколения, то ребенок будет чаще демонстрировать свою строптивость. 
  • Обесценивание. Все прежде любимые игрушки, книги, сказки, вещи и самое главное — близкие родные люди перестают цениться крохой. Ребенок может сломать специально любимую машинку или оторвать кукле ноги, порвать страницы книги, кинуть на пол и топтать любимые джинсы. Несмышленыш начинает употреблять грубые слова, обзывать взрослых. Малыш хочет доказать свою значимость тем, что обесценивает ценность всего остального.

Советы для родителей

Психологи дают рекомендацию готовиться заранее к трудному этапу взросления ребенка. Уже с года, когда малыш начал ходить, забота не должна превращаться в гиперопеку. Не надо держать кроху все время за ручку: отпускайте его побегать. Проявляйте внимание к его настроению, к тому, что кроха хочет.

Когда ребенок достигает возраста двух лет, он может уже рассказать маме о своих проблемах, трудностях. Не отталкивайте ребенка. Слушайте свое чадо, принимайте во внимание мнение ребенка.

И тогда к трем годам малыш будет чувствовать любовь и понимание родителей, будет уверен, что родные его всегда поймут. Во время наступления кризиса, на третьем году жизни крохи, у малыша останется ощущение, что он под защитой своей семьи.

Сам кризисный период у таких детей будет проходить без бурных эксцессов и займет всего несколько месяцев.

Наука психология подробно изучает возраст 3-х лет. В этом возрасте у многих детишек начинает формироваться самооценка, закладываются основы будущей личности.

Именно от реакции взрослых зависит, как может пройти этот кризисный период у подрастающего поколения: вырастет ли малыш сильным, волевым человеком или станет слабохарактерным истериком? Будет ли ребенок уверен в себе, или у малыша появится куча комплексов, которые будут мешать его развитию?

Для более успешного прохождения кризисного этапа у ребятни 3-х лет, для того чтобы он длился как можно меньше, психология разработала несколько советов для родителей трехлетних малышей:

  • Кризис 3-х лет — это не результат плохой генетической предрасположенности или неправильного воспитания. Взрослым не стоит, особенно в присутствии непоседы, выяснять — кто виноват, что кроха вырос непослушным ребенком.
  • Не стоит ограничивать любое проявление активности, а также позволять непоседе делать все, что он захочет. В первом случае вырастет закомплексованный безынициативный человек, во втором — избалованный домашний тиран. И в том, и в другом случае ребенку будет непросто адаптироваться во взрослой жизни.
  • Предоставьте малышу больше самостоятельности. Поговорите с крохой, скажите, что вы надеетесь на его помощь, ведь он уже такой большой и взрослый. Определите круг обязанностей непоседы. Пусть маленький человечек помогает мыть посуду, накрывать на стол — отнесет, допустим, тарелку с сыром или хлебом. Не отказывайте своему чаду, когда кроха хочет помочь с уборкой в квартире. Хвалите малыша за все хорошие поступки
  • Уважительно относитесь к советам, мнению чада. Пусть кроха сам выберет, в каком платье или свитере пойдет на прогулку. Спрашивайте у него советы, если хотите немного переставить мебель в квартире или решаете — что приготовить на обед. В магазине пусть малыш сам выберет фрукты или десерт на ужин.
  • С упрямством боритесь с помощью хитрости. Если кроха отказывается купаться, попросите помочь научить плавать куклу. Или сообщите, что машинка хочет проверить новый двигатель на улице и ждет малыша на прогулку.
  • Не устраивайте трагедию из-за мелочей. Ребенок может съесть сначала десерт или второе, а потом поесть суп или борщ. Если у него осталась еда на тарелке, вполне возможно, что вы предлагаете крохе слишком большие порции. Не стоит насильно заставлять все доедать.
  • Поменьше приказывайте чаду. Пытайтесь договариваться, идти на уступки. Обязательно выполняйте свои обещания. Маленький человечек все запоминает, может сильно обидеться. Тут будет действовать принцип — раз взрослые обманывают, значит, и я не буду их слушаться.

Боремся с капризами

Самая большая проблема в кризисе 3-х лет — это частые капризы и истерики маленьких упрямцев. Чтобы избежать истерик, капризов, с детьми следует заранее обговаривать ваши действия. Если вы идете за продуктами для ужина, это не означает, что вы обязаны купить новую игрушку. Поговорите с чадом, объясните — куда вы направляетесь, спросите его мнение.

Если у ребенка уже началась истерика, не переходите на крики и угрозы, сохраняйте спокойствие.

Детишки любят устраивать истерики в людном месте, отведите капризное чадо в тихий уголок, где не будет зрителей. Не начинайте читать нотации и воспитывать детей в присутствии других людей.

Лучше всего обнимите кроху. Расскажите своему чаду, как вы его любите, а также, как вас огорчает такое поведение непоседы.

Ни в коем случае не прибегайте к физическим, телесным видам наказания. Маленький человечек только озлобится, его упрямство может только возрасти. Кроха начнет бояться родителей.

 Никогда не оскорбляйте своего ребенка, не называйте его растяпой, хулиганом. Хвалите за все успехи. Не высмеивайте неудачи. В этом возрасте у многих деток появляются новые страхи, справиться с которыми кроха самостоятельно не сможет.

Дети начинают бояться высоты, темноты, опасаться незнакомых людей и огромного пространства.

Как мы пережили кризис

Ольга, 28 лет
Сын Макар, 4 года

Сынуля был непослушным с детства, но лет до 2 все ограничивалось отказами от супа и нежеланием убирать игрушки, по себе помню, что это нормально. А когда мы отдали его в садик, началось что-то невообразимое.

Крики и истерики по утрам, воспитатели постоянно жаловались, что он не ходит играть, обижает других детей, совсем не ест. Мы тогда не на шутку перепугались и забрали Макара домой на несколько месяцев, я взяла отпуск, и мы с мужем по-очереди занимались дома, пытались понять, как преодолеть кризис.

Конечно, сначала я ругалась, кричала, могла шлепнуть его, но вой становился только громче, и тогда мы решили действовать двумя способами — договор и игнорирование.

Не обращать внимание на истерики получилось, Макар стал спокойнее, когда понял, что ничего не добьется таким способом, он сам стал идти на компромисс. В итоге через три месяца мы спокойно вернулись в садик, а к 4 годам даже капризы для нас стали редкостью.

Коррекционные игры: помогаем преодолеть кризис

Неважно, сколько длится кризис в трех летнем возрасте и с какой интенсивностью он проявляется — помогать ребенку бороться с ним необходимо.

Одного понимающего отношения бывает недостаточно, особенно если чадо уже выработало привычку закатывать истерики в определенный момент — поход в магазин, обед и ужин, отход ко сну.

Составьте себе памятку таких случаев и держите при себе, чтобы в любой момент найти решение. Уговоры помогают не всегда, поэтому в некоторых случаях можно использовать игру как метод борьбы с кризисом.

«Магазин»

Смоделируйте ситуацию похода за покупками, только чтобы ребенок был в роли продавца. Пусть любимая игрушка будет покупателем, который при этом ужасно себя ведет, кричит, требует сладостей. Попытайтесь успокоить буйного «клиента» вместе с ребенком, но не говорите в конце игры: «Ты ведешь себя так же».

«Мама»

Игры в семью — любимые у детей. Пусть дочка или сын будет укладывать спать любимую машинку или куклу. Он должен спеть ей песню, рассказать сказку — делать все, как взрослый. После этого кроха не только успокоится сам, но и ляжет спать, потому что все еще следует сюжету игры.

«Сказка на ночь»

Придумывайте вместе сюжет сказки, в которой будет много примеров, которые так или иначе отражают поведение вашего чада. Не акцентируйте внимание на сходстве, но разбирайте ситуацию, спрашивайте, как лучше вести себя герою в той или иной ситуации.

Заключение

Свои страхи кроха может прятать за капризами, только чуткость и внимательность к поведению деток могут помочь преодолеть эти страхи. Большой опыт по выведению деток из кризиса, характерного для возраста 3 года, имеют такие известные личности, как профессор Выготский, доктор Комаровский. Он предлагает методы, позволяющие преодолеть кризисный период без больших эмоциональных потерь.

Источник: https://pups.su/psihologiya/krizis-3-goda.html

Манюня

Кризис 3-х лет

К трем годам ребенок может уже самостоятельно есть, умываться, одеваться и многое другое. У него возникает потребность действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности  даже в сфере пока не доступной. Это находит свое выражение в словах «Я сам».

Возникает стремление к самостоятельности, что означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желание взрослых, что подтверждается настойчивым «Я хочу».

Противоречие между «хочу» и надо ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные переживания, приводя к обострению кризиса трех лет. В этот период развивается самосознание ребенка, что имеет очень важное значение для становления его личности.

 Наличие кризиса свидетельствует о необходимости создания новых отношений ребенка и взрослого, иных форм общения.

7 симптомов кризиса трех лет:

Негативизм. На любое ваше предложение ребёнок старается ответить словом «нет». Вы его зовете кушать — он отвечает, нет, через полчаса он уже приходит на кухню, всем своим важным показывая, что вот сейчас он проголодался. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

Упрямство. Каждый из нас часто встречает в магазине разрывающегося от плача ребенка из-за того, что родители отказываются ему купить что-то. Вы сразу подумаете — «какой невоспитанный ребёнок», скорее всего ребенку около 3-х лет. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Ребенок начинает баловаться, кувыркаться, когда вы смотрите телевизор или готовите ужин, или ещё хуже, когда к вам приходят гости.

Своеволие. Стремится все делать сам. Он сам мажет бутерброд, завязывает шнурки, заправляет постель. Это связано с первыми проявлениями взрослости ребёнка. Он начинает понимать разницу между детьми и взрослыми, и стремится к похожести на последних.

Протест-бунт.

Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Он грубит бабушке, пререкается с мамой, даже сверстники не обходят этот протест стороной. Группа маленьких кризисников в песочнице часто ссорятся. Не дают играть в свои игрушки, и дерутся, робко размахивая лопатками.

Симптом обесценивания. Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Отказывается признать свою неправоту и попросить прощения за грубость даже под угрозой лишения шоколада.

Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Безудержными рыданиями, дерзким обращением, капризностью. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Что в это время происходит с ребенком?

Кризис третьего года жизни — это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет.

Он чувствует себя большим и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем — что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать.

Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе со взрослыми, но и с самим собой. Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики.

Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями, но буря настигает его изнутри — вот так в муках происходит становление психики.

Пик кризиса — истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции.

Ребенок как будто испытывает (подсознательно, конечно!), поможет такой метод добиться своего или нет.

Кстати, истерики требуют зрителей — вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.

Важно! Кризис трех лет похож на подростковый, и от того, насколько мудро поведут себя родители, может зависеть, каким будет подростковый период — тяжелой катастрофой с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением взрослости…

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

  • Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует — все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает.

    Ну развезет воду, разобьет пару тарелок — не велика потеря… Зато сколькому научится и как самоутвердится!

  • Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора — такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама знает — пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?».

    (Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или машинкой?)

  • Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку — ситуация под контролем и без конфликта.

  • Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам — значит начинать процесс надо на полчаса раньше.

Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем чаще всего — на людях. Что делать?

  • На ультимативное требование говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешнее спокойствие и бесстрастность — как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется терпеть. Пойдешь на поводу — и истерика станет у ребенка привычным инструментом достижения цели в общении с родителями.
  • Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное местечко и кладем как взяли — пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь — придется просто подождать, когда буря минует.
  • Создать приятные перспективы — иногда это помогает успокоить. Например, мама говорит: «Ваня, ты раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб и по пути купим фломастеры — будем рисовать».
  • Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне жаль, что ты не сдержался…» или «Я так сердита, мне прям кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.

Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис — это хорошо! Да, вас ждет трудный период, но он определяет новую ступень развития ребенка.

Источник: http://manyunya.com/krizis-3-x-let-u-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.